Итоги рейтинга образовательных учреждений. Основные подходы к формированию рейтингов образовательных организаций

Рейтинг Московских школ, показавших высокие образовательные достижения

Задача Московского образования - обеспечение доступности качественного образования для всех москвичей.

Все без исключения москвичи имеют возможность обучаться по программам общего образования. Ключевой вопрос сегодняшнего дня добиться достойного столицы КАЧЕСТВА во ВСЕХ без исключения школах города.

Эта задача обусловлена повышенными требованиями населения к результатам образования и подкреплена РЕСУРСАМИ города. За последние два года произошли коренные изменения в укреплении и развитии материальной базы, финансировании образовательных программ.
В целях создания стимулов на повышение качества, работу с одаренными детьми с 2011 года функционирует система грантов Мэра, направленная на поощрение школ работающих с одаренными детьми, достигающих высоких образовательных и воспитательных результатов.
Подходы, критерии отбора лауреатов, положены в основу разрабатываемого сейчас Московского стандарта качества образования.
Первые результаты показывают резкое УМЕНЬШЕНИЕ доли школ, не способных обеспечить качество СТОЛИЧНОГО образования.
Каждая школа, каждое образовательное учреждение Москвы может и должна гарантированно обеспечить уровень требований МСКО
Совет ректоров Москвы планирует принять решение об установлении при приеме во все Московские ВУЗы нижнего порога баллов ЕГЭ на высоком уровне, соответствующем МСКО.

При определении конкурса на присуждении гранта Мэра Москвы за высокие образовательные достижения был сформирован рейтинг, на основе объективных независимых показателей работы школ: ЕГЭ, ГИА, Всероссийская и Московская олимпиады школьников, результаты диагностических работ.

Блок 1. Высокие результаты по повышению качества и доступности среднего образования:
. За каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл.
. За каждого учащегося, который получил на ГИА-9 по русскому языку и математике в сумме не менее 9 баллов (при пятибалльной шкале по каждому предмету), а также сдал один предмет по выбору на балл выше установленного минимального порога начисляется 0,25 балла.

Блок 2. Олимпиады Всероссийская (заключительный и региональный этапы) и Московская олимпиада школьников (каждый учащийся по каждому предмету учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом):
. призер Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады — 1 балл,
. победитель Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады — 3 балла,
. призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады — 5 баллов,
. победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады — 10 баллов
. Дополнительные критерии.
Общеобразовательные учреждения могут увеличить количество баллов, полученное в рейтинге общеобразовательных учреждений, получив по:
. 0,01 балла — по каждому предмету за каждого учащегося, преодолевшим установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах.

0,03 балла — за каждого ребенка, осваивающего в данном учреждении основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре такой программы и условиям её реализации.

Позиция в рейтинге Образовательное учреждение Округ
1 Лицей №1535 Центральный
2 Центр образования №57 Пятьдесят седьмая школа Центральный
3 Лицей Вторая школа Юго-Западный
4 Гимназия №1543 Западный
5 Гимназия №1514 Юго-Западный
6 Центр образования №218 Северный
7 Физико- математический лицей №1580 при МГТУ им. Баумана Южный
8 Центр образования №548 Царицыно Южный
9 Гимназия №1518 Северо-Восточный
10 Школа-интернат Интеллектуал Западный
11 Гимназия №1567 Западный
12 Средняя общеобразовательная школа №179 Центральный
13 Центр образования №654 Юго-Восточный
14 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением физики и математики №2007 Юго-Западный
15 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка №1251 Северный
16 Лицей №1568 Северо-Восточный
17 Лицей №1502 при МЭИ Восточный
18 Лицей №1303 Юго-Восточный
19 Лицей №1557 Зеленоград
20 Лицей №1546 Плехановец Центральный
21 Лицей №1533 Информационных технологий Юго-Западный
22 Средняя общеобразовательная школа №25 Юго-Западный
23 Гимназия №1534 Юго-Западный
24 Лицей №1511 при Московском инженерно-физическом институте Южный
25 Гимназия №1519 Северо-Западный
26 Лицей №1547 Юго-Восточный
27 Лингвистический Лицей №1555 при Московском государственном лингвистическом университете Центральный
28 Гимназия №1562 им. Артёма Боровика Юго-Восточный
29 Гимназия №1529 Центральный
30 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1944 Северо-Западный
31 Средняя общеобразовательная школа №1189 им. И. В. Курчатова Северо-Западный
32 Средняя общеобразовательная школа №444 с углубленным изучением отдельных предметов Восточный
33 Центр образования №1479 Центральный
34 Центр образования №1637 Восточный
35 Средняя общеобразовательная школа №1253 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
36 Гимназия №1576 Северный
37 Гимназия №1517 Северо-Западный
38 Средняя общеобразовательная школа №192 Юго-Западный
39 Средняя общеобразовательная школа №26 c педагогическими классами Юго-Западный
40 Лицей №1581 Центральный
41 Гимназия №1527 Южный
42 Лицей №1574 Центральный
43 Гимназия №1542 Западный
44 Средняя общеобразовательная школа №1223 с углубленным изучением англ.языка Северный
45 Гимназия №45 Юго-Западный
46 Центр образования №1158 Южный
47 Лицей №1523 Южный
48 Государственная столичная гимназия Северо-Восточный
49 Центр образования №109 Юго-Западный
50 Гимназия №1528 Зеленоград
51 Лицей 1571 Северо-Западный
52 Средняя общеобразовательная школа №199 Юго-Западный
53 Гимназия №1522 Северо-Западный
54 Гимназия №1513 «Московская городская лингвистическая гимназия Центральный
55 Центр образования №2006 Юго-Западный
56 Гимназия №1508 Восточный
57 Средняя общеобразовательная школа №1277 с углубленным изучением немецкого языка Центральный
58 Средняя общеобразовательная школа №1319 с углубленным изучением английского языка Юго-Восточный
59 Лицей №1500 Центральный
60 Гимназия №1530 Школа Ломоносова Восточный
61 Средняя общеобразовательная школа №853 Зеленоград
62 Гимназия №1563 Восточный
63 Средняя общеобразовательная школа №315 Центральный
64 Центр образования №1239 Центральный
65 Лицей №1564 Северо-Западный
66 Средняя общеобразовательная школа №962 Северо-Восточный
67 Гимназия №1558 Северо-Восточный
68 Лицей №1525 «Воробьевы горы» Юго-Западный
69 Центр образования №1811 Восточный
70 МАОУ Лицей города Троицка
71 Лицей №1553 Лицей на Донской Южный
72 Средняя общеобразовательная школа №1290 с углубленным изучением английского языка Восточный
73 Гимназия №1515 Северо-Западный
74 Средняя общеобразовательная школа №1249 с углубленным изучением немецкого языка Северный
75 Гимназия №1506 Северо-Восточный
76 Средняя общеобразовательная школа №1286 с углубленным изучением французского языка Северо-Западный
77 Гимназия №1565 "Свиблово" Северо-Восточный
78 Центр образования им. С. Есенина Юго-Восточный
79 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №19 Центральный
80 Центр образования №2030 Центральный
81 Средняя общеобразовательная школа №1252 с углубленным изучением испанского языка Северный
82 Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Восточный
83 Гимназия №1520 им. Капцовых Центральный
84 Лицей информационных технологий №1537 Северо-Восточный
85 Средняя общеобразовательная школа №1250 с углубленным изучением английского языка Северный
86 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением англ.языка №1900 Северо-Западный
87 Средняя общеобразовательная школа №1271 с углубленным изучением немецкого языка Центральный
88 Средняя общеобразовательная школа №1257 с углубленным изучением отдельных предметов Южный
89 МАОУ Гимназия г. Троицка Троицкий и Новомосковский округа
90 Московская международная гимназия Восточный
91 Средняя общеобразовательная школа №1188 с углубленным изучением изобразительного искусства Северо-Восточный
92 Гимназия №1569 Созвездие Южный
93 Средняя общеобразовательная школа №1315 Северный
94 Центр образования №1874 Северо-Западный
95 Центр образования №1440 Западный
96 Гимназия №1582 Южный
97 Гимназия №1554 Северо-Восточный
98 Средняя общеобразовательная школа №1270 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
99 Средняя общеобразовательная школа №1151 Зеленоград
100 Гимназия №1552 Южный
101 Средняя общеобразовательная школа №136 Центральный
102 Центр образования №1420 Юго-Восточный
103 Средняя общеобразовательная школа №1208 с углубленным изучением иностранного языка (английского) Юго-Восточный
104 Центр образования №1840 Центральный
105 Средняя общеобразовательная школа №887 Западный
106 Центр образования №1862 Южный
107 Средняя общеобразовательная школа №1234 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
108 Гимназия №1584 Западный
109 Лицей №1548 Центральный
110 Центр образования №1296 с углубленным изучением иностранных языков Северный
111 Гимназия №1544 Северо-Западный
112 Средняя общеобразовательная школа №1 Юго-Западный
113 Гимназия №1583 Северный
114 Центр образования №1439 Юго-Восточный
115 Гимназия №1599 Юго-Восточный
116 Средняя общеобразовательная школа №1298 с углубленным изучением англ.языка Северо-Западный
117 Лицей №1560 Северо-Западный
118 Средняя общеобразовательная школа №1905 Юго-Восточный
119 Средняя общеобразовательная школа №1359 с углубленным изучением английского языка Юго-Восточный
120 Средняя общеобразовательная школа №1206 с углубленным изучением иностранного языка (английского) Юго-Западный
121 Гимназия №1551 Северо-Западный
122 Средняя общеобразовательная школа №843 Западный
123 Средняя общеобразовательная школа №1308 с углубленным изучением отдельных предметов Западный
124 Средняя общеобразовательная школа №171 Центральный
125 Центр образования №1748 Вертикаль Восточный
126 Лицей №1589 Центральный
127 Гимназия №1541 Западный
128 Центр образования №497 Центральный
129 Средняя общеобразовательная школа №1284 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
130 Центр образования №1474 Северный
131 Средняя общеобразовательная школа №1279 с углубленным изучением иностранных языков Юго-Западный
132 Средняя общеобразовательная школа №110 с углубленным изучением иностранного языка Центральный
133 Средняя общеобразовательная школа №187 Юго-Западный
134 Гимназия №1526 Южный
135 Средняя общеобразовательная школа №54 Центральный
136 Центр образования №1454 Северный
137 Средняя общеобразовательная школа №1360 с углубленным изучением математики Восточный
138 Средняя общеобразовательная школа №1747 Северо-Западный
139 Центр образования №1409 Северный
140 Центр образования №1130 Западный
141 Средняя общеобразовательная школа №1388 Центральный
142 Лицей №1575 Северный
143 Средняя общеобразовательная школа №712 Школа здоровья Западный
144 Средняя общеобразовательная школа №1210 с углубленным изучением английского языка Северо-Западный
145 Средняя общеобразовательная школа №1262 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
146 Средняя общеобразовательная школа №648 Северный
147 Средняя общеобразовательная школа №1400 с гимназическими классами Западный
148 Средняя общеобразовательная школа №354 с углубленным изучением математики и биологии им. Д.Карбышева Центральный
149 Центр образования №1272 с углубленным изучением иностранных языков Южный
150 Гимназия №1516 Восточный
151 Средняя общеобразовательная школа №17 Юго-Западный
152 Средняя общеобразовательная школа №1106 Юго-Западный
153 Средняя общеобразовательная школа №81 Западный
154 Гимназия №1503 Северо-Восточный
155 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики №1350 Юго-Восточный
156 Центр образования Феникс №1666 Восточный
157 Центр образования №1481 Северный
158 Средняя общеобразовательная школа №1288 с углубленным изучением анг.языка Северный
159 Центр образования №1240 Центральный
160 Средняя общеобразовательная школа №1338 с углубленным изучением английского языка Северный
161 Гимназия №1512 Восточный
162 Средняя общеобразовательная школа №1018 Западный
163 Средняя общеобразовательная школа №1273 с углубленным изучением английского языка Юго-Западный
164 Средняя общеобразовательная школа №1268 с углубленным изучением английского языка Восточный
165 Лицей №1586 Западный
166 Средняя общеобразовательная школа №1225 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
167 Центр образования №1329 Западный
168 Средняя общеобразовательная школа №1207 с углубленным изучением английского языка Южный
169 Центр образования Школа здоровья №2000 Южный
170 Средняя общеобразовательная школа №1739 Зеленоград
171 Гимназия №1549 Северо-Западный
172 Средняя общеобразовательная школа №152 Северный
173 Средняя общеобразовательная школа №1259 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
174 Средняя общеобразовательная школа №1058 Северо-Западный
175 Многопрофильный технический лицей №1501 Центральный
176 Гимназия №1531 «Лингвистическая» Северо-Восточный
177 Средняя общеобразовательная школа №1294 Восточный
178 Средняя общеобразовательная школа №1302 с углубленным изучением англ.языка Северо-Западный
179 Средняя общеобразовательная школа №228 Центральный
180 Гимназия №1538 Северо-Западный
181 Гимназия №1570 Северный
182 Средняя общеобразовательная школа №528 Центральный
183 Средняя общеобразовательная школа №1293 с углубленным изучением отдельных предметов Западный
184 Лицей №1524 Юго-Восточный
185 Средняя общеобразовательная школа №1287 с углубленным изучением английского языка Северный
186 Средняя общеобразовательная школа №1415 с углубленным изучением английского языка Северо-Восточный
187 Центр образования №491 Марьино Юго-Восточный
188 Центр образования №1469 Юго-Восточный
189 Средняя общеобразовательная школа №820 Северо-Западный
190 Средняя общеобразовательная школа №15 Юго-Западный
191 Средняя общеобразовательная школа №1285 с углубленным изучением английского языка Северо-Западный
192 Средняя общеобразовательная школа №1222 с углубленным изучением немецкого языка Юго-Восточный
193 Центр образования №1434 Западный
194 Центр образования №1948 Юго-Западный
195 Гимназия №1504 Восточный
196 Средняя общеобразовательная школа №1230 с углубленным изучением отдельных предметов Западный
197 Средняя общеобразовательная школа №1280 с углубленным изучением английского языка Юго-Западный
198 Средняя общеобразовательная школа №1205 с углубленным изучением иностранных языков Юго-Западный
199 Центр образования №627 Центральный
200 Средняя общеобразовательная школа №1242 с углубленным изучением иностр.языка Южный
201 Средняя общеобразовательная школа №1363 Юго-Восточный
202 Центр образования №1424 Северный
203 Гимназия №1539 Северо-Восточный
204 Средняя общеобразовательная школа №1245 с углубленным изучением иностранного языка Южный
205 Средняя общеобразовательная школа №1264 с углубленным изучением английского языка Юго-Западный
206 Средняя общеобразовательная школа №1200 с углублённым изучением английского языка Восточный
207 Центр образования №46 Школа здоровья Юго-Западный
208 Средняя общеобразовательная школа №148 Северный
209 Средняя общеобразовательная школа №1232 с углубленным изучением отдельных предметов Западный
210 Гимназия №1597 Юго-Восточный
211 Средняя общеобразовательная школа №1000 Западный
212 Средняя общеобразовательная школа №1297 с углубленным изучением иностранного (английского) языка Центральный
213 Средняя общеобразовательная школа №1353 с углубленным изучением английского языка Зеленоград
214 Центр образования №293 Северо-Восточный
215 Лицей №1550 Северный
216 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского и немецкого языка №1955 Северо-Восточный
217 Центр образования №1985 Северо-Западный
218 Средняя общеобразовательная школа №618 Зеленоград
219 Гимназия №1591 Восточный
220 Средняя общеобразовательная школа №812 Западный
221 Центр образования №1451 Южный
222 Центр образования №1927 Восточный
223 Средняя общеобразовательная школа №1231 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
224 Центр образования №1458 Юго-Восточный
225 Центр образования №1485 Западный
226 Средняя общеобразовательная школа №1289 с углубленным изучением англ.языка Северный
227 Центр образования Школа-здоровья №2005 Северо-Западный
228 Средняя общеобразовательная школа №799 Восточный
229 Средняя общеобразовательная школа №1307 с углубленным изучением отдельных предметов Западный
230 Средняя общеобразовательная школа №1278 с углубленным изучением английского языка Центральный
231 Средняя общеобразовательная школа №1384 Северный
232 Центр образования №1404 Гамма Восточный
233 Средняя общеобразовательная школа №680 Северо-Западный
234 Средняя общеобразовательная школа №1995 Юго-Западный
235 Центр образования №1468 Центральный
236 Центр образования №1441 «Бронная слобода» Центральный
237 Гимназия №1588 Западный
238 ГОУ гимназия №1573 Северо-Восточный
239 Средняя общеобразовательная школа №1282 с углубленным изучением английского языка Восточный
240 Средняя общеобразовательная школа №7 Юго-Западный
241 Средняя общеобразовательная школа №283 Северо-Восточный
242 Центр образования №556 Южный
243 Средняя общеобразовательная школа №138 Северо-Западный
244 Средняя общеобразовательная школа №1416 с углубленным изучением английского языка Северо-Восточный
245 Средняя общеобразовательная школа №870 Южный
246 Центр образования №1828 Сабурово Южный
247 Открытая (сменная) общеобразовательная школа №88 Центральный
248 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1950 Центральный
249 Гимназия №1579 Южный
250 Средняя общеобразовательная школа №1237 с углубленным изучением отдельных предметов Северо-Восточный
251 Центр образования №1858 Юго-Восточный
252 Центр образования №1498 Западный
253 Центр образования №170 имени А.П. Чехова Юго-Западный
254 Гимназия №1587 Южный
255 Средняя общеобразовательная школа №1367 Юго-Восточный
256 Средняя общеобразовательная школа №1623 Южный
257 Средняя общеобразовательная школа №507 Южный
258 Центр образования №771 Северный
259 Средняя общеобразовательная школа №1912 Зеленоград
260 Средняя общеобразовательная школа №553 Центральный
261 Средняя общеобразовательная школа №1216 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
262 Средняя общеобразовательная школа №1204 с углубленным изучением английского языка Центральный
263 Гимназия №1566 Юго-Восточный
264 Центр образования №1865 Северный
265 Центр образования №1925 Восточный
266 Средняя общеобразовательная школа №1173 Южный
267 Средняя общеобразовательная школа №963 Северо-Восточный
268 Средняя общеобразовательная школа №368 с углубленным изучением отдельных предметов Восточный
269 Средняя общеобразовательная школа №2001 Южный
270 Центр образования №1619 Северо-Западный
271 Гимназия №1507 Юго-Западный
272 Центр образования №1641 Центральный
273 Средняя общеобразовательная школа №1229 с углубленным изучением английского языка Юго-Восточный
274 Средняя общеобразовательная школа №1220 с углубленным изучением немецкого языка Северо-Восточный
275 Средняя общеобразовательная школа №1275 с углубленным изучением отдельных предметов Центральный
276 Гимназия №1590 Северный
277 Средняя общеобразовательная школа №1726 Западный
278 Центр образования №324 Западный
279 Средняя общеобразовательная школа №183 Северный
280 Средняя общеобразовательная школа №1101 Юго-Западный
281 Средняя общеобразовательная школа №117 Юго-Западный
282 Кадетская школа Петровский кадетский корпус №1702 Северный
283 Средняя общеобразовательная школа №498 Центральный
284 Средняя общеобразовательная школа №2035 Восточный
285 Средняя общеобразовательная школа №1412 с углубленным изучением английского языка Северо-Восточный
286 Средняя общеобразовательная школа №1043 Юго-Восточный
287 Центр образования №1448 Западный
288 Средняя общеобразовательная школа №814 Западный
289 Средняя общеобразовательная школа №1347 с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий Западный
290 Центр образования №825 Юго-Восточный
291 Средняя общеобразовательная школа №1238 Западный
292 Средняя общеобразовательная школа №1375 Южный
293 Средняя общеобразовательная школа №1143 Юго-Восточный
294 Гимназия №201 Северный
295 Центр образования №1462 Юго-Восточный
296 Центр образования №1099 Северо-Восточный
297 Средняя общеобразовательная школа №1246 с углублённым изучением английского языка Восточный
298 Средняя общеобразовательная школа №1376 Западный
299 Средняя общеобразовательная школа №1929 Южный
300 Средняя общеобразовательная школа №773 Юго-Восточный

Как выбрать правильный ВУЗ, колледж, лицей или кружок из всего этого многообразия предложений? Прежде всего, обратить внимание на позицию образовательной организации в соответствующем рейтинге. Сегодня мы постараемся найти правильный "рецепт" выбора и рассмотрим более подробно те критерии, на основе которых составляются рейтинги образовательных учреждений.

В нашем советском прошлом вопрос выбора образовательных организаций перед обучающимися и их родителями не стоял. Во-первых, выбор школы ограничивался районом проживания (то есть, выбора фактически не было), а во-вторых, все школы, техникумы, училища и ВУЗы были государственными и "работали" по единым обучающим программам, что практически полностью исключало разделение образовательных учреждений на лучшие и худшие.

Сегодня ситуация заметно изменилась. Мало того, что появилось большое количество частных образовательных организаций, которые предлагают огромнейшее разнообразие программ обучения, так еще и каждая из них стремиться предстать в глазах абитуриентов только с самой лучшей стороны. В результате, современные образовательные организации, помимо обязательных обучающих программ, предлагают различные дополнительные услуги (например, факультативные занятия по этикету или усиленная подготовка по химии, стажировка за границей или гарантированное трудоустройство и т.д.), призванные сделать учебное заведение в глазах потенциальных учеников и их родителей максимально привлекательным.

Как же из всего этого многообразия предложений выбрать правильный ВУЗ, колледж, лицей или кружок? Прежде всего, обратить внимание на позицию образовательной организации в соответствующем рейтинге. Сегодня мы постараемся найти правильный "рецепт" выбора и рассмотрим более подробно те критерии, на основе которых составляются рейтинги образовательных учреждений .

Как создают рейтинги и зачем они нужны?


Анализ рейтинга образовательного учреждения это один из самых надежных способов оценить его престижность, эффективность обучения и перспективы карьерного роста после учебы. Поэтому свои рейтинги сегодня составляют не только специальные государственные организации, но и авторитетные профессиональные издания, онлайн порталы и научные центры образовательной сферы. При этом, для удобства потребителей, рейтинги делятся на разные категории: сельских и городских школ, детских садов, ВУЗов, колледжей, образовательных организаций, развивающих творчество учеников и т.д.

В последние годы активное участие в создании ТОПов самых популярных учебных учреждений России разного уровня берут такие организации как рейтинговое агентство "ЭКСПЕРТ РА", Московский центр непрерывного математического образования, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Федеральное агентство по образованию, Высшая школа экономики, независимое рейтинговое агентство в сфере образования "Рейтор" и Национальный исследовательский университет.

Стоит отметить, что часто создание рейтингов образовательных организаций происходит при поддержке периодики, например, активно участвуют в этом процессе «Россия сегодня», «Учительская газета», «Социальный навигатор», «Директор школы», РИА Новости и "Коммерсантъ".

Как формируется рейтинг образовательного учреждения?

Критерии создания рейтинга зависят от вида учебного учреждения и цели создания перечня. Например, рейтинг ВУЗов нацелен на анализ его престижности, эффективности обучения, перспектив карьерного роста. А ТОПы кружков и развивающих центров помогают родителям оценить качество преподавания, организации творческого процесса и их соответствие оплате. Каждый рейтинг создается по специально разработанной методике, с учетом специфики учебного заведения. Мы предлагаем вам ознакомиться с методикой создания и целями рейтингов самых популярных видов образовательных учреждений.

Детские сады


Главной целью создания рейтингов детских садов является решение проблемы их информационной доступности для родителей, стимулирование развития учреждения, создание новых образовательных методик и повышение уровня преподавания. Таким образом, рейтинги не только дают родителям необходимые данные, но и подталкивают руководителей дошкольных учреждений к усовершенствованию. Кроме того, рейтинги дают специалистам образовательной сферы объективную информацию о работе детсадов. Как правило, в качестве основных критериев формирования перечня лучших дошкольных учреждений выступают такие показатели, как:

  • качество работы педагогов;
  • результаты обучения;
  • условия пребывания ребенка и безопасность;
  • санитарно-гигиеническое состояние детсада;
  • дополнительные услуги детского сада;
  • оздоровление;
  • доступность для детей с ограниченными возможностями.

Кроме экспертов и руководства детсада, которое предоставляет все данные о работе организации, в создании рейтинга обязательно берут участие родители, дети (как те, кто еще посещают детский садик, так и те, кто уже пошли в школу). Родители практически каждого российского города могут найти региональный рейтинг детских садов в периодических изданиях и на образовательных порталах.

Кстати, согласно итоговому Рейтингу муниципальных детских садов России по итогам 2014 года, оценку "отлично" не получил ни один детсад из 21 региона РФ. Наибольшее количество дошкольных учреждений (39 шт.), получивших оценку "хорошо" находятся в Самарской обл. 666 детских садов Новосибирской области стали лидерами в позиции "удовлетворительно".

Средне-образовательные школы

Рейтинги школ направлены на то, чтобы помочь родителям детей школьного возраста определиться с местом учебы своего ребенка, путем рассмотрения всех преимуществ и недостатков образовательной организации, исходя из индивидуальных особенностей школьника. Здесь главным критерием должен быть не факт географического месторасположения школы, а качество ее работы и престиж заведения.

Информацию, на основании которой создаются рейтинги, предоставляют региональные органы управления образованием, образовательные организации, выпускники и ученики школ. Заведение оценивают с точки зрения доступности и качества образования, возможностей для индивидуального развития, состояния материально-технической базы, результатов обучения (в частности по результатам сдачи ЭГЕ и участия в олимпиадах).

ВУЗы


Абитуриентам и их родителям часто непросто сделать правильный выбор среди огромного разнообразия образовательных организаций. И именно рейтинги ВУЗов помогают сделать окончательный выбор, и понять, какой ВУЗ подойдет вам больше всего.

  • результаты опросов среди выпускников и студентов, работодателей и преподавательского коллектива;
  • качество преподавания, количество студентов, формы и методы обучения, уровень научных исследований, материально-техническая база, количество филиалов (эти данные предоставляет администрация ВУЗа);
  • баллы по ЭГЕ студентов, зачисленных на первый курс;
  • результаты опросов больших компаний, которые берут на работу молодых специалистов.

Согласно рейтингу «Эксперт РА» в 2014 году в пятерку лучших ВУЗов России вошли: МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский государственный университет. Методика создания этого рейтинга формировалась на базе анализа статистических данных, опросов студентов, выпускников и работодателей.

Вместо заключения

Рейтинги образовательных учреждений, в основе которых лежат оценки работы и условий для обучения, отзывы выпускников и анализ результатов обучения, без всякого сомнения, помогут вам оценить работу образовательной организации по приоритетным критериям и сделать правильный выбор. Однако не стоит рассматривать их как "истину в последней инстанции", поскольку каждый из ТОПов помимо объективной информации содержит и субъективные факторы (все-таки их составляют люди, которые могут подвергнуться влиянию извне).

Поэтому, изучая рейтинги учебных учреждений и стремясь найти "свою" школу, колледж или ВУЗ, руководствуйтесь не только разумом, но и интуитивными ощущениями. И тогда вы обязательно выберете "правильную" образовательную организацию, которая откроет перед вами дорогу в светлое будущее.

Сегодня общество достаточно остро нуждается в достоверной и прозрачной информации о качестве услуг в образовательных организациях: школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, колледжах, вузах. Вопросы оценки качества образования тревожат всех участников образовательного процесса, ведь это гарантия оптимально высокого уровня жизни населения и база для наращивания конкурентоспособности страны в целом. Процедура независимой оценки качества образования проводится в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ с целью проверки соответствия качества предоставляемых услуг потребностям общества. Популярным инструментом информирования потребителей образовательных услуг о результатах независимой оценки качества образования являются рейтинги.

Рейтинг (англ. rating - оценка, порядок, классификация) - числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Список объектов или явлений, имеющих наибольший рейтинг, обычно называют «Топ N» или «TOP N», где N -- количество объектов в списке, обычно кратное 10 Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Рейтинг.

Рейтинг - ранжирование, расстановка приоритетов, оценка, порядок, классификация. Рейтинг означает определение какого-либо оценочного параметра или группы параметров по определенному алгоритму оценки, по заданной шкале ранжирования методом опроса большой целевой группы, или ограниченной группы экспертов. По сути, рейтинг представляет собой меру популярности чего-либо Словарь http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/rating/.

В.И. Слободчиков под рейтингом понимает субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга строятся многообразные шкалы оценок, например, оценка различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека, 2000, 7 с..

Рейтинг образовательных организаций - это форма представления результатов оценки деятельности образовательных организаций или систем, при которой участники рейтинга размещаются в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности.

Во-первых, на рейтинг ориентируются семьи при выборе школ и детских садов. Такой рейтинг должен включать только те образовательные организации, которые доступны реальным потребителям, в первую очередь по территориальному принципу. Так, популярный рейтинг не полностью отвечают на запрос родительской общественности к качеству среднего общего образования.

В-третьих, для руководителей образовательных организаций рейтинг является источником информации для принятия управленческих решений, это мощный стимул к развитию, постановке новых ориентиров.

При рейтинговании образовательных организаций важно помнить об условиях, которые обеспечивают эффективность системы независимой оценки качества образования: субъекты оценки (общественность, СМИ, эксперты, органы управления образованием, региональные центры оценки качества и др.) и источники данных («закрытые» и общедоступные базы данных). Далеко не всеми сведениями можно воспользоваться при проведении независимой оценки качества образования и рейтинговании образовательных организаций. Они должны соответствовать стандартным требованиям к данным: релевантность, достоверность, полнота. Также важно, чтобы данные представлялись в едином формате, в единых источниках информации для всех участников рейтинга.

Однако в субъектах Российской Федерации условия функционирования образовательных организаций неоднородны, тем самым возникает потребность в создании вариативных моделей построения рейтингов.

В Новгородской области рейтинги являются ключевым элементом мотивационной стратегии управления результатами и формируются с 1990 года. Для построения рейтингов используются конкретные значимые показатели, которые признаются образовательным сообществом и населением. Результаты рейтингов дают возможность работникам системы образования получить точное представление об успешности решения ими задач образовательной политики, бонусы за высокие результаты деятельности. Посредством рейтингов определяются лучшие специалисты в реализации образовательной политики для поддержания конкуренции и распространения успешного опыта в массовую практику. Разработаны критерии и показатели, по которым оценивают результативность деятельности специалистов органов управления образованием.

В течение нескольких лет все показатели оценки отражали критерии «доступности», «качества» и «эффективности» образования. Результаты, заложенные в критериальную базу, делились на «общеобразовательные», «профильные», «творческие» и «социально-личностные». При определении весового коэффициента каждого показателя учитывались значимость результата, сложность его достижения, зависимость от эффективности работы, а не от внешних факторов. Наравне с общеизвестными применялись оценочные процедуры, разработанные в Новгородской области: тестирование учащихся 4-го класса, социологический мониторинг качества воспитательной деятельности. Кроме этого оценивались условия, обеспечивающие доступность качественного образования: наличие необходимого количества учебников, квалифицированных педагогических кадров, оборудования, а также условия, влияющие на здоровье обучающихся.

В дальнейшем показатели оценки качества образования совершенствовались. На данный момент оценка значений показателей осуществляться отдельно по уровню эффективности (уровень результативности деятельности, уровень эффективности расходования бюджетных средств, уровень оценки населением результатов деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений) и по динамике эффективности (динамика определяется как разность значений соответствующего показателя в отчетном и базовом году).

Анализ данных проводится экспертной группой, состоящей из представителей органов управления образованием, общественных организаций и независимых экспертов. В соответствии с оценкой значений показателей деятельности (с учетом результатов экспертного анализа) далее определяется рейтинг муниципального района (городского округа) или образовательного учреждения по уровню эффективности, рейтинг по динамике эффективности и итоговый рейтинг.

В Ямало-Ненецком автономном округе используется кластерный подход, нивелирующий специфические особенности образовательных организаций, функционирующих в разных условиях (территориальная дифференциация, различия в контингенте и др.). С учетом характеристик выделено 8 кластеров: инновационные образовательные учреждения, большие и малые городские школы по численности учащихся в выпускных классах, сельские школы, основные школы, школы-интернаты, начальные школы, вечерние школы. Критерии сформированы на основании анализа запросов потребителей к качеству образовательных услуг и распределены по 9 направлениям: качество обучения, содержание и технология обучения, доступность и качество дополнительного образования, безопасность и комфортность образовательной среды, оснащенность образовательного процесса, режим работы школы, качество кадрового обеспечения, открытость образовательной организации, образовательные возможности для детей с особыми потребностями. Критерии оценки качества образования содержат инвариантную и вариативную части для учета различий дифференцированности кластерного подхода. Тем самым обеспечивая каждый кластер собственным набором критериев, показателей и индикаторов.

Далее на основе нормированных данных и весовых коэффициентов рассчитывается сводный индекс каждой образовательной организации. По его результатам формируется рейтинг образовательных организаций по каждому кластеру отдельно.

В Красноярском крае отбор критериев оценки качества образования осуществлялся по результатам опроса населения и на основе статистических данных, находящихся в органах управления образованием. Таким образом, рейтинги для школ строятся по следующим направлениям и критериям: качество обучения (средние результаты ЕГЭ, ГИА-9, Краевых контрольных работ по русскому языку и математике, результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников); оснащенность образовательного процесса (наличие специализированных помещений, использование сети Интернет); безопасность и комфорт (обеспечение медицинского обслуживания, питания, безопасности); качество кадров (обеспеченность кадрами, уровень квалификации); обучение детей с особыми потребностями.

Рейтинги для дошкольных образовательных организаций строятся по следующим направлениям: доступность образовательных услуг (за исключением платных); качество кадрового обеспечения; качество условий (по критериям организации пространства и условий для сохранения здоровья).

В Астраханской области рейтингование проводится по четырем направлениям, содержащим следующие группы индикаторов: индикаторы оценки качества условий реализации общеобразовательных программ в учреждении; индикаторы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ, характеризующие минимальный уровень достижения обучающимися региона действующих федеральных государственных образовательных стандартов и региональных нормативов; индикаторы оценки достижения образовательного ценза по результатам освоения основных общеобразовательных программ как основные значения, характеризующие качество реализуемых в регионе общеобразовательных программ; индикаторы оценки общественного мнения о качестве оказания образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях. Комплексная оценка качества образования проводится на основе: результатов анкетирования родителей учеников образовательных организаций Астраханской области; стандартизированных процедур мониторинга качества общего образования; данных федерального государственного статистического наблюдения по образованию; данных процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений; итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подходы к формированию рейтингов образовательных организаций различны в каждом конкретном регионе Российской Федерации в силу особенностей их функционирования и территориального расположения.

Рейтингование служит основой для выявления и анализа проблем, которые замедляют темп реализации образовательной политики, для выстраивания приоритетов при постановке новых задач и оптимизации механизмов их решения. Рейтинги формируют конкурентную среду, которая в свою очередь ускоряет решение приоритетных задач, выявляют лучшие практики решения задач с целью дальнейшей диссеминации, повышают информированность населения о результатах проводимых реформ, вызывая доверие населения.

Результаты независимой оценки качества образования и рейтингования могут быть использованы при прогнозировании и сравнительном анализе эффективности различных организационных моделей и образовательных систем, инновационном проектировании, при разработке методов управления и государственно-частного партнерства, внутри- и межотраслевой работы, а также объединении усилий органов управления, родительской общественности и экспертного сообщества в развитии образования.

Блок 1. Показатели эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования :

  • за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл ;
  • за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляется 0,5 балла ;
  • за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 160 до 189 баллов, начисляется 0,25 балла ;
  • за каждого обучающегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале ) начисляется 0,25 балла ;
  • по каждому предмету за каждого обучающегося, преодолевшего установленный минимальный порог в общегородских обязательных предметных диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах- 0,02 балла ;
  • за каждого обучающегося, преодолевшего установленный минимальный порог в общегородских обязательных метапредметных диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах- 0,02 балла ;

В случае наличия обучающихся, удаленных с ЕГЭ, балл, набранный образовательной организацией по результатам ЕГЭ, будет умножен на коэффициент. Данный коэффициент вычисляется по следующей формуле:

Куд = 1- (10*Количество удалённых/Количество выпускников)

Блок 2. Показатели эффективности работы образовательной организации по созданию условий по развитию талантов максимального количества обучающихся .

2.1. Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников (региональный и заключительный этапы) и Московской олимпиаде школьников .

Баллы начисляются по следующему правилу :

  • победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников –
    10 баллов ,
  • призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – 5 баллов ,
  • победитель Московской олимпиады школьников или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 3 балла ,
  • призер Московской олимпиады школьников или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 1 балл ,

2.2. Предметный охват на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Оцениваются результаты участия в муниципальном этапе ВсОШ:

  • за каждый предмет , по которому в образовательной организации есть победитель или призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в классах основной школы начисляется 0,2 балла .

Блок 3. Показатели результативности работы дошкольных групп.

  • за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в 1 класс той же образовательной организации, начисляется 0,1 балла .

Блок 4. Показатели эффективности работы образовательной организации по профилактике правонарушений

  • за каждого обучающегося 7-11 классов, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,005 балла
  • за каждого обучающегося 7-11 классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел, не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,5 балла
  • за каждого обучающегося 7-11 классов, состоящего на внутришкольном профилактическом учете в образовательной организации (по согласованию с Управляющим советом), не совершившего правонарушений в течение учебного года - 0,02 балла

Каждый обучающийся учитывается только один раз.

Блок 5. Показатели эффективности работы образовательной организации по работе с обучающимися, имеющие особые образовательные потребности.

Баллы, начисленные за обучающихся с инвалидностью (по показателям ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, диагностикам, дошкольникам) умножаются на коэффициент 3 (для имеющих коэффициент финансирования 2), и на коэффициент 5 (для имеющих коэффициент финансирования 3).

С учетом того, что при поступлении обучающимся с инвалидностью необходимо предъявлять один ЕГЭ, то для указанной категории вместо:

  • 1 балл за набор не менее 220 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 1 балл за набор не менее 73 баллов по одному из ЕГЭ;
  • 0,5 балла за набор от 190 до 219 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 0,5 балла за набор от 63 до 72 баллов по одному из ЕГЭ;
  • 0,25 балла за набор от 160 до 189 баллов в сумме по трем ЕГЭ, применяется 0,25 балла за набор от 53 до 62 баллов по одному из ЕГЭ;
  • 0,25 балла за набор не менее 12 баллов в сумме по трем предметам ОГЭ, применяется 4 балла по одному из предметов ОГЭ.

Рейтинговые баллы образовательной организации, умножаются на коэффициенты, в зависимости от количества детей с инвалидностью. Осуществляется детальный учет работы образовательной организации с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, разных ступеней обучения (дошкольной, начальной общей, основной общей, средней общей, средней профессиональной). Суммарные баллы образовательной организации, набранные за результаты, достигнутые на соответствующей ступени обучения, умножаются на коэффициенты за работу с соответствующими группами детей с инвалидностью:

(Балл дошкольников)* К дошк

(Балл диагностик 4 класса)* К нач

(Балл ОГЭ+Балл Олимпиад+Балл диагностик 7 класса)*К осн

(Балл ЕГЭ*Куд+Балл Олимпиад)* К ст

(Балл за развитие профессионального мастерства)* К спо

Коэффициенты К ст, К осн, К нач, К дошк, К спо – вычисляются по формуле, зависящей от количества инвалидов, осваивающих соответствующие образовательные программы, коэффициенты вычисляются по формуле:

К i =1+0,002 *∑(коэффициент финансирования детей с инвалидностью).

Блок 6. Показатели результативности работы образовательной организации по использованию социо-культурных ресурсов города в обучении.

Учитываются результаты участия обучающихся в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Рейтинговые баллы образовательных организаций умножаются на коэффициент, рассчитываемый в зависимости от уровня результативности работы (в сумме по обеим олимпиадам ):

  • высокий уровень (наличие не менее четырех дипломов, из них не менее двух победителей) – коэффициент 1,02 ;
  • хороший уровень (не менее трех дипломов, их них не менее одного победителя) – коэффициент 1,01 ;
  • работа только началась (наличие не менее одного диплома призера или победителя) – коэффициент 1,005 ;
  • результаты не показаны или отсутствуют – коэффициент 1,00 .

Блок 7. Развитие профессиональных умений и профессионального мастерства.

Учитываются результаты участия:

  • во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования;
  • в соревнованиях по профессиональному мастерству движения WorldSkills Russia,
  • в соревнованиях по профессиональному мастерству движения JuniorSkills Russia;

Каждый обучающийся в каждой номинации учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом. Один обучающийся учитывается не более, чем в двух различных номинациях:

  • 10 баллов ,
  • 5 баллов ,
  • победитель регионального этапа - 3 балла ,
  • призер регионального этапа - 1 балл .

Учитываются результаты участия в чемпионате профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья Абилимпикс

  • победитель всероссийского этапа – 10 баллов ,
  • призер всероссийского этапа – 5 баллов ,
  • победитель городского этапа - 3 балла ,
  • призер городского этапа - 1 балл .

Также учитываются результаты сдачи ГИА по стандартам WorldSkills Russia :

  • Баллы выпускников по итогам ГИА по стандартам WorldSkills Russia приравниваются к аналогичным баллам ЕГЭ, определяемым по соответствующим процентилям в стандартизированных шкалах.

Блок 8. Развитие массового любительского спорта.

Учитываются результаты участия образовательных организаций в командных соревнованиях по любительскому спорту:

  • Президентские состязания;
  • Президентские спортивные игры;
  • Чемпионат г. Москвы по баскетболу «Победный мяч»;
  • Открытые Всероссийские соревнования по шахматам «Белая Ладья».

Баллы начисляются в соответствии со следующими правилами (для каждой образовательной организации учитывается один лучший результат по каждому соревнованию – среди всех классов и всех уровней):

  • команда образовательной организации - победитель Всероссийского уровня – 10 баллов ;
  • команда образовательной организации - призер Всероссийского уровня – 5 баллов ;
  • команда образовательной организации - победитель регионального уровня – 3 балла ;
  • команда образовательной организации - призер регионального уровня – 1 балл.
  • команда образовательной организации - победитель уровня межрайонного совета – 0,5 балла ;
  • команда образовательной организации - призер уровня межрайонного совета – 0,2 балл.

Рейтинговый балл =
((Балл ЕГЭ*К уд + Балл олимпиад старшей ступени)*К ст +
(Балл ОГЭ + Балл Олимпиад основной ступени + Балл диагностик 7 класса)*К осн +
(Балл диагностик 4 класса)*К нач +
(Балл дошкольников)*К дошк +
(Балл за развитие профессиональных умений и профессионального мастерства)* К спо +

Балл за профилактику правонарушений +
Балл за любительский спорт)

* Коэффициент за социо-культурную работу

Каждый обучающийся по параметру ЕГЭ учитывается только один раз.

В 2017 г. расширяется спектр олимпиад в рамках Московской олимпиады школьников.

Каждый обучающийся по каждому предмету учитывается один раз в соответствии с максимальным результатом Один обучающийся учитывается не более, чем по двум предметам. В случае перехода обучающегося в другое образовательное учреждение, баллы по результатам олимпиад текущего учебного года в течение этого учебного года делятся пополам между образовательной организацией, которую обучающийся посещал в этом учебном году и образовательной организацией, которую обучающийся посещал по состоянию на 25 мая предыдущего года.

Каждый обучающийся учитывается не более чем по одному предмету. Обучающиеся, ставшие победителями или призерами на региональном или заключительном этапах, не учитываются в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

В олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» в каждой параллели обучающихся учитывается только один диплом с максимальным результатом. Таким образом, результат «победитель» означает, что в образовательной организации есть хотя бы один диплом победителя в параллели (вне зависимости от их количества в одной параллели), результат «призер» означает, что в образовательной организации есть хотя бы один диплом призера в параллели (вне зависимости от их количества в одной параллели).

Результаты обучающихся с инвалидностью на чемпионате Абилимпикс умножаются на коэффициент 3 или 5 в зависимости от коэффициента финансирования.

gastroguru © 2017