Возникновение и развитие гончарства на территории украины. Народные промыслы и ремесла украинцев Исторические основы развития украинских народных ремесел

  1. 1. Гончарство Вышивка Резьба по дереву Витинанка Лозоплетение Петриковская роспись
  2. 2. Территория гончарного центра г.Вышгород. Музей гончарства
  3. 3. Павильон над горном Гончарный центр
  4. 4. Древнерусский гончарный горн Древнерусский гончарный горн
  5. 5. Музейная экспозиция Работы современных мастеров
  6. Опошня - центр украинского гончарства. Здесь обнаружено более 40 сортов глины. Когда-то в этом селе почти все были гончарами. Этот замечательный музей знаменит не только в Украине, но и в мире. Изделия из Опошни приобретают лучшие музеи мира. В музее собрана коллекция произведений гончарства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Во время экскурсии все желающие могут попробовать себя за гончарным кругом.
  7. 7. Музей – заповедник украинского гончарства под открытым небом
  8. 8. Такая работа называется витинанка - ажурное вырезание из бумаги. Не путать с оригами! Искусство это не так давно ещё было популярно в Подолье, Приднепровье, Прикарпатье. На Украине оно идёт издревле, из языческих времён. Витинанками, как оберегами, украшали балки, печи и окна в домах, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Для Приднепровья характерны красочные композиции: вазоны, букеты. Подольские витинанки ограничены в цвете и передают орнаментальные мотивы: ветви с птицами, кружочки, звёзды. Прикарпатские отличаются геометрическими формами и растительными композициями.
  9. 9. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
  10. 10. Здание, в котором работают Петриковские мастерицы Галерея работ мастеров Петриковки
  11. 11. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Работы, выполненные «чепурушками»
  12. 12. Целый год селяне Изы ухаживают за лозой, удобряют, окучивают, обильно поливают, а потом,осенью на Покров (14 октября) за один день срезают все выращенное до последней веточки. Даже в школе будним днем учебу отменяют. Словом, село закрыто - все ушли на сажаницу. И так из года в год. Свежесрубленный прут лозы не годится для плетения. Потому что ломается. Зато, когда лозину часа три поварить в кипятке - она становится гибкой, как спина у молодой гуцулки. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выносят ванну, в нее - воду с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать.
  13. Как и положено, огонь здесь пылает под землей. Вымурованная из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована метровой земляной насыпью, очень похожа на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы. Помещенные в кипяток прутья, как макароны, впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушатся на пару. Набухшая же лоза постоянно выпирает из котла.
  14. 14. Резьба по дереву - искусство, насчитывающее не одну тысячу лет. Изделия из этого экологически чистого, теплого материала украшали жилища испокон веков и сейчас помогают создать в домах атмосферу тепла и уюта.
  15. 15. Вышивка - это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это очень древнее искусство. Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена. Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется на тканях, коже и других материалах. Используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити, а также волос, бисер, жемчуг, монеты или блестки.
  16. 16. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
  17. 17. Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали ее, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.
  18. 18. Подготовила учитель начальных классов Бережная Т.В.

Петриковская роспись.

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.




















Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).
Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.
Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.
У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.




















Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.
За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..






32.

33.








Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.
Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.





Плетение из соломки

Плетение из ржаной соломки является одним из старейших видов народных промыслов. Оно было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.

Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков.







1. Петриковская роспись , или « Петриковка »- украинское декоративно-орнаментальное народная живопись, сформировавшегося на Днепропетровщине в поселке Петриковка , откуда и происходит название этого вида искусства. Бытовые вещи из узорами в стиле петриковской росписи сохранились с XVII века.

Определяющими чертами росписи, отличающие его от других подобных видов живописи (например, от украинского опишнянского росписи и от российских хохломской росписи и федоскинськои миниатюры), есть техника выполнения, узоры, их цвета и белый фон.

Известная техника рисования превратилась в бренд . В конце января года был создан логотип «Петриковка». Его бесплатно передали мастерам поселка, чтобы они могли доказывать покупателям подлинность продукции.

2. Опошнянская керамика - традиционная украинская керамика из пгт. Опошня на Полтавщине , одного из крупнейших ячеек производства гончарной керамики в Украине. Объект нематериального культурного наследия Украины.

Согласно археологическим находкам, обнаруженным в окрестностях Опошни территория поселка была заселена еще в эпоху неолита . Именно тогда приобретает широкое использование керамической посуды. Развитие же современного промысла ведет свое начало с конца 19 века , когда большинство населения Опишни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов. Современные опошнянские керамические изделия сохранили богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых - вазы, декоративные блюда и т.д.

3. Українська вишивка дуже різноманітна. Кожний район, навіть село має свої улюблені кольори, свої місцеві узори, свою техніку виконання. Наприклад, на Полтавщині люблять вишивати ніжними відтінками блакитного, жовтого або й зовсім білим. У Житомирській і рівненській областях - виключно червоним. У Вінницькій області вишивають суцільно чорним або також в поєднанні чорного й червоного. На Київщині - червоне з синім, іноді з чорним. У Карпатському краї віддають перевагу яскравим кольорам.

4. Вытынанка (от украинского слова - «вырезать») - вид древнего славянского,
в частности украинского народного декоративного искусства. Включает сюжетные
и орнаментальные украшения жилья - ажурные, силуэтные т.п. Изготавливается
с помощью ножниц, ножа и других орудий. Материал для вытынанок - бумага (белая
или цветная), дерево, растительные материалы. Используют вытынанкы для украшения помещения (дома) - стен, окон, полок, дымоходов, печей. Вытынанкы применяют
как в быту, так и перед религиозными или светскими праздниками. Особо распространена на Подолье, Винницкая область.

6. Килимарство (ковроткачество). Летописные источники свидетельствуют о расцвете ковроткачества в Киевской Руси во второй половине X-XII вв. В XV-XVII вв и особенно в XVIII в. ковры уже изготовляли во многих помещичьих мастерских, ковродельческих цехах, мануфактурах и фабриках Подолья, Волыни, Галичины. Чрезвычайно развилось в то время ковроткачество центральных, восточных и южных районов Украины.

7. Рі́зьблення по де́реву(резьба по дереву) - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарной обработкой). Гуцульские резчики исполняют произведения в технике рельефной резьбы, портретные и сюжетные изображения на декоративных тарелках, обложках на альбомах.

8. Бурштин (янтарь) . Клесовское месторождение открыто совсем недавно, после Великой Отечественной войны в пос. Клесова, Ровенская обл. Украина.

9. Соломоплетение . Использование соломы злаковых растений для изготовления предметов домашнего обихода относится к тому историческому периоду когда человеком было освоено земледелие. Практически в каждой области Украины работают мастера соломоплетения, которые обогащают традиции старых мастеров.

10. Плетение из лозы - кустарный промысел по изготовлению хозяйственно-бытовых
и художественных изделий из различного эластичной сырья. На Украине имеет богатые и давние традиции, особенно на Полесье. Как сырье для плетения использовали лозу, кору определенных деревьев, прежде всего молодой липы (лыко) и березы (береста, луб) , ивняка, хвойную
и дубовую лучину, корни ели, сосны и т.д.

11. Лялька-мотанка - изготовление из разноцветных лоскутков ткани и ниток куклы, которая в украинской традиции была не только игрушкой для ребенка, но еще и ее оберегом (именно этим объясняется отсутствие лиц в украинских кукол - вместо них крестики).

Подборка из интернета. Если кто-то хочет добавить – буду рада.

Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

Народные ремёсла и промыслы в России

Русские народные промыслы

В России известны такие центры народных промыслов:

v Хохлома

v Жостово

v Городец

v Филимоново

v Федоскино

v Дымково

v Гусь-Хрустальный и др.

Хохлома

Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Жостовская роспись

В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Гжель

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

Палехская миниатюра

Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филимоновская игрушка

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.

gastroguru © 2017