Качественный анализ библиотечного фонда. Книжный фонд абонемента: изучение, актуальность, востребованность читателями


^ Изучение состояния и использования библиотечного фонда
В отчетном году продолжалась работа по изучению состояния и использования своих фондов с целью выявления малоиспользуемой, устаревшей литературы, засоряющей фонд. Хорошо в этом плане поработали Центральная и Новотульская сельская библиотека, которые очистили свои фонды от ветхой и устаревшей литературы. Кроме этого Центральная библиотека провели анализ своего фонда по искусству и спорту. Сравнительный анализ показал, что книг по искусству больше, чем по спорту, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые, т.к. они быстрее утрачивают свою актуальность и раньше списываются. В отделе по спорту не хватает изданий о современных спортивных достижениях, олимпийских играх, истории того или иного вида спорта. Хотя отдел по искусству более укомплектован, все же не хватает литературы об отдельных музеях, дизайне и дизайнерах и т.п.

В целом анализ литературы показал, что фонд не удовлетворяет потребностей читателей, литературы мало, а состав имеющихся книг требует докомплектования (особенно литературы по спорту). Хотелось бы отметить Липовскую библиотеку- провела анализ фонда по технике и сельскому хозяйству, Абашевскую библиотеку- исследовала свой фонд по естествознанию.

Ликвидировать пробелы в фонде позволяет постоянная работа с картотекой отказов, которая ведется во всех библиотеках и позволяет уточнять тематику комплектования, удовлетворять запросы читателей. Анализ отказов показал, что наибольшее число отказов приходится на учебную и художественную литературу. По-прежнему не хватает литературы по краеведению, о спорте, профессиях. Из художественной литературы- это К.Булычев, В.Астафьев, М.Веллер, А.Толстой.
^ Списание литературы


Всего:


В том числе:

Утрата

Ветхость

Дефект-

ность.


Устарелость

по содерж.


Непро-

фильность


Периодика

1

3173

315

817

-

401

-

1640

%

9,9%

25,7%

-

12,6%

-

51,6%

Обеспечить качественный состав фонда можно только в случае преобладания объема новых поступлений над объемом выбывших изданий. В нашем случае преобладает обратная тенденция: выбытие в связи с ветхостью и устарелостью преобладает на 399 экз.

Из фонда библиотек в этом году было списано 3173 экз., это составило 2,3% от общего фонда. В основном, списание проходило по ветхости- 25,7%, 12,6%-морально-устаревшая литература. Но данного количества списанной литературы недостаточно. В фондах остается много устаревшей, малоспрашиваемой литературы.
^ Сохранность книжных фондов
Важнейшей задачей остается и проблема сохранности книжного фонда. Одним из условий, обеспечивающим сохранность книжных фондов, являются плановые проверки фонда. В этом году плановые проверки прошли в ЦБ, Владимировской и Чувичинской сельских библиотеках. Во всех этих библиотеках недостача не превышает установленных норм (2% от ежегодной книговыдачи). По вопросам сохранности книжного фонда были сделаны выезды в Масленниковскую, Абашевскую и Владимировскую сельские библиотеки.

^ Работа с каталогами
В 2013 году Электронный каталог пополнился на 3447 записей. И составляет 19510 записей. ЭК на новые поступления ведется с 1996 года –составляет 15046 записей. Эк электронный ресурсов составляет 572 записи- пополнился на 6 записей. База ретроспективного характера-3892 записи- пополнился на 3892 записи. За отчетный год было отредактировано примерно 1000 записей.

^ Методическая и практическая помощь библиотекам

Одним из направлений деятельности сектора комплектования и обработки является оказание методической и практической деятельности библиотекам. Во-первых, это помощь начинающим библиотекарям. Для библиотекарей М-Лебяжской, Чагринской и Студенецкой библиотек была проведена школа начинающего библиотекаря, где проводилась учеба по ведению учетных форм документов, составлению актов на списание, ведению и оформлению каталогов. На семинаре «Планируем работу на год» была дана консультация по планированию работы с фондом, изучению фонда и его разделов, составлению отчетов. Во вторых, это выезды с практической помощью. Новокуровскую библиотеку посетили целью практической помощи в организации и расстановке фонда читального зала. Также были сделаны выезды в Чагринскую, Еланскую, Масленниковскую сельские библиотеки, где были оказаны практические и методические советы.

Анализируя проблемы библиотечных фондов и их формирования, хотелось бы надеяться, что даже при минимальном количестве литературы, которую получают наши библиотеки в настоящее время, они сохранились бы как очаги культурной и духовной деятельности.


    1. Информатизация и автоматизация библиотечных процессов

В 2013 году произошло увеличение количества ПК на 3 единицы за счёт средств «Областной целевой программы «Развитие информационно – телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы».

Центральная библиотека использует в своей работе ноутбок, с его помощью проводятся слайд презентации, видео просмотры на массовых мероприятиях.

Центральная детская библиотека имеет электронную книгу, которую использует в своей работе, осуществляется открытый доступ к устройству.

Кол-во библиотек, имеющих ПК: 17, из них в центральной библиотеке 9,

в центральной детской библиотеке – 4, в Новотульской сельской библиотеке – 2, Прогресская сельская библиотека – 1, Новокуровская сельская библиотека-1.

3 библиотеки м.р. Хворостянский имеют копировально-множительную и оргтехнику:5 принтеров, 1 факс, 1ксерокс, 1 МФУ, 1 сканер – в центральной библиотеке, 1 МФУ – в центральной детской библиотеке, 1 принтер – в Новотульской сельской библиотеке.

4 компьютера в Центре общественного доступа центральной библиотеки находятся в локально – вычислительной сети, сервера нет.

В Хворостянской межпоселенческой центральной библиотеке автоматизированы следующие процессы: обработка новой литературы, аналитическая роспись СКС, электронного краеведческого каталога, подписка периодических изданий, с помощью программы АИБС МАРК 4.5.

14,4 % книжного фонда отражено в Электронном каталоге по инвентарным номерам.

Архивные копии хранятся на флэшнакопителях и дискетах.

Интернет

Интернет-провайдером в библиотеках м.р. Хворостянский является Мегафон, тип подключения к Интернет – оптоволокно, скорость интернет-канала: получение – 2.01 Мбит/с, передача – 2.07 Мбит/с.

5 библиотек района, имеют e-mail: центральная библиотека, детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека.

Блокировка доступа к запрещённым сайтам при общении к ним с ПК библиотеки производится провайдером.

^ Автоматизированное обслуживание

К электронному каталогу открытого доступа нет.

5 библиотек м.р. Хворостянский: Межпоселенческая центральная библиотека, центральная детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека предоставляют ПК пользователям библиотеки для самостоятельной работы, в т.ч. для самостоятельной работы в Интернет.

^ Виртуальная среда

Адрес: http://vk.com/id229084834

Из платных услуг, оказываемых библиотекой, наиболее востребованные: ксерокопирование, самостоятельная работа на компьютере, распечатка документов с флэш-накопителя пользователя.

Наиболее востребованные пользователями услуги с использованием компьютерного оборудования: сканирование документа, распечатка документа на принтере, копирование информации на флэшнакопитель, ксерокопирование, изготовление информационных буклетов, пригласительных билетов.

Перечень мероприятий из плана по информатизации библиотеки на 2014 год :

1.Создание интернет-сайта Хворостянской межпоселенческой центрадьной библиотеки.

2.Установка компьютерного оборудования в Масленниковскую сельскую библиотеку.

3.Модернизация автоматизированных рабочих мест пользователей в ОЦД.

4.Создание виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря».

Недостаточное финансирование библиотек - является сдерживающим фактором информатизации библиотеки.
5.3 Партнерские отношения
Культура партнерских отношений стала важной частью деятельности библиотек. Необходимость в более целостном рассмотрении потребностей населения района все больше свидетельствует о том, что библиотеки должны работать вместе с другими учреждениями и представителями местных органов власти, а также со своими партнерами по культурной деятельности. Библиотека сегодня может выступает как полезный партнер для других организаций в качестве общественного центра информации, центра культурной жизни, общения и досуга. А также, успешная работа библиотек во многом зависит от того, какие партнерские отношения у нее складываются с теми организациями, с которыми она сотрудничает.

Уже много лет центральная библиотека успешно сотрудничает на договорных началах с такими организациями, как Собрание представителей Хворостянского района, Отделом семьи, материнства и детства, Школы, государственного техникума им.Ю.Рябова, Домоммолодежных организаций, Центром социального обслуживания, выставочным центром « Радуга».Межпоселенческим культурно- досуговым центром с, Хворостянка. Сельские библиотеки работают в тесном контакте с Администрациями поселений, СДК, школами. Такие партнерские отношения позволяют формированию единого культурно-информационного пространства, созданию имиджа библиотеки, как сосредоточения информационных возможностей для организации и проведения совместных мероприятий.


    1. PR , рекламная, маркетинговая деятельность, библиотека и СМИ

В целях поддержания положительного имиджа библиотек, формирования надежной репутации среди населения района, осуществлялось информирование реальных и потенциальных читателей о деятельности библиотек. Приоритетными направлениями в маркетинговой стратегии в 2013 году являлись:

Развитие и продвижение качественных библиотечных услуг,

Разработка и и использование технологий по привлечению новых читателей
- создание условий по продвижению информационных ресурсов библиотеки в рамках Года окружающей среды.

В зоне обслуживания библиотек нашего района находятся следующие группы пользователей: учащиеся школ, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, рабочие, пенсионеры и интеллигенция. В связи с этим, для создания и развития полноценной информационной структуры и удовлетворения запросов всех категорий пользователей библиотеки стремились использовать все формы и методы работы библиотек, раскрывающие фонды библиотек, рассказать о предоставляемых услугах. Удачно проведенная реклама способствует привлечению читателей в библиотеку и повышению ее престижа. К успехам прошедшего года относится и активизация рекламной деятельности библиотек, способствующей формированию их положительного имиджа среди населения и партнерских организаций. Требуют продвижения не только книги, но и все многообразие услуг, новых технологий, культурно – просветительской деятельности. Особенно это касается компьютерных услуг, Интернет технологий, информационного обслуживания. В сознании многих людей сложился стереотип библиотеки как вместилища только печатной продукции. Для того, чтобы сломить этот стереотип, библиотеки стремятся, чтобы реклама была яркой, запоминающейся, с разнообразными формами: малая печатная продукция – буклеты, листовки, закладки; вывешивание информации об услугах библиотеки, проводимых мероприятиях. В библиотеках стало традиционным проводить экскурсии, во время которых происходит знакомство с библиотекой, ее отделами. Взаимодействие библиотеки и средств массовой информации – действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создания позитивного образа библиотеки. Центральная библиотека может с гордостью говорить о многолетнем сотрудничестве с районной газетой « Чагринские зори», которая на своих страницах печатает репортажи о проводимых мероприятиях, статьи библиотекарей. В 2013 году на страницах газеты было напечатано 15 заметок о работе библиотек. Например » « Экология – новый тренд десятилетия», « Библиобус- это быстро и удобно», « Свободное время и культура досуга» и др. Следует сказать и о сотрудничестве с каналом местного телевидения «Спектр», который также частый гость многих мероприятий библиотеки. На телевидении были показаны репортажи с районного поэтического конкурса, Областных акциях « Библионочь», «Зов белых журавлей, обзоры поступлений новых книг.


    1. Организационно-методическая деятельность

^ Таблица методической деятельности специалистов м.р.Хворостянский


Показатель

Количество мероприятий

Количество участников

2013г.

2012г.

2013г.

2012г.

Количество семинаров для

библиотекарей района


Всего

5

5

115

115

В том числе для специалистов ЦБ

5

5

50

50

Количество стажировок, практикумов


Всего

4

2

12

6

В том числе для специалистов без библиотечного образования

2

1

6

3

Количество выездов специалистов ЦБ в библиотеки района

Всего

16

6

20

9

В том числе в библиотеки в составе КДУ

0

0

0

0

Количество методических консультаций

Индивидуальных

16

13

16

13

Групповых


8

8

32

24

Количество изданных методических материалов

20

9

Организационная методическая деятельность муниципальных библиотек района в 2013 году осуществлялось по следующим направлениям:

Аналитическое, направленное на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом и принятия на этой основе методических решений для совершенствования работы библиотек;

Консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям;

Инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки;

Издательская деятельность.

Одна из форм методической деятельности - аналитическая. Цель анализа - показать главное, новое, передовое в работе библиотек района, вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации. Сектор инновационно-методической работы в течение года проводил количественный и качественный анализ статистических данных сельских библиотек, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Ежеквартально составлялись статистические сводки о деятельности библиотек. Результаты аналитической деятельности доводились до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповыхконсультациях).
Анализ деятельности библиотек позволил определить динамику развития библиотек района, выявить имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры для их устранения.

В связи с получением библиотекой в начале года статуса юридического

Лица, в течение января сектором инновационно-методической

работы был подготовлены документы, регламентирующие

деятельность библиотек в новых условиях: Положение о библиотеке,

Положения об отделах МЦБ и ЦДБ, Правила пользования библиотекой,

должностные обязанности каждого сотрудника В библиотеки всё активнее внедряются инновационные

процессы. Одним из основных способов эффективной и инновационной деятельности библиотек является проектная деятельность. Реализация проектов способствует совершенствованию определённых сфер и направлений библиотечной деятельности, консолидации с партнёрскими организациями и, в конечном итоге, повышению престижа библиотеки в обществе. В рамках Года охраны окружающей среды в феврале 2013 года сектором ииновационно- методической работы был объявлен районный конкурс проектов «Живи, Земля!». Цель конкурса - организация целенаправленной работы библиотек по экологическому просвещению населения. Каждая библиотека составила свой проект, проводились мероприятия с различными категориями населения, работа по проектам широко освещалась в средствах массовой информации. Итоги районного конкурса проектов будут подведены на итоговом совещании в феврале 2014г.

С целью заявить о себе, успешно осваивается такая форма работы как акция. Из года в год всё активнее библиотеки района включаются в проведение международных, областных и районных акций. В течение апреля-июня в библиотеках проведены акции: «Библионочь»(МЦБ, Масленниковская с/б), «Библиосумерки» (ЦДБ, Абашевская, Владимировская, Новотульская, Новокуровская, Еланская, Прогресская с/б). 7мая в библиотеках прошла Международная акция «Читаем детям о войне», в которой приняли участие 1011 детей и подростков. 16 мая к Международному дню чтения в центральной детской библиотеке прошла акция «Розовый жираф». Дети услышали историю книги «Любопытный Джордж» и ее авторов. Затем прошло обсуждение прочитанного. В октябре 6 библиотек района, более 300 человек учащейся молодёжи приняли участие в областной патриотической акции «День белых журавлей». В сельских библиотеках в рамках Года охраны окружающей среды проводились экологические акции «Сохраним природу родного села» (Новокуровская, Чагринская, Еланская сельские библиотеки), «Сбережём воду, сбережём землю!»: акция по очистке берега реки Чагры (Новотульская, Владимировская сельские библиотеки. В акциях по охране природы родного края приняли участие более 100 человек. Проведение подобных мероприятий способствовало увеличению числа пользователей библиотек и повышению престижа библиотек в обществе.

В последние годы все большее внимание уделяется проблемам публичного пространства библиотек, их нового существования в социуме. Современные библиотеки стремятся стать привлекательными для более широкой и разнообразной аудитории, активно включаются в социокультурные процессы, став частью большого общественного пространства. Сектором инновационно-методической работы для библиотечных специалистов района было подготовлено сообщение об интеграции библиотек в пространство села, проявляющееся в разных аспектах. Предложено проводить мероприятия для детей вне стен библиотеки. Для чего мы «выходим» из библиотеки? Освоение новых площадок, проведение мероприятий вне стен библиотеки - все это делается с целью привлечения новых читателей, привлечения внимания общественности к проблемам чтения, поднятия престижа чтения. Это надо и библиотекам (чтобы их увидели), и читателям (возможность проявить себя).

Центральная детская библиотека в детском саду «Колосок» с.Хворостянка в июле-августе организовала работу библиотечной площадки «Литературная песочница». Дети участвовали в веселых конкурсах и играх, каждый участник имел возможность познакомиться с понравившимися книгами и журналами с выставки, а желающие смогли их взять домой для семейного чтения. Привлечено к чтению 15 детей.

Романовская сельская библиотека на детской площадке организовала «Летний читальный зал для детей», где можно было не только покататься на качелях, но и почитать книги, полистать журналы, принять участие в литературных викторинах.

Новотульская сельская библиотека в летний период работала по программе «Живая книга». Мероприятия с детьми в рамках программы проводились на природе: во время походов на речку, на детской площадке. Тематика мероприятий была самая разнообразная: это и конкурс загадок «Зелёный наряд планеты», и викторина «Угадай сказочного героя», и громкое чтение с последующим обсуждением литературных произведений. По итогам деятельности библиотек в этом направлении выпущен буклет «Радуга библиотечного мастерства: опыт работы библиотек м.р.Хворостянский».

Эффективной формой повышения квалификации, по-прежнему, остаются семинарские занятия. В апреле прошло семинарское занятие «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек». Библиотекарям был дан комплекс знаний по организации публичного пространства библиотеки, по инновационным формам обслуживания пользователей библиотек.

В настоящее время остро стоит вопрос защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для библиотекарей района состоялся семинар-практикум «Острые вопросы реализации Федерального закона РФ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на котором рассматривались вопросы маркировки фонда детской литературы.

«Рекламная деятельность библиотек – шаг на пути к Открытой библиотеке» - так назывался семинар, в ходе которого обсуждались вопросы организации рекламной деятельности библиотек. Библиотекари обменивались опытом проведения массовых мероприятий, проходящих на открытых площадках, в детских садах и школах. Им была представлена видеопрезентация опыта работы библиотек Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей, подготовленная директором МБУ «МЦБ» по результатам Летней школы директоров. Кроме этого, составной часть семинарских занятий стала рубрика «Имя в литературе», которая знакомила с современным литературным процессом в России. В 2013 году библиотекари познакомились с творчеством П.Санаева, Д.Рубиной, В.Токаревой, Г.Щербаковой. Семинар библиотечных специалистов по планированию работы библиотек на 2014 год прошёл насыщенно и интересно. На повестке дня стояли вопросы: приоритеты планирования 2014 года, знаменательные и памятные даты 2014, календарь краеведческих дат, планирование работы с детьми и молодёжью, работа с социально незащищёнными группами. Были даны рекомендации по оформлению и структуре плана, его основному содержанию и разделам.

Чрезвычайно полезными оказались семинары, организованные специалистами областных библиотек. 5 июня2013 . на базе межпоселенческой центральной библиотеки прошёл зональный семинар-практикум «Залы электронных ресурсов – технологии и формы деятельности», организованный сотрудниками Самарской областной детской библиотеки для библиотекарей Хворостянского, Приволжского и Пестравского районов. Библиотечный специалисты познакомились с технологией деятельности Залов электронных ресурсов, получили опыт создания буктрейлеров. Репортаж о семинаре был показан в одной из передач ТРК «Спектр». В октябре специалисты СОЮБ провели областную творческую лаборатория им. Н.В.Мясниковой на тему «Современные модели массовой работы в детской библиотеке». Библиотекарям был дан мастер-класс по созданию Музея проживания одного произведения, а также большой спектр информации о новых формах и методах массовой работы в библиотеке. Кроме традиционных семинаров в течение года практиковалось проведение практикумов. Для начинающих библиотекарей проведёны практикумы по статистическому учёту библиотечной работы, по методике проведения массовых мероприятий. Для библиотекарей, имеющих компьютер с выходом в Интернет, был организован практикум о работе с порталом библиотек Самарской области и практикум по рекламе своей библиотеки В Контакте и Одноклассниках. В связи с освоением библиотекарями новых информационных технологий, активное проведение практикумов будет продолжено и в 2014 году. Методическая роль проявлялась и в оказании консультативной помощи. В течение отчетного года методические консультации были оказаны сотрудникам центральной библиотеки: по использованию текстового редактора Word, расчету бюджета рабочего времени, организации библиотечного пространства. Библиотекарям сельских библиотек в рамках областного еженедельного мониторинга муниципальных библиотек Самарской области (октябрь-декабрь 2013г.) по использованию электронной почты, по вопросам выполнения мониторинговых заданий. Значительная методическая помощь была оказана Новотульской сельской библиотеке для участия областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры Самарской области.

Всего – 16 индивидуальных методических консультаций .

Групповые методические консультации, проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей. Групповые консультации приурочивались к проведению совещаний, семинаров. Они проводились в тех случаях, когда было необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу. Тематика их разнообразна: социокультурная деятельность библиотеки, адаптация новых сотрудников, планирование и отчетность, организация и проведение акций, организация публичного пространства библиотеки и т.д. Всего – 8 групповых методических консультаций .

Издательская деятельность – ещё одно направление работы сектора инновационно-методической работы. Для библиотечных специалистов в соответствии с тематикой семинарских занятий подготовлены методические рекомендации: «Организация клубов и кружков в библиотеке», «Как подготовить и провести «Премьеру книги», «Работа с периодическими изданиями в библиотеке», «Золотой возраст»: информационные материалы, посвящённые Дню пожилого человека. Издан ряд буклетов: «Радуга библиотечного мастерства»(опыт работы библиотек м.р.Хворостянский»), «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек», «Свет православия», «Живая книга»(опыт работы Белгородской областной научной библиотеки), «Фирменный стиль библиотеки». Для библиотекарей, пользователей Интернет, подготовлены буклеты «Надёжный помощник – социальная сеть», «Интернет в помощь библиотекарю: лучшие библиотечные блоги». Всего подготовлено 20 изданий. Каждая библиотека в конце года получила пакет издательской продукции для дальнейшей работы по совершенствованию обслуживания пользователей своих библиотек.

Эффективность методической деятельности во многом зависит от полноты информации о структурных подразделениях библиотечной сети. Эта информация содержится в документах различного характера: учетных, планово-отчетных, информационных и т.д. Но значение посещений библиотек и оказание методической помощи на местах продолжает играть огромное значения. В связи с отсутствием собственного транспорта выезды в сельские библиотеки являются большой проблемой.. За прошедший год сделано 9 выездов в библиотеки района. Оказывалась методическая помощь в организации библиотечного пространства, в ведении статистического учёта библиотеки, в редактировании книжных фондов и каталогов.

Подводя итоги организационно-методической деятельности следует отметить, что 2013 год был удачным в плане конструктивного развития, инновационно–методическая работа не утратила своей значимости и актуальности, способствует реализации социального предназначения библиотек.

Главная проблема заключается в том, что не всегда интересные инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, озвученные в методических рекомендациях, консультациях специалистов находят благоприятную почву для дальнейшего развития непосредственно в библиотеках. Инертность, отсутствие творческого потенциала, нежелание получать и воспринимать новую профессиональную информацию являются серьезным препятствием для развития библиотек.

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.



3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

д) другие предложения.

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;

Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Тр = У1 / У 0 х 100%;

Тпр = Ар / У 0 х 100%;

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Основная

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

Дополнительная

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе :

Полное и правильное раскрытие темы;

Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

библиотек;

Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

Презентация работы.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Галактионова Светлана Алексеевна,

зав. отделом абонемента

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Важнейшие функции фонда:
. кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
. мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
. коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).

Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
. информативностью , характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
. динамичностью , так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
. статичностью , проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
. надежностью , т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.

Изучение фонда

Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется:
. при обработке новых поступлений;
. расстановке документов на полки;
. организации выставок;
. проведении бесед и библиографических обзоров.

Комплекс специальных методов изучения фонда включает:

  • статистические
  • библиографические
  • социологические методы

1. Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
. величина документного фонда (Ф), Фонд абонемента составляет - 46390 экз. книг (сиглы АБ в ЭК).

. объем новых поступлений (Фh), Новые поступления за год составляют около 2000 экз.
. объем выбытия (Фb ), Списание фонда составляет 2000 экз. в год.
. книговыдача (В) — составляет 140 000 экз. по плану, за 2015 г. - 142 846 экз.,из них около 36 000 экз. книговыдача на массовых мероприятиях и выездных выставках, остальные 107 000 выданы и продлены в отделе.

. число читателей (А) , Число зарегистрированных читателей - 4200человек.
. обращаемость (О), высчитывается как отношение книговыдачи к величине документного фонда. Обращаемость фонда абонемента составляет - 2.3,при оптимальной цифре от 2 до 3, это хороший показатель.

. читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей; Читаемость на абонементе составляет 25, при среднем показателе читаемости 21,5-24, это выше нормы.

*обновляемость (Н):обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах. Обновляемость фонда абонемента за 2015 г. Составляет 4.3 %.

2. Библиографические методы.

Благодаря возможностям системы MARK SQL, можно составить «Таблицу фонда отдела по ББК». В соответствии с ней фонд абонемента делится на:

  • фонд художественной литературы, он составляет 28259экз. документов (61%)
  • отраслевой фонд, который составляет 18132ед. хранения (39%)

Основные отрасли знания, представленные на абонементе:

  • Литературоведение и языкознание - 4755 экз. (10 %)
  • История и правоведение - 4399 экз. (10 %)
  • Психология, религия, философия - 3822 экз. (8%)
  • Педагогическая литература - 2191 экз. (5 %)
  • Медицина - 1202 экз. (3%)
  • Остальные отрасли занимают - 3% от общей части фонда.

При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.

Сотрудники абонемента, регулярно изучают закрепленные за ними разделы фонда на наличие недостающих изданий, просматривают записи в «тетради отказов», составляют списки литературы, которые поступают в отдел комплектования.

3. Социологические методы.

Дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.

Отдел абонемента в 2015 году посетили 32 694 читателя, среди них:

  • Специалисты различных отраслей хозяйства (экономисты, медицинские работники, юристы, инженеры, военные, работники культуры и искусства, педагоги) - 13 857 чел. (42%)
  • Учащиеся ВУЗов, СCУЗов, школ - 6477 чел. (20%)
  • Пенсионеры - 8037 чел. (25 %)
  • Работники сферы обслуживания, рабочие, прочие читатели - 4323 чел. (13%)

Книговыдача в отделе за 2015 г. по разделам ББК представлена следующим образом: За год было выдано и продлено 107 000 экз.

  • Наиболее спрашиваемая - художественная литература, литературоведение, языкознание - 91 %
  • Историческая литература, правоведение - 2,5 %
  • Психология, философия, религия - 2.5 %
  • Педагогика - 1 %
  • Остальные разделы составляют - 3 % от выдачи в отделе.

Основной читательский спрос приходится на художественную литературу, и он увеличился. В 2012 г. фонд абонемента анализировался в связи с передачей разделов фонда: естествознание и экономика в другие отделы библиотеки. В 2012 г. на художественную литературу приходилось 80 % выдачи, на разделы «история, психология, педагогика и другие» приходилось по 5% от общей книговыдачи.

Связано это с тем, что за эти годы уменьшилось количество новых поступлений отраслевой литературы. В основном отдел комплектуется художественной литературой, из которой значительная часть приходится на дары читателей, а это в основном современное чтиво. Из 2000 тысяч экз. комплектования за 2015 г. - 500 экз. - книги, пожертвованные читателями (25%).

Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.

Статистика спроса литературы на абонементе за 2015 г. показала, что за год было выдано 13 636 наименований (названий) книг.

  • 91 % из них - художественная литература
  • 2.5 % - наименований по истории
  • 2.5 % - по психологии и философии
  • 1% - по педагогике
  • 3% наименований приходятся на другие разделы фонда

Конечно, преобладает художественная литература, а не отраслевая. По моему мнению, связано это с тем, что за последние годы все отраслевые отделы стали выдавать книги на дом. У читателей появилась возможность взять интересную новую отраслевую литературу в других отделах или заказать необходимое издание в отделе книгохранения и читать дома.

Анализ рейтинга книг, выданных читателям абонемента в 2015 г. тоже показывает преобладание художественной литературы. Из 100 самых читаемых книг преобладают книги современных российских и зарубежных авторов (Маринина, Метлицкая, Берсенева, Рой, Прилепин, Ричмонд, Рэндел, Ден Браун и др.)

Лидеры прошлого года: Устинова Т.В. «Ковчег Марка» и Трауб М. «Семейная кухня». Эти книги были выданы по 59 раз.

Из классической русской литературы в сотню лидеров попал А.С. Грибоедов «Горе от ума», произведение было выдано 25 раз.

Чтобы увидеть фонд глазами читателя и узнать читательский спрос пользователей абонемента, было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 146 респондентов. Из них 106 женщин (72%) и 40 мужчин (28%). Образовательный статус участников исследования высокий (с высшим образованием - 72%, среднее специальное имеют 13%, среднее - 15%). Профессиональный состав респондентов:

  • Специалисты - 42 %
  • Пенсионеры - 35%
  • Учащиеся - 13%
  • Прочие читатели - 10%

Среди мотивов посещения библиотеки:

  • В целом преобладает прагматический мотив (72 %), т.е. выполнение
    учебного задания, повышение профессионального мастерства.
  • Затем следует познавательный мотив, его отметили 70 % респондентов.
  • 3-е место занимает релаксационный мотив (58 %), с целью отвлечения от неприятной ситуации, для отдыха.
  • Получить эстетическое удовлетворение от прочитанного произведения хотят 42 % респондентов.
  • Каждый десятый приходит в библиотеку для общения (10 %).

На вопросы: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?» и «Что вы читаете сейчас?» ответило по 72% респондентов. В основном художественная литература, среди книг лидируют произведения современной отечественной литературы: Акунин Б. Нефритовые четки, Аксенов В. Московская сага, Улицкая Л. В Священный мусор, Рубина Д. Русская канарейка, Прилепин З. Восьмерка) и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий (Булгаков М. Мастер и Маргарита, Ильф И., Петров Е. 12 стульев, Пикуль В. Честь имею).

На вопрос «Что для Вас является определяющим при выборе изданий?»

Абсолютное большинство (80%) определяющим в выборе книг считают автора. На 2-м месте - аннотация (67%), 3-м - заглавие издания (47%).
28% респондентов берут книги с выставок. На этот же вопрос респонденты отметили также содержание, рекомендации, отзывы, рецензии, жанр, известность, беглый просмотр, настроение.

На вопрос«Вы берете книги только для себя или для своих родных, друзей»получилось, чточитатели берут литературу не только для себя, но и для детей, школьников и студентов, пожилых родителей, друзей. Доля таких «скрытых» читателей составила 22%.
Чаще всего читатели обращаются в библиотеку:

  • с конкретными запросами - 53 %
  • с тематическими запросами - 30 %
  • с неопределенными запросами - 17 %

Большинство читателей выбирают издания в отделе абонемента:

  • самостоятельно - 40%
  • обращаются за помощью к библиотекарю - 35%
  • среди книг, сданных другими читателями - 15 %
  • на выставках, тематических полках - 10%

Всегда найти нужные книги в отделе абонемента удается:

  • 17% респондентов
  • часто - 64%, иногда - 18%, не находят вообще - 1%

На вопрос«Какие разделы фонда нуждаются в обновлении?» (можно было выбрать 3 варианта) были получены следующие результаты:

  • история, право, педагогика - 86 %
  • художественная отечественная литература - 81%
  • издания по философии, психологии - 67%
  • литературоведческие работы, языкознание - 62%
  • художественная зарубежная литература - 54 %
  • медицинские издания - 31 %

На вопрос:«Каких изданий не хватает в отделе абонемента?»респонденты отметили следующее: Более всего читателям абонемента не хватает научно-популярных изданий (65%), художественных книг (50%), учебников (37%), научных изданий (монографий) (18%).

На вопрос:«Какой интересующей Вас книги, не оказалось в отделе абонемента?»- ответила половина (50%) респондентов.
Как показали данные исследования в большинстве случаев, книга есть в отделе, но в данный момент выдана другому читателю. Разрешить эту проблему помогает бронирование изданий (постановка на очередь). Если издание требуется срочно - читатель обращается к фонду отдела гуманитарной литературы или отделу книгохранения.
Не найденные в фонде абонемента издания можно объединить в две группы:
1) современная отечественная и зарубежная проза
2) научные издания последних лет, учебники по различным дисциплинам.

Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
1.Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод - фонд абонемента достаточно эффективно используется, данные показатели выше средних значений, необходимо поддерживать показатели на данном уровне и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям.

2. Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявлены наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.

3. Социологическое изучение фонда помогло выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес поможет нашим читателям в поиске необходимой литературы.

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

По = А: Ч х 100.


В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
(Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Показатели времени


Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
  • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
  • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

gastroguru © 2017