У каждой профессии запах особый. У каждой профессии запах особый…

С. В. Дегтярева
с. Баево, Алтайский край

«Все профессии важны,
все профессии нужны»

Коллективное творческое дело

Цели:
- дать представление и дополнить знания детей о различных профессиях;
- показать важность и необходимость любого труда;
- расширить общий кругозор учеников;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование, оформление и реквизит:
- детская выставка рисунков, посвященная профессиям;
- сочинения о различных профессиях;
- карточки с заданиями;
- карточки с рисунками и названиями профессий.

Ведущий. Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А чтобы стать хорошим специалистом, человек должен многое знать и уметь. Сегодня вы сидите за школьной партой, и ваше учение - это тоже труд и непростой. Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?». Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе. Этот классный час мы назвали «Все профессии нужны, все профессии важны», возможно, он поможет вам в этой большой и сложной работе.

Звучит песня «Без труда не проживешь» (В. Агафонников - В. Викторов, Л. Кондратенко).

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землей -
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал -
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат -
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь».

Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, -
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Ведущий. Мы подсчитали, и оказалось, что в нашем классе учителями хотят стать 7 человек, милиционерами - 5, еще у нас есть 2 будущих врача, 2 шофера, 1 пожарный, 1 музыкант. А ведь есть еще столько профессий! Послушаем стихотворения о них, и, возможно, кто-то изменит свое решение о выборе будущей профессии.

Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Токарь.
Токарь склонился над умным станком -
Тонкая стружка бежит ручейком.
Слесарь.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А еще нужней - сноровка!

Водопроводчик.
- Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять:
Стало кухню заливать.
С краном кухонным беда,
Через край бежит вода.
- Кран закрутим, все устроим,
Воду быстро успокоим.

Маляр.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом.
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»

Сапожник.
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости.

Шофер.
Шуршат по дорогам веселые шины -
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофера трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!

Почтальон.
Рано утром почтальон,
Обходя за домом дом,
К нам приходит в гости
И с собой приносит
Свежие газеты,
С письмами конверты,
Чтобы люди не скучали,
А на письма отвечали!

Машинист.
Как быстрый конь, несется
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздается
Веселый стук колес.
Зеленые вагоны
На солнышке горят,
В кабине застекленной
Сидит мой старший брат.
Со свистом мчится поезд,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

Лесник.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
Листик дуба на фуражке,
За плечом ружье,
На ладонь садятся пташки,
Ластится зверье.
Знает стежки и тропинки,
Даже маленькой травинке
Друг и брат - лесник.

Пекарь.
В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это - пекарь!

Повар.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой.
Рис поднялся, разварился,
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится,
Крышка прыгает, звеня.
Приходите поучиться
Кашеварить у меня.

Фотограф.
Нелегко снимать зверей,
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка!»
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимок не пришлешь!»

Пожарный.
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?.. Пожарники.

Библиотекарь.
Есть у книжки добрый лекарь,
Верный друг - библиотекарь!
Он заклеит те страницы,
Что порвали ученицы,
Пятна грязные сотрет,
Том на полку уберет!
Книжка, отдохни в тиши
И подольше послужи.

Учитель.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
Верности родной Отчизне!

Дизайнер.
Дизайнер украшает дом,
Чтобы уютно было в нем!
Шкаф подвинет в уголок,
Разукрасит потолок
И подскажет маме,
Как ей быть с цветами,
Где картины разместить,
Куда коврик положить!
Он конструктор красоты.
Пригласи его и ты!

Археолог.
Кто лопатой и совком
Ковыряется в песочке
И, сметая пыль веков
С пожелтевших черепков,
Извлекает из песка
Утварь, храмы, города?
Не шахтер и не геолог,
А историк-археолог!

Архитектор.
Мальчик в беленькой панамке
Возле речки строит замки,
Воздвигает из песка
Сказочные города!
Пробежит за годом год -
Архитектор подрастет
И построит города
Из бетона и стекла.

Ветеринар.
Наша кошка заболела:
Ей до бантика нет дела,
Не царапает нам пятки,
Ну а бабушкин клубок
Закатился в уголок.
Видимо, у Мурки жар -
Нужен ей ветеринар!

Дрессировщик.
Учит он решать задачку,
Правильно считать собачку,
Бегемота - танцевать,
А слона - в футбол играть,
Кольца хоботом бросать
И гантели поднимать.
Он - учитель для зверей.
Назови его скорей!

Клоун.
Он жонглирует словами,
Улыбаясь мне и маме.
Убегая от собачек,
В зрителей кидает мячик
И, конечно, их пугает,
Слезы струйками пускает,
На коне верхом несется,
Заразительно смеется -
Для того чтоб я и ты
Надорвали животы.
Синоптик.
Кто за ветром наблюдает,
В небо зонды запускает,
Знает множество примет -
Будет дождик или нет,
Чтобы люди не гадали,
А сапожки надевали?
Он зимою даст прогноз
Нам про завтрашний мороз
И присмотрит, без сомненья,
За погоды поведеньем!

Геолог.
В глубине планеты нашей
Что таится? Он расскажет,
Изучив за слоем слой
Под корой подземной!
Ищет злато-серебро,
Все подземное добро:
Минералы, нефть и газ,
Очень нужные для нас!
Труден путь его и долог,
Потому что он - геолог!

Астроном.
Вглядываясь в небеса,
Там находит чудеса
И проводит звездочет
Всем открытиям учет.
Новая звезда горит
Иль летит метеорит -
В небо звездное влюблен
Тот ученый-астроном!

Спелеолог.
Я пещеры изучаю,
На вопросы отвечаю:
Почему пеньком стоит
Под ногами сталагмит?
А над головой висит,
Как сосулька, сталактит?
И еще - в каком местечке
Дом пещерных человечков?

Водолаз.
Я под воду опускаюсь
На большую глубину,
Не плыву и не купаюсь,
А хожу-брожу по дну.
Здесь сокровища зарыты
Затонувших кораблей.
Под водою мне открыты
Тайны речек и морей.

Врач.
Водолазу хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
из очков
кончики язычков.
- Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
- Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам -
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Ведущий. На этом классном часе и при подготовке к нему мы провели конкурс рисунков, написали сочинение на тему «Кем быть?», каждый из вас рассказывал в стихах о профессии, которая нравится. А вот какое стихотворение о профессиях написал поэт Юлиан Тувим:
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата -
Можно шить, можно рыть.
Уважайте труд, ребята,
Приучайтесь труд любить!

Хорошо после пронизывающего холода морга распариться в сауне, вдыхая ароматы можжевельника и сандала. Приятно видеть живые, пышущие здоровьем, радостные лица. Зелёный чай с жасмином настраивает на позитивный умиротворяющий лад и голова становится легкой, словно мысли следуют за слабым дымком курящихся благовоний. Взгляд расслаблено-лениво переходит от проходящих тел к неподвижным предметам и обратно, мысли вяло плетутся следом, словно минуют грань, за которой происходит смена мировосприятия... Каждая женщина пахнет по своему, но, не смотря на возраст, размер, длину волос, вес, цвет глаз или род занятий, многие пахнут как-то схоже...

Вот есть хорошо сложенные, яркие, ухоженные дамы, но от них почему-то всё время шарахаются - любой источаемый ими аромат носит завершающую нотку запаха падали. Это - стервы. У них нет золотой середины. Предпочитают либо всё, либо ничего. Всегда играют ва-банк, начинают браво, манипулируют до умопомрачения, живут весело, но недолго, умирают некрасиво.

А еще есть дамы-серые мышки. Учеба, карьера, социум - не для них. Созревают рано, выбирают недолго, выходят замуж поздно, и как правило - "по залёту". Их бьют спивающиеся мужья, их бросают с детьми на руках, у них нет ни жилья, ни образования, ни профессии. Они - мамы, если понимают и развивают свою миссию. Тогда они пахнут молоком и хлебом. Эти запахи детства сопровождают их до глубокой старости. Или инкубаторы для потомства, если не понимают. Тогда они пахнут хозяйственным мылом, живут даже в апартаментах как на помойке, питаются объедками, ходят в обносках. У них нет благополучия, потому что они не знают, что это такое и что с этим делать.

Существует и особый запах у дам-синих чулков, закомплексованных и ограниченных внутренними рамками - они пахнут застарелым, непроветриваемым, покрытым плесенью жильём, из которого хочется уйти как можно быстрее.

Есть определенная категория дам, у которых всего по чуть-чуть - мозгов, старания, опыта, желания, таланта. В школе - троечницы, дома - неряхи, в отношениях - показушницы, в любой структуре - серый балласт. Они пахнут туалетной водой - от унитазной до орифлеймовской. Вначале резкий одуряющий запах, потом он рассеивается без следа и уже ничего не напоминает о прежней чистоте.

Очень по-особенному запоминается запах женщин-леди. Чистый, тонкий, неуловимый, но стойкий шлейф остаётся на всём, к чему они прикасались. Как драгоценные камни (неприменный атрибут аристократизма) , они имеют внутреннюю ценность и достойное внешнее обрамление. Ими могут быть не обязательно высокородные, голубых кровей и особой породы, но всегда очень интеллигентные дамы - и сельские учительницы на пенсии, и юные создания с косичками, и бизнес-вумен в элитном банке. Жить с ними рядом ежедневно так же трудно, как нюхать горлышко флакона с настоящими духами. Но, как дорогой парфюм, хороши только в капельных дозах и на расстоянии...

Когда итальянец Джанни Родари придумал свое стихотворение «Чем пахнут ремесла?», все профессии для населения Советского Союза были равны. Не зря именно в Союзе этот стих стал олицетворением человека-труженика с запахом не духов, а бензина, лекарства, машинного масла или сдобы. Ведь тогда пропагандировался культ именно рабочих специальностей!

О чем писал Джанни Родари?

Получив популярность в качестве писателя именно в Советском Союзе, Дж. Родари издал много интересных детских сказок и рассказов. И большинство из них воспевает труд рабочего человека. Разве могла иметь приятный запах профессия актрисы или кинозвезды? Разве инженер приятно пахнет? Может быть, летчик имеет приятный аромат? По идеологии коммунизма, только человек имеет право быть значимым. Разумеется, писатель искренне доверял этим принципам. Популярный детский стишок Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» в нашей изменившейся реальности несколько потерял свою идеологическую направленность, хотя запахи рабочих профессий остались практически теми же:

  • стекольщик пахнет оконной замазкой;
  • доктор - лекарством;
  • рыбак пропах рабой;
  • плотника выдает запах стружки;
  • бизнесмен имеет запах дорогого одеколона;
  • бизнес-леди пахнет французским парфюмом;
  • деньги, как гласит известная истина, не пахнут.

Можно ли выбрать профессию по сопровождающему ее запаху

Выбирая профессиональное занятие, стоит познакомиться с запахами, которые

сопутствуют тому или иному делу. Ведь в стихотворении «Чем пахнут ремесла» ясно сказано, что у каждой профессии есть запах. Может оказаться, что, несмотря на явные успехи в деле, конкретный аромат может вызывать неприятные эмоции, что, в свою очередь, может повлиять на настроение и работоспособность. Итак, некоторые особенности профессий, связанные с запахами:

  • Если человеку нравятся ароматы пряностей, он может стать хорошим поваром.
  • Нравятся фруктовые и цветочные ароматы? Такой индивидуум любит быть в центре внимания, можно пробовать себя в качестве публично выступающего человека (актер, лектор, педагог).
  • Профессионалы, работающие в областях, связанных со здоровьем людей, должны адекватно относиться к ароматам мяты и аниса.
  • Если с детства нравится запах свежих газет и журналов, стоит попробовать себя в роли редактора.
  • Запах кофе поможет риэлтору в его сложном деле.
  • Спортивный тренер олицетворяет бодрость и отличную спортивную форму. Его аромат имеет ярко выраженный цитрусовый букет.

Некоторые профессии со специфическими запахами

  • Кто сравнивает, какой корм для кошки вкуснее? Дегустатор пищи для домашних животных, конечно! Все тонкости отличий вкусовых качеств и ароматов нового корма чувствует этот специалист. Когда Дж.Родари писал свой стих «Чем пахнут ремесла», такой профессии еще не было.
  • Заводчики, разводящие на фермах оленей, ежегодно зарабатывают сотни тысяч долларов, продавая любителям охоты мочу своих подопечных. Феромоны, содержащиеся в этом «продукте», являются прекрасной приманкой. Когда речь идет о больших деньгах, про запахи можно забыть.
  • Ежегодно увеличивается количество автодорог в мире. Скорости автотранспорта тоже возросли. Соответственно, количество сбитых на дорогах животных тоже не уменьшается. Кто же следит за чистотой на асфальте? Не очень престижную, но достаточно хорошо оплачиваемую работу собирателя мертвых животных стихотворение «Чем пахнут ремесла» не описывает.

Плюсы «пахнущих» профессий

Далеко не каждый человек может связать свою жизнь с огромным количеством приятных или неприятных ароматов, когда общение с запахами становится ежедневной обязанностью. Главный «инструмент» дегустатора - нос -является очень нежным прибором. Профессия дегустатора духов или требует особого подхода к своему здоровью. Конечно, и сейчас невозможно обойтись без профессий, которые перечислены в стихотворении «Чем пахнут ремесла». Стих написан во времена повального социализма, когда некоторые понятия были перевернуты сообразно требованиям тех лет. Можно изменить многое в жизни стран и континентов. Только свойства человеческого организма постоянны. Обладая нужной информацией, проще выбрать себе дело по душе.

Общение с запахами может обогатить или отравить жизнь человека. Каждой профессии принадлежит определенный аромат. Если не нравится запах профессии, может быть, соответствующая оплата компенсирует этот недостаток?


У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.

Оригинал Д. Родари:
(в переводе Б.Заходера)

Чем пахнут ремесла?

В булочной пахнет сгоревшею сдобой...
Мясом протухшим пахнет мясник.
Газом угарным пахнет печник.
Пахнет молочник прокисшей сметаной.
Пахнут шахтеры горелым метаном.
Пахнет газетчик как дохлая утка,
Как парфюмерный отдел - проститутка.
Пахнет хирург неудачным наркозом.
Пахнет доярка вечерним навозом.
Содранной шкурой пахнет скорняк.
Ассенизатор... Знаете как.
Пахнет кухарка капустою кислой.
Пахнет сестра медицинская клизмой.
Тещи, как правило, пахнут блинами,
Все на таможне - большими деньгами.
Пахнет партиец как красные флаги.
Нянечка пахнет подгузником Хагги.
Пахнет сапожник густым гуталином,
А популярный певец - кокаином.
Консул английский пахнет овсянкой,
Школьный учитель разит валерьянкой.
Пахнет несвежим солдат сапогом.
Пахнет горячим браток утюгом.
Пахнет ревматик озокеритом.
Пахнет любитель рывков динамитом.
Килькой в томате пахнет турист,
Йодом с зеленкой - спортсмен альпинист.
Пахнет священник святою водою.
Пахнут раввины кошерной едою.
Азбукой Морзе пахнет радист.
А героином - контрабандист.
Нефтью разлитой пахнет моряк.
Лишь программисты... не пахнут никак

Чем пахнет Студия Артемия Лебедева...

Кодеры пахнут жасмином и елью.
Пахнут бухгалтеры пятой «Шанелью».
С переговоров вернувшись усталым,
Менеджер пахнет белым сандалом.

Пахнут дизайнеры деревом с кожей
И арт-директоры пахнут похоже.
Если понюхать технолога шею -
Шея технолога пахнет шалфеем.

Дымом табачным, травой и абсентом
Пахнут довольные сайтом клиенты.
«Сантосом» пахнет студийная кошка
(Кто-то животное сбрызнул немножко).

С неувядающей дерзкою силой
Пахнет Воронежский свежей текилой.
(Можно к дисплею принюхаться: тонко
Пахнет текилою даже иконка.)

Ночью склонясь над релизом для прессы,
Пахнет пресс-служба «Коричневым лесом».
Вкусно, негромко и призрачно-тайно
В студии пахнет отдел промдизайна.

Лебедев только не пахнет никак,
Мрачно взирая на этот бардак.

К прошедшему дню сисадмина))

Он пахнет вчерашней лапшой магазинной,
Некормленной кошкой, двухдневной щетиной,
Носком неопрятным, просроченной водкой,
Кофейною гущей, сгоревшей проводкой,

Он пахнет советским, столетним, ядреным
Тройным и убийственным одеколоном,
Бумагой измятой и пыльной дискетой,
Четыреста сорок восьмой сигаретой,

Но все же наивен и девственно чист
Наш милый и добрый дружок-программист,
Когда рядом с ним нарисуется мина
Немного обиженного сисадмина

Лишь программисты… не пахнут никак ?

«Лишь программисты не пахнут никак»,-
Подумать такое мог только дурак.
«С»-кодировщик пахнет структурой,
Visual Basic пахнет халтурой.
С++ пахнет полиморфизмом,
Оракл пахнет бюрократизмом,

Митингом нудным разит DBA,
Пахнет Main Frame, словно старый еврей.
Web-программист пахнет связью случайной,
Пахнут COBOL программисты отчаянием.
Пахнет PASCALщик чем-то забытым,
ACCESS разработчик — корытом разбитым.

Вместе все пахнут словно бардак -
Тестеры только не пахнут никак!
Это неправда! Понюхайте сами,
Тестеры вечно пахнут клопами…
Только зайдешь к ним и глянешь вокруг -
Так копошится какой-нибудь жук.

Над программистом, как муха жужжит.
— Тут не работает, там не стоит…
Даже админ отмахнуться не сможет,
Запах жука ему встанет дороже.
Не зная ни кода и не системы,
Тестеры пахнут общей проблемой!

К большой радости, стихотворение Джанни Родари о рабочих профессиях уже не актуально на предприятиях лидера отечественного автопрома – ОАО «КАМАЗ». Рабочий персонал нынче не пахнет «маслом машинным» благодаря высокой квалификации и владению навыками кайдзен-культуры. Каждый год в его ряды вливается новый отряд молодых людей, для которых «КАМАЗ» становится точкой отсчета в трудовой биографии.

Предприятие не жалеет усилий и средств на подготовку специалистов, а с учетом возникшего в последние годы на «КАМАЗе» кадрового «голода» ищет и находит новые модели решения проблемы. Оперативно реагируя на рыночную конъюнктуру, компания выступила инициатором создания машиностроительного образовательного кластера, который сегодня заявлен на заводе в числе ключевых факторов развития ОАО «КАМАЗ».

Это факт – многие выпускники школ стремятся пополнить армию «белых воротничков», считая унизительным получить инженерную или рабочую специальность. Молодым людям невдомек, что после окончания вуза они могут остаться невостребованными: рынок труда заполнен юристами, экономистами, менеджерами, психологами и другими специалистами гуманитарного направления. А рабочих-профессионалов, грамотных инженеров – раз, два и обчелся. Бытует мнение, что карьеру на производстве «не сделаешь». Как бы не так! Вот лишь несколько примеров.

Нынешний начальник производства цветного литья литейного завода «КАМАЗ-Металлургия» Сергей Снарский вступил в должность в 31 год. Сейчас под его началом – сложнейшее производство и тысячи людей. Или Зульфат Валитов, начальник энергоремонтного цеха № 2 того же завода. Возглавил цех полгода назад, и сегодня ему «всего» 29 лет. В прошлом году генеральным директором ООО «КАМАЗавтотехника» был назначен 37-летний Лев Баланцов, ранее работавший в ОАО «КАМАЗ-Дизель» директором по качеству. В прошлом же году в корпорации сформировали резерв руководящих кадров ОАО «КАМАЗ» для высшего и среднего звена управления. После отбора в него вошли 77 лучших работников подразделений компании, большей частью – молодые люди. Очевидно, что желание стать лучшими в своей профессии определяет и готовность к соперничеству. Молодые люди на практике показывают, что являются высококвалифицированными специалистами, обладающими знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Многие вопросы помогает решать и сотрудничество «КАМАЗа» с Инженерно-экономической академией (ИНЭКА). Оно выгодно для обеих сторон, считает заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров. «КАМАЗ» решает ряд своих насущных проблем с помощью привлечения прикладной и фундаментальной научной базы, а ИНЭКА, в свою очередь, получает серьезную практическую базу и возможность дальнейшего трудоустройства выпускников.

60% принимаемого в компанию персонала составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Ежегодно на «КАМАЗ» трудоустраивается около 300 выпускников профессиональных училищ, техникумов и колледжей (при потребности 1200 человек) и около 250 выпускников вузов. И в перспективе объемы привлечения молодежи будут возрастать. Молодые работники – профессиональные и творчески активные – большое подспорье автогиганту. В конкретные дела воплощается лозунг, стоящий в авангарде реформ, который выдвинул генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Заводу нужна агрессивная молодежь, которая умеет работать». Опытный и успешный менеджер Когогин понимает, что энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее – во многом станут залогом успеха инициатив возглавляемой им компании. Судите сами. Участниками проекта на улучшение той или иной сферы деятельности предприятия стали именно молодые камазовцы.

Например, работник кузнечного завода Александр Карнилов инициировал проект по блоку заместителя гендиректора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Уже набрана проектная группа, и идея Карнилова вступила в стадию реализации. Другая участница – Юлия Габитова – предложила работу по бережливому производству в масштабах ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», которая была включена в общий корпоративный проект. Сегодня уже воплощенный. И таких конкурентоспособных молодых людей на «КАМАЗе» десятки и десятки.

Для «КАМАЗа» наибольший интерес представляет работник, ориентированный на постоянное саморазвитие. И для компании имеют значение не только профессиональные навыки и хорошая теоретическая подготовка молодого специалиста. Важно, чтобы он видел себя инициативным членом команды единомышленников с единым корпоративным духом и культурой.

Чем же, помимо обещания престижной и перспективной работы, «КАМАЗ» может привлечь молодого человека? Здесь делается все, чтобы у молодых работников не болела голова по поводу бытовых проблем. Во-первых, соблюдаются все требования трудового законодательства, защищающие права работника. Производится социальное и пенсионное страхование. Будущие мамы могут не беспокоиться: им предоставляется оплачиваемый отпуск, а после рождения ребенка они возвращаются на прежнее место работы. Из фирменных камазовских «штучек» можно отметить выплату молодым денежной помощи: при первом вступлении в брак, рождении ребенка, так называемые «подъемные» при возвращении из армии, специалистам – при поступлении на работу. Дети камазовцев имеют возможность посещать детские сады, отдыхать в оздоровительных лагерях, а сами камазовцы – в санаториях и профилакториях.

Есть возможность застраховаться в пенсионном фонде «Первый промышленный альянс» и уже сейчас копить деньги на обеспеченную старость. «Работает» программа жилья для молодых специалистов. За четыре года, благодаря участию «КАМАЗа» в республиканской молодежной программе, справили новоселье 443 молодые семьи. В 2007 году улучшили свои жилищные условия 173 семьи.

Прошлый год был показательным в плане активности: членство в Союзе молодых ученых, очередной конкурс «Молодой новатор года», участие в различных выездных семинарах, научно-практических конференциях, организованных молодежным объединением, которым сейчас руководит Дмитрий Битков. Эту работу по достоинству оценил Сергей Когогин – проектный молодежный фонд по предложению генерального директора увеличен почти в 10 раз до 7 миллионов рублей. Камазовский генерал готов создать все условия для повышения квалификации и карьерного роста персонала.

– Все зависит от вас, – заявляет Сергей Когогин. – Не забывайте, каждый из вас оценивается по тому, что умеет. Вы себя нам продайте, мы готовы купить, даже дорого.

Позиция Сергея Когогина равнозначна стратегии «КАМАЗа» в глобальном мире: автокорпорация целенаправленно движется к экономике знаний через развитие инноваций и образования. Примером тому является развитие новых, конкурентоспособных производств, продукция которых востребована на внешних рынках. А этого невозможно достичь без новых технологий, без внедрения современных моделей менеджмента, ориентированных на работу в условиях глобальных конкурентных рынков. Формирование мирового научно-технологического пространства в рамках «КАМАЗа» происходит за счет таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности. Это предъявляет жесткие требования к коллективу «КАМАЗа» и, в первую очередь, к молодежи. Чтобы стать успешными, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой, быть амбициозными.

ПАРАДИГМЫ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

Время стремительно, оно диктует новые правила и никого не ждет. Во всем мире компании, заинтересованные в собственном развитии, вкладывают значительные средства в разработку новой и постоянное совершенствование уже производимой продукции, учитывают мировые тренды в развитии, стремятся быть «на переднем крае». Остро встает вопрос конкурентоспособности и качества продукции, обеспечивать которые могут лишь компетентные сотрудники. Таким образом, знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом, а повышение интеллектуального компонента рабочей силы путем обучения становится критически важным.

Конкурентоспособность «КАМАЗа» – одна из самых влиятельных концепций, поскольку охватывает не только сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений. Например, такой формулы, которую на предприятии вывели в 2004 году и назвали «золотой серединой».

Активная профориентационная работа и сотрудничество с учебными заведениями всех видов включают в себя ряд долгосрочных мероприятий. Назовем некоторые из них. Например, «КАМАЗ» спонсирует акцию «Дневник первоклассника» (1 сентября первоклассникам вручаются памятные сувениры с символикой «КАМАЗа») и издание книжки-раскраски об автомобилях КАМАЗ; для школьников, учащихся ПТУ, студентов вузов организованы бесплатные экскурсионные маршруты по предприятиям ОАО «КАМАЗ»; в ежегодном конкурсе профессионального мастерства среди рабочих специальностей участвуют учащиеся профлицеев и училищ; учащиеся и студенты учебных заведений города и некоторых иногородних заведений могли проходить любой вид практики (производственную, технологическую, дипломное проектирование и пр.) на предприятиях «КАМАЗа». Свою роль на успешное реноме предприятия играет и цикл фильмов «Знаю, как…», знакомящий с наиболее востребованными на «КАМАЗе» профессиями.

Компания постоянно проводит конкурсы среди учебных заведений различного профиля: вузы, технические колледжи, школы, Центры детского технического творчества – на инновационные гранты ОАО «КАМАЗ». Их основная цель – стимулирование инновационной деятельности школьников, студентов, аспирантов, преподавателей среднего, среднеспециального и профессионального образования, ИНЭКА, КГТУ им. Туполева и молодых работников ОАО «КАМАЗ» и поддержка их творческих начинаний. Так в 2006 году инновационные гранты в сумме 300 тыс. рублей и 200 тыс. рублей получили НГПИ и ПУ № 57.

За казалось бы простыми мероприятиями опять-таки стоит глобальная цель – «КАМАЗ» должен быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.

Как известно, наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Майкла Портера, которая основывается на так называемых детерминантах, формирующих национальную конкурентоспособность. Портером был обобщен опыт тех стран, которые в ХХ веке сумели стать наиболее процветающими. Применив теорию к автогиганту, мы получаем следующие выводы: во-первых, успешность и процветание предприятия не наследуются, а создаются, и, во-вторых, конкурентоспособность «КАМАЗа» определяется не столько набором факторов, сколько эффективностью их использования.

О чем это говорит? О том, что экономический уровень предприятия и его конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества его людей – человеческого капитала. Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.

По всему видно, что на «КАМАЗе» выбрана модель опережающего развития приоритетных направлений, создан кластер, имеющий экономический потенциал повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли.

КЛАСТЕР КАК ПРОРЫВ

– Наверное, не будет ничего нового в моем утверждении о том, что сегодня образовательные учреждения выпускают рабочих и специалистов, которые по качеству знаний и навыков не удовлетворяют работодателей. Более того, налицо дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов по набору специальностей и количеству выпускников, – говорит первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов.

По его словам, развитие системы образования в Республике Татарстан имеет свои приоритеты. Принят путь создания образовательных кластеров. Реализация этой стратегии позволит республике не только обеспечить повышение качества образования, но и максимально сблизить предложения системы образования и реальную потребность предприятий и организаций областей экономики и социальной сферы.

Напомним, что термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально – «расти вместе»). Кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

По своей сути образовательный кластер объединяет в себе цепочку «школа – ПТУ – вуз – предприятие». Одна из особенностей образовательного кластера – непрерывность образования, студент может начать свое обучение в училище и продолжить затем его в вузе. Именно такая схема заложена в основу машиностроительного кластера, формирование которого началось в городе Набережные Челны. «КАМАЗ» совместно с коллективом КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) ведет работу по программе будущего многоступенчатого образования.

По словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, «новая система начального профессионального образования будет сначала отрабатываться в нескольких пилотных учебных заведениях. Но успех начинаний во многом будет зависеть от того, каким образом мы определим и закрепим базовые предприятия. Ответственность за подготовку рабочих специалистов будут нести именно они». Понятное дело, что такому предприятию как «КАМАЗ» можно доверять. Сегодня по его инициативе уже создано автономное образовательное учреждение на базе челнинского профессионального училища № 57, которое в ближайшие три года работы в новом статусе (статусе Набережночелнинского политехнического колледжа) должно подготовить для «КАМАЗа» 1000 специалистов. Кстати, софинансирование образовательной программы производится за счет ОАО «КАМАЗ» (15 млн. руб.) как работодателя выпускников учебного заведения.

– Теперь работодатели республики будут непосредственно вовлечены в процесс образования своих будущих работников, – подтверждает первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. – Предполагаю, что создание кластеров повысит уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

Учащиеся колледжа получают двухступенчатое образование. Во-первых, начальное техническое образование повышенного уровня. Что это значит? На освоение профессии «станочник широкого профиля», «сварщик», «электрик», «электромонтер» и т. д. по стандарту определено три года обучения на базе девяти классов и один год обучения на базе одиннадцати. Повышенный уровень предусматривает срок обучения не три года, а четыре на базе девятого класса, и два – на базе одиннадцатого. Учащиеся получают сразу две профессии и выходят из колледжа наладчиками станков с ЧПУ. А это более востребованная профессия. Разряд станочника, сварщика на выходе установлен третий (четвертый – повышенный), а при повышенном начальном образовании молодые люди получают третий-четвертый разряд по основной профессии и плюс – четвертый-пятый разряд как наладчики. Наладчики сегодня – востребованная профессия на заводе. Но и это еще не все!

Ребята, получившие диплом о начальном профессиональном образовании с хорошей успеваемостью, получившие повышенный разряд, могут получить в тех же стенах и среднее профессиональное образование, получить, проучившись еще один год и десять месяцев по укороченной программе, профессию «технология машиностроения». В этом случае выпускники колледжа выходят в самостоятельную жизнь техниками. С двумя дипломами.

– «КАМАЗ» заинтересован в том, чтобы учащиеся прошли все ступени образования, рабочими, техниками, – отмечает замдиректора по учебно-производственной работе Набережночелнинского политехнического колледжа Галина Кулькова, – и потом могут получить высшее образование. Учащиеся колледжа получают «камазовскую» стипендию, а за практику – получают 100% заработную плату.

Цель кластера очевидна – удовлетворение потребностей ОАО «КАМАЗ» в высококвалифицированных кадрах, максимально готовых к работе на производстве, при одновременном сокращении сроков подготовки. Не секрет, что сегодняшние выпускники вузов приходят на производство «пустыми», и на том же «КАМАЗе» на переподготовку молодых специалистов уходит целых полгода.

– Мы вынуждены были их брать, – сетует директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Светлана Михеева. – У них нет навыков решения проблем, они не умеют организовывать, налаживать отношения. Выпускники на производство приходят недоученными, такими и начинают работать. Мы очень много от этого теряем. С такой ситуацией «КАМАЗ» не стал мириться, поэтому начал искать возможность взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями. КГТУ им. Туполева одним из первых понял, что отношение к высшему образованию надо менять серьезно и быстро. Именно с ним «КАМАЗ» взялся реализовать проект, который мы называем машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ.

Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ в течение четырех лет дает студенту все три уровня профессионального образования (начальное, среднее и высшее), подтвержденные дипломом государственного образца Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ). КАМАЗ – КГТУ предоставляет бюджетные места, пройдя на которые по конкурсу ЕГЭ, молодые люди получают бесплатное образование. Во время обучения студенты имеют возможность зарабатывать деньги, проходя производственную практику и участвуя в проектах совершенствования производства. «КАМАЗ» дает своим будущим кадрам возможность выбора работы, которая им и интересна и соответствует способностям. Кстати, студент может переходить на следующую ступень обучения не сразу, а через определенное время (год поучился – год поработал – продолжил обучение).

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, и в том числе уровень образования. Суть сводится к следующему: нации конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования, а также развитием человеческого капитала.

В этом смысле сегодня само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. В современном мире, отмечают эксперты, «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности». Термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%, поэтому сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

«Молодость – это замечательная вещь, преступно растранжиривать ее…», – говорил Бернард Шоу. «КАМАЗ» своими достижениями показывает, что молодежь, работающая в компании, открыта новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Для многих примером является Сергей Анатольевич Когогин, начинавший свою трудовую карьеру с работы фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе! Глядя на молодых заводчан, я подумала, что «золотой век» в истории «КАМАЗа» может стать реальностью…

РЕНАТА ГРУШЕВА, «ИТ»

gastroguru © 2017