Женская пресса в эпоху ссср и позже. Совершенно обалденный каталог Женский журнал для советских тружениц


Вы покупаете глянцевые журналы для женщин? Например, Vogue, Cosmopolitan, Harper"s Bazaar или какие другие? Я давно не покупаю. Все, что желаю узнать о моде, стиле и красоте – узнаю в интернете, с помощью книг и людей профессионалов своего дела. Я не навязываю свой взгляд на журналы, у меня особенная жизнь, а для большинства девушек, бумажные журналы по-прежнему актуальны, ведь так удобно полистать журнал в тех обстоятельствах, когда рядом нет компьютера или планшета. Кроме того, многим людям важно соприкосновение с бумагой.


Хотя, в любом случае, печатные глянцевые журнала для женщин будут постепенно вытесняться электронными версиями разных форматов и платформ. А в СССР не было интернета и планшетных компьютеров, поэтому для девушки, полистать глянцевый журнал, было одной из немногих возможностей прикоснуться к миру моды и красоты.


Правда моды и красоты в журналах тех лет не много. Всюду на обложках и внутренних страницах, мы видим совсем иных женщин – передовиц производства, доярок, ткачих и других тружениц города и села. Любопытно было бы понаблюдать за девушками , если бы им попался в руки современный Cosmopolitan, где в каждом номере масса советов, о том, как быть красивой, как и сколько надо заниматься фитнесом, какие соблюдать диеты, и самое главное – как соблазнить мужчину.


Большинство фотографий увеличивается по клику!


Смешно проводить параллели между женскими журналами прошлого и настоящего. Создается впечатление, будто женщина в СССР только и думала о работе, и победе в соцсоревнованиях, а нынешняя красавица, будто не имеет никаких целей, кроме как сделать идеальное тело и соблазнить лучшего мужчину. При этом ни те журналы, ни нынешние не дают рецептов, как стать счастливой всерьез и надолго!


















Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна. Предметом наших исследований стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка»…


1945 - 1950 годы
Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика — работа (учеба) — организация быта — досуг — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки.
После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.


«Советская женщина»
В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей.
Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр.

В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку - в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.


1950-е годы
В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.


После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.


Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию.


Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности.

Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов.
Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском.


1960-е годы
В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства.
Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина.


Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений.

Обложки «Работницы» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.


1970-е - 1980-е годы
В 1970-х - начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная — рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике.


В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» - рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» - «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м - немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м- 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м - молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 - 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.


«Женщина и Россия»
В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее - «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни - в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала - «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.


Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна. Предметом наших исследований стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка»…


1945 - 1950 годы
Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика — работа (учеба) — организация быта — досуг — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки.
После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.


«Советская женщина»
В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей.
Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр.

В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку - в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.


1950-е годы
В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.


После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.


Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию.


Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности.

Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов.
Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском.


1960-е годы
В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства.
Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина.


Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений.

Обложки «Работницы» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.


1970-е - 1980-е годы
В 1970-х - начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная — рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике.


В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» - рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» - «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м - немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м- 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м - молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 - 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.


«Женщина и Россия»
В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее - «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни - в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала - «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.

«Советское фото» - советский, затем российский ежемесячный

иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году

советским журналистом Михаилом Кольцовым, при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала Фотографические Новости издаваемого в период с 1906 по 1916 годы в Петербурге, учёных и профессоров Ермилова Николая Евграфовича и Срезневского Вячеслава Измайловича.

Издание журнала началось в Москве под эгидой организованного им

акционерного издательства «Огонёк», преобразованного в 1931 году в

«Журнально-газетное объединение». Перерыв в издании - 1942-1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и

киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и

иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории

фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В

том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего

существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил

печататься в середине 1997 года.

Sovetskoe foto (Soviet photography) was a Moscow-based journal dedicated to photography and photographic techniques. It was inaugurated by the writer and editor Mikhail Kol’tsov in April 1926 and acquired in 1931 by the Ogonek publishing company. In the interwar period, the journal experienced two pauses in publication-one between 1931 and 1933, when it was renamed Proletarskoe foto (Proletariat photography), and another between 1942 and 1956, due to World War II and the war’s aftereffects. Although its publication schedule was at times irregular, Sovetskoe foto was an illustrated monthly featuring editorials, letters, articles, and photographic essays alongside advertisements for photography, photographic processes, and photographic chemicals and equipment. It primarily addressed a domestic audience of Soviet amateur photographers and photo clubs, yet it also featured the works of international and professional photographers, such as Semyon Fridlyand. It was in the pages of Sovetskoe foto that the works of avant-garde photographers, including Aleksandr Rodchenko, were denounced as formalist (implying that they reflected a foreign and elitist style), even before Socialist Realism was decreed to be the official style of the Soviet Union, in 1934. In a letter published in April 1928, an anonymous author accused Rodchenko of plagiarizing the subject matter and compositions of Western European photographers László Moholy-Nagy and Albert Renger-Patzsch. This resulted in the journal’s boycotting Rodchenko’s work and prompted the artist to respond directly, in June 1928, in Novyi lef, a journal for alternative art and culture. The tensions between so-called leftist avant-garde photographers and photographers of and for the people culminated in 1931 with the formation of the Russian Association of Proletarian Photo Reporters (ROPF), which promoted its mission to use photography as “a weapon for the socialist reconstruction of reality” in Sovetskoe foto. Throughout the 1930s this state-sanctioned journal became increasingly conservative in its promotion of a photographic practice that valued content over form, a shift dramatically represented in the 1927 and 1935 covers (reproduced here). -Ksenia Nouril

Jorge Ribalta, introduction to The Worker Photography Movement (1926–1939): Essays and Documents (Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, 2011), p. 16.

Сейчас нас не удивляет обилие журналов, сайтов, посвященных прекрасной половине человечества. Можно выбрать издание по своему вкусу: при желании читать о моде, уходе за собой, путешествиях или же изучать рубрики о воспитании детей, по психологии, кулинарии. Но так было не всегда.

Журналы во времена СССР

В советское время официальная пресса стала рупором КПСС. Кроме нее выходили и либеральные издания, а также выпускались диссидентские газеты. Однако и в это время существовали женские журналы, названия которых еще помнят те, кто чуть старше 40: это и «Работница», и «Крестьянка», и «Советская женщина». Но и они соблюдали негласные правила той эпохи, то есть представительницы прекрасной половины человечества в них были изображены, прежде всего, как неутомимые труженицы или же общественные деятели.

Но время диктовало новые правила: необходимо было повышать рождаемость, поэтому все эти издания теперь старались создать новый образ женщины – образцовой матери. Поэтому в журналах появились рубрики, из которых девушки могли получить практические советы, узнать много нового и интересного. Стали уделять место и материалам о духовной и личной жизни. «Крестьянка» в 70-ые годы привлекал внимание своим оформлением, модной свободой: на фото можно было увидеть женщин в романтичных блузках, оригинальных аксессуарах, ярких костюмах. Но на обложках журналов все же появлялись только известные личности: спортсмены, космонавты, ударницы труда и т.д.

Журналы при перестройке и позже

Времена менялись. В период перестройки начали поднимать глобальные вопросы о положении женщины. Больше не получалось замалчивать реальное положение дел. У женщин были права, но их жизнь была очень тяжелой, так как приходилось совмещать роль матери, а также общественницы и труженицы. В «Работнице» даже появился раздел, в котором описывался нелегкий труд женщин, например, работающих грузчиками или шахтерами.

Поменялись и материалы, и стиль изложения. Даже если делали статью об известной женщине, рассказывали не только о ее достижениях, ударном труде, но и о ее семье, жизни. Все статьи стали эмоциональными и интересными. Да и оформление журналов изменилось: теперь на обложках можно было увидеть и простых людей, а не только знаменитостей, например, зоотехника из села Коровницы или же молодоженов, иногда просто девушку. Также с середины 80-ых появились рубрики с практичными советами о том, как воспитать ребенка, рекомендациями по хозяйству и т.д., журналы становились по-настоящему женскими. Это не могло не понравиться читателям, поэтому в 1989 году было выпущено больше 20 миллионов экземпляров этих изданий.

Названия популярных журналов

К тому же за эти несколько десятилетий увеличилось количество журналов. Кроме «Крестьянки» и «Работницы» можно было почитать и другие издания:

«Мода сезона»;

«Кузнецкий мост,14», начал издаваться в 80-ых, выходил каждый квартал, журнал о моде;

«Рижские моды», который выпускали в Риге в 50-80 –ые годы, журнал пользовался популярностью и у москвичей;

«Женщина и Россия» (позже – «Мария»). Этот журнал создали в 1979 году, он был неподцензурным. Цензура бы его не пощадила, так как журналисты показывали жизнь женщин нашей страны, как сплошное унижение. Однако этот журнал могли прочитать немногие, а группу феминисток, создавших его, вскоре выселили из страны;

gastroguru © 2017