Системность современных международных экономических отношений. Система международных экономических отношений современного мирового хозяйства


Основными формами международных экономических отношений (МЭО) являются международная торговля, международное движение капитала, международная трудовая миграция, международная экономическая интеграция. Кроме того на современном этапе большое значение приобретают международная специализация производства и научно-технических работ, валютно-финансовые связи и отношения между странами, международный туризм и др.

На современном этапе решающая роль в развитии МЭО принадлежит международной торговле. В предыдущем вопросе мы отметили, что действие закона интернационализации производства обусловливает процесс интернационализации рынка, действие закона опережающего роста внешней торговли по сравнению с ростом производства. Если в 1913 – 1939 г.г. рост производства (43%) опережал рост международной торговли (19%), то в 1981 – 1996 г.г. мировая торговля возрастала в 1,6 раза быстрее, чем производство.

Мировая торговля – форма МЭО, которая основывается на глубоком международном разделении труда, специализации отдельных стран на производстве определенных экономических благ в соответствии с их технико – экономическим уровнем, природными, географическими и другими условиями.

Мировой рынок развитая сфера товарного обмена, основанная на МРТ.

Предприятия и организации Украины осуществляют внешнеторговые операции с партнерами из 139 стран мира.

В современных условиях в мировой торговле действуют определенные закономерности. В рамках закона опережающего роста внешней торговли действуют такие закономерности:

1 – опережающий рост торговли услугами по сравнению по сравнению с темпами роста международной торговли. Так, если для двукратного увеличения объёмов торговли услугами необходимо менее 8 лет, то для соответствующего роста международной торговли – примерно 15 лет. В 1970 г. объём экспорта услуг составлял 80 млрд. долл., то в 1995 – более 1 трлн. долларов США, что превышало треть всего мирового экспорта. Это обусловлено растущей ролью экспорта услуг в процессе расширенного воспроизводства (материального продукта, основной производительной силы, самих экономических отношений как на национальном, так и интернациональном уровне), значительным сокращением транспортных расходов, расширением доли услуг в осуществлении торговли типичными товарами (например, услуги страховых компаний) и другими факторами. Объем оборота услуг в общем объёме внешней торговли Украины составлял в 2007 г. 5,5 млрд.долл. США (около 19%), основная доля которых приходилась на транспортные услуги.

2 - опережающий рост торговли готовыми изделиями по сравнению с торговлей топливно-сырьевой группы, а в рамках первой группы – торговли машинами и оборудованием. Торговля машинами и оборудованием с Россией в 2011 году имела позитивное сальдо 4,2 млрд.долл., с ЕС – отрицательное сальдо – 6,1 млрд. долл.

В нашем экспорте за 2011 год преобладают сырые продукты в металлургии – черные металлы и изделия из них.

3 – постепенный рост торговли полуфабрикатами, отдельными деталями, изделиями, из которых собирается сложный готовый продукт. В 90-х годах около 60% мировой торговли машинами приходилось на комплектующие детали и изделия.

4 – увеличение в мировой торговле доли внутрифирменного обмена. Эта доля в 90-х годах составляла более 35%, в то время как в 70-е годы только – 20%. Это связано с ростом могущественных ТНК, увеличением количества их филиалов. ТНК все более монополизируют сферу услуг, что обусловливает рост внутрифирменной торговли.

5 – опережающие темпы торговли между развитыми странами мира, на долю которых приходится более 70%, доля слаборазвитых стран мира составляет 22-24%. Бывших социалистических стран-6-8%.

6 – в сфере международной торговли действует закон неравномерности. На США, Японию и Германию, где проживает менее 10% населения, приходится 35% международной торговли. На восемь ведущих стран мира приходится более 65% мирового экспорта и 50% мирового импорта, а на четыре страны (США. Великобританию, Германию и Францию) – около 45% мирового экспорта услуг. Неравномерность в сфере международной торговли обусловлена неравномерностью экономического развития.

7 – увеличение в экспорте развитых стран доли продукции, произведенной с помощью интеллектуально информационно насыщенного труда. Передовые позиции в торговли такими товарами занимают Япония и США.

8 – усиление роли государственного и надгосударственного регулирования.

9 – постепенная либерализация международной торговли - средняя величина таможенных тарифов снизилась с 33% в семидесятые годы до 5% в 90-е годы.

Действие этих закономерностей обусловливает постепенный рост международной торговли в национальном воспроизводстве, что проявляется в увеличении объёмов внешней торговли по отношению к валовому внутреннему продукту.

Быстрый рост сферы услуг, в том числе международной торговлей услугами обусловлен четвертым крупным общественным разделением труда, высоким уровнем жизни в развитых странах мира, действием закона возрастания потребностей, значительным ускорением НТР, усилением миграции капитала и рабочей силы. Международная торговля услугами имеет ряд особенностей: наличие прямых контрактов между производителями услуг и потребителями, увеличение объёмов международной торговли услугами по мере роста внешней торговли товарами (поскольку для их успешной реализации, особенно сложных товаров, необходимо предоставлять все большее количество транспортных, информационных, консультационных, послепродажных и других услуг), большая защищенность сферы услуг (предоставление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) от иностранной конкуренции со стороны государств и наднациональных органов.

Основными видами услуг в мировой торговле являются: 1) услуги, связанные с внешней торговлей- транспортировкой, страхованием товаров; 2) услуги, связанные с обменом технологиями (торговля лицензиями, « ноу-хау»); инжиниринговые, управленческие и др.; 3) социальные и культурные услуги; 4) банковские услуги - осуществление международных расчетов, лизинговых операций;5) услуги, связанные с международной миграцией рабочей силы.

Наибольший удельный вес услуг, связанных с мировой торговлей товарами, имеет морской транспорт. В последние два десятилетия серьёзным конкурентом морскому транспорту становится воздушный транспорт, особенно когда речь идет о перевозке ценных грузов. Упорядочением базисных условий поставок занимается международная торговая палата.

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности для присвоения национальными и транснациональными компаниями максимальной прибыли. В процессе реализации этой цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации.

Протекционизм – это государственная политика зашиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их проникновении на внешние рынки. В отличие от этого либерализм – это государственная политика, направленная на снижение тарифов и других ограничений во внешней торговле.

Система протекционизма осуществляется путем высоких тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы, введения тарифных ограничений, к которым принадлежат количественные и валютные ограничения, а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке. В последние десятилетия развитыми странами использовалось около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50% импорта товаров. Характерной чертой протекционизма в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится

Странами – членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойственен для стран ЕС. С другой стороны, слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки создали 15 замкнутых экономических группировок, в пределах которых осуществляется либерализация торговли, а по отношению к третьим странам предпринимаются различные протекционистские меры.

Государственное регулирование международной торговли дополняется надгосударственным – со стороны международных организаций, прежде всего со стороны ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, теперь ВТО). Эта организация была создана в Женеве в 1947г.

Первоначально полномочными членами были 23 страны, а в 2000г. в неё уже входили 129 стран, на которые приходится 90% мирового товарооборота Украина вступила в ВТО в 2007 году. Основной задачей создания ВТО на современном этапе стало обеспечение полной свободы торговли путем «увязок», т.е. предоставления возможности проводить определенные формы протекционистской политики с одновременной либерализацией импорта товаров. Преобразование ГАТТ в ВТО сопровождалось включение в неё также Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и соглашения по торговым проблемам права на интеллектуальную собственность.

Другой формой международных экономических отношений является вывоз капитала. В ХХ веке вывоз капитала начинает преобладать над вывозом товаров. Это обусловлено процессом монополизации производства, возникновением и развитием крупных монополистических объединений, появлением ТНК, которые сосредоточили в своих руках огромный капитал и искали пути его наиболее прибыльного вложения. В 90-х годах норма прибыли американских ТНК в развивающихся странах была в два раза выше, чем внутри страны. Причиной этого являлась дешевая рабочая сила, сырье и др.

Вывоз капитала обусловливается также действием закона неравномерности развития, в частности неравномерным развитием некоторых стран и регионов мирового хозяйства.. В стране, занимающей передовые позиции, быстрее происходит процесс создания избыточного капитала, который может быть использован внутри страны, но ищет пути более прибыльного применения. Кроме того, вывоз капитала вызван асинхронным характером протекания капиталистического цикла, наличием протекционистских барьеров, которые препятствуют вывозу товаров, процессом интернационализации производства и другими причинами.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных формах – предпринимательской и ссудной. Вывоз предпринимательского капитала происходит через инвестиции в промышленность, транспорт, сельскохозяйственные, банковские предприятия, путем нового строительства или покупки уже существующих предприятий посредством приобретения акций. Это приводит к образованию собственности за границей.

Ссудный капитал вывозится в форме краткосрочных или долгосрочных займов и кредитов. Это дает возможность получения фиксированного дохода в виде процента, но не приводит к образованию собственности за границей. Общая сумма капитала, который функционирует за границей, составляет иностранные инвестиции. Со временем их источник расширяется за счет капитализации прибавочной стоимости, использования амортизационных отчислений, выпуска акций и др. При вывозе предпринимательского капитала инвестиции делятся на прямые (дают возможность осуществлять контроль над предприятием, для чего достаточно приобрести 10% акций) и портфельные (которые дают возможность не на контроль, а на получение прибыли).

По источникам финансирования различают государственный, негосударственный (частный, групповой) и надгосударственный виды капитала. В рамках государственного капитала различают такие формы капитала, как кредиты, гранты, помощь. Негосударственный вывоз капитала может осуществляться юридическими и физическими лицами, частными (отдельным индивидом или семьей) и групповыми инвесторами в форме капиталовложений, межбанковского кредитования, торговых кредитов и др. Наряду с ними предоставляются маркетинговые, управленческие, инжиниринговые услуги, осуществляются лизинговые операции, которые содержат в себе определенные инвестиционные возможности. Важную роль среди различных форм инвестиций играют прямые капиталовложения. Это обусловлено тем, что их субъекты осуществляют постоянный контроль над этим капиталом, в то время как капиталом в ссудной форме на время предоставления кредита распоряжается импортер. Прямые инвестиции гарантируют стабильный рынок или формируют основу для выхода на рынки других стран. Такие инвестиции дают право непосредственного контроля (при наличии контрольного пакета акций) или активного участия в управлении предприятием через механизм реинвестирования прибыли, приобретения части акций за рубежом (но не контрольного пакета), внутрифирменных займов или внутрифирменной задолженности, а также путем использования неакционерных форм.

Закономерностями и особенностями международного движения капитала в современных условиях являются:

Ускоренный рост иностранных капиталовложений. Если в сфере международной торговли ежедневно вывозится за границу около 5 млрд. долл., то объём движения капитала составляет около 200 млрд. долларов. Действие этой закономерности обусловлено ростом спроса на капитал в процессе ускоренного экономического развития, развертыванием НТР, преодолением таможенных барьеров при экспорте капитала, экономией ресурсов (прежде всего трудовых) вследствие интернационализации производства, стремлением снизить экономические затраты при вывозе капитала в слаборазвитые страны и другими факторами.

Постоянное возрастание доли прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Так до первой мировой войны доля прямых инвестиций составляла около 10%, в период между двумя войнами -25, то в 90-е годы она достигла 80%. Это обусловлено возрастанием роли прямых инвестиций как средства завоевания новых рынков сбыта или расширения существующих, средства установления контроля над производством и собственностью и другими факторами.

Усиление процессов монополизации в экспорте капитала.

Растущая концентрация прямых инвестиций в развитых странах мира.

Усиливающаяся интернационализация собственности в процессе вывоза капитала.

В современных условиях вывоз капитала приобретает следующие характерные особенности:

Главные потоки инвестиций направляются в развитые страны, на долю стран ОЭСР приходится 95% прямых инвестиций за границей;

Все более развитыми элементами вывоза капитала становится размещение ценных бумаг в международных финансовых центрах и депозитно – кредитные операции транснациональных банков, которые осуществляются через их многочисленные отделения;

В процессе вывоза капитала усиливается соперничество между основными центрами мирового хозяйства – США, Западной Европой, Японией;

Среди различных форм движения капитала преобладают негосударственные формы, на долю которых приходится около 60% всего вывоза капитала, на государственный капитал приходится около 30% экспорта капитала и 10% на международные финансовые организации. Переплетение государственного и монополистического капитала, означает, что по своему характеру капитал, который вывозится, носит в основном государственно-корпоративный, государственно траснациональный характер;

Со времени энергетического кризиса, начавшегося в 197 4г. , экспорт капитала в форме нефтедолларов интенсивно осуществляется отдельными богатыми нефтью странами Ближнего Востока.

В начале 90-х годов сферой миграции международного капитала постепенно становятся страны Центральной и Восточной Европы, страны бывшего СССР. Только в 2000г. в эти страны было вывезено 32 млрд. долл. СШ, при этом сами они экспортировали лишь около 1,5 млрд. долл.

После распада СССР и капитализации экономики большинства стран СНГ они, с одной стороны, становятся объектами вывоза капитала, а с другой – субъектами вывоза капитала теневыми структурами. Так, объем вывоза капитала из Украины в начале 1999 года составлял около 40 млрд. долл., из России более 100 млрд долл. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил в 1999 г. около 3 млрд. долл. США из более чем 20 стран мира. Приток иностранных инвестиций в страны СНГ сдерживается несовершенным и нестабильным законодательством, отсутствием научно обоснованной экономической политики.

Вывоз капитала имеет неоднозначное значение. Для стран, которые вывозят капитал, положительными последствиями этого процесса являются расширение рынков сбыта для отечественных товаров и услуг, получение прибыли от инвестиций, возможности влиять на внешнюю и внутреннюю политику стран-экспортеров капитала, выгоды от углубления процесса международного разделения труда, возможность использования более дешевых рынков рабочей силы и другие экономические и неэкономические выгоды. Одновременно отрицательными последствиями вывоза капитала являются ухудшение платежного баланса, сужение рынка труда и рынка рабочей силы в национальной экономике, сохранение или модификация в надлежащем русле экономической системы.

Положительными последствиями международного движения капитала для стран – импортеров являются внедрение более совершенных технологий и техники, передовых форм организации производства, снижение уровня безработицы, приток иностранной валюты, ускоренное развитие существующей экономической системы или её совершенствование. Среди отрицательных последствий следует отметить постепенную утрату контроля над частью предприятий, отраслей, а также усиление иностранного влияния в сфере военно-стратегических и политических интересов.

Внешнеэкономическая деятельность отражается в торговом и платежном балансе страны.

Платежный баланс – статистический отчет за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год), который показывает соотношение между совокупными поступлениями из-за границы и платежами за границу.

Структура платежного баланса (по методике МВФ).

№ п/п Счет платежного баланса Кредит (поступление) платежей Дебет (выплаты) платежей Сальдо
Торговый баланс Выручка от экспорта товаров Затраты на импорт товаров
Баланс услуг Выручка от предоставленных за границу услуг Затраты на оплату заграничных услуг Разница между выручкой и затратами
Баланс доходов от инвестиций Поступления доходов от частных и государственных инвестиций из-за границы и иностранных инвестиций в стране Затраты на оплату доходов по инвестициям за границу Разница между выручкой и затратами
Баланс переводов Переводы, полученные из-за границы Переводы за границу Разница между полученными и отправленными переводами
Прочие услуги и доходы Поступления прочих услуг в страну Затраты на прочие услуги и выплаты доходов за границу Разница между поступлениями и выплатами
А Итого: баланс текущих операций (1 + 2 + 3 + 4 + 5) NE (чистый экспорт)
В Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал: - прямые инвестиции; - портфельные инвестиции; - прочий долгосрочный капитал Получение капитала (экспорт долговых обязательств) Вывоз капитала (импорт долговых обязательств) Чистые прямые иностранные инвестиции (NI). Чистые портфельные иностранные инвестиции (NPT).
С Прочий краткосрочный капитал
D Ошибки и пропуски
E Компенсационные статьи: - движение золота; - распределение и использование SDR (Spesial Drawing Rights), СПЗ – специальные права заимствования; - переоценка резервов
Итого A + B + C + D + E
F Чрезвычайное финансирование
G Обязательства, составляющие валютные резервы иностранных органов
H Итоговые изменения резервов: - золото; - SDR; - резервная позиция МВФ; - иностранная валюта; - прочие требования; - кредиты МВФ
Баланс (ВР)

Торговый баланс – статистический отчет, в котором отражаются платежи по экспорту, импорту и реэкспорту товаров за определенный промежуток времени. Торговый, как и платежный баланс состоит из кредитных и дебетовых счетов.

Кредитные счета обеспечивают поступления иностранной валютыв страну.

Дебетовые счета связаны с расходами иностранной валюты.

Разница между кредитом и дебетом образует сальдо внешнеторгового баланса. Если экспорт товаров (Z) превышает импорт товаров (IM), то сальдо (чистый экспорт – Xn) будет положительным, если импорт будет больше экспорта, то сальдо будет отрицательным.

Баланс услуг складывается из расходов украинских туристов на оплату услуг за рубежом, что равнозначно импорту этих услуг в Украину (дебет). Предоставление Украиной транспортных услуг, страховых, банковских, медицинских и прочих иностранцам равнозначно экспорту (кредит). Сальдо баланса услуг равняется разнице между экспортом и импортом лицензий, ноу-хау, транспортных услуг, услуг связи, коммуникаций, страхования, здравоохранения и др.

Баланс движения капитала.

Предоставление займа одним государством другому, приобретение одной страной ценных бумаг другой страны в платежном балансе отражаются как торговля долговыми обязательствами.

Предоставление займа другой стране – импорт долгового обязательства (дебет), получение займа из-за границы – экспорт долгового обязательства (кредит).

Приобретение Украиной ценных бумаг других стран – импорт долговых обязательств (дебет); приобретение другими странами ценных бумаг Украины – экспорт долговых обязательств (кредит).

Оценка экспортно - импортных операций в платежном балансе осуществляется на условиях ФОБ, т. е. без учета в цене товаров затрат на страхование и транспортировку.

Платежный баланс – фактически осуществленные платежи и поступления.

Расчетный баланс включает все требования и обязательства страны к сектору заграница, в том числе и непогашенные.

Платежный баланс учитывает не только платежи, связанные с возмещением, но и платежи, имеющие одностороннюю основу, т. е. не связанные с возмещением:

Односторонние переводы;

Предоставление SDR от МВФ;

Перевод части золота страны в её золотой запас и наоборот;

Переоценку золотых и валютных резервов в связи с изменением мировых цен на золото и валютных курсов. Статьи платежного баланса А, В, С – основные.

Статьи блоков, связанных с движением валютных резервов – балансирующие.

Если по основным статьям сальдо платежного баланса отрицательное, то, влияя, на движение валютных средств, с помощью балансирующих статей, сальдо уравновешивают таким образом, что показатели по основным и балансирующим блокам равны нулю.

Валюта в широком понимании – это денежная единица страны (гривна, рубль, доллар и т. д.); в узком понимании – это денежная единица других стран.

Национальная валютная система – форма организации валютно – финансовых отношений страны, определяемая национальным законодательством.

Таблица. Структура национальной валютной системы.

Международная валютная система прошла в своем развитии ряд этапов.

1. Система « золотого стандарта» - действовала с 1867 г. до начала ХХ века.

Формы золотого стандарта.

Преимущества золотого стандарта:

Стабильность курсов уменьшает уровень рисков и содействует развитию торговли;

Жесткое саморегулирование.

Недостатки золотого стандарта:

Отказ от самостоятельной денежной политики;

Зависимость от добычи золота.

2. Бреттон – Вудская система (создана в 1944 году).

Основные принципы:

Установление твердых обменных курсов стран-участниц по отношению к курсу доллара;

Курс доллара фиксирован по отношению к золоту;

Центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к доллару;

Организационным звеном являются МВФ и МБРР.

Базируется на нескольких валютах;

Отменен золотой паритет монет;

Основное средство расчетов – свободно конвертируемая валюта, а также международные кредитные деньги - SDR и резервные позиции МВФ;

Свободный плавающий курс валют определяется спросом и предложением;

Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания финансового паритета национальных валют;

Страна сама выбирает режим валютного курса (фиксированный, плавающий, смешанный).

Курс валюты – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.

Котировка – определение официальными органами (центральными банками) цены иностранной валюты.

Факторы, влияющие на колебания курсов валют:

Соотношение покупательной способности валют на внутренних рынках;

Соотношение спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

Для международных расчетов учреждены искусственные валюты – СПЗ, или SDR - специальные права заимствования, созданные в 1969 году и заменившие золотодевизный стандарт. Это коллективная валюта, созданная МВФ с целью превращения её в главный резервный актив МВС, альтернативный доллару США, используется для установления паритета курсов валют. Своего главного предназначения, как показал кризис 2008-2009 годов ей выполнять не удается.

Европейская валютная система учредила свою валютную единицу (1979г.) – экю; с усилением интеграционных процессов экю уступила место евро (начало введения 1999г.). Эта валюта призвана выполнять все функции полноценных денег. Все платежи расчеты, связанные с бюджетом ЕС, исчисляются в евро.

Конвертируемость валюты – способность национальной денежной единицы обмениваться на другие валюты.

Полная конвертируемость – возможность для физических и юридических лиц свободно осуществлять все валютные операции.

Частичная конвертируемость предполагает определенные ограничения при осуществлении обменных валютных операций, которые в соответствии с требованиями МВФ не должны затрагивать платежей по текущим международным операциям.

Внешняя конвертируемость – предоставление полной свободы иностранным физическим и юридическим лицам по проведению валютных операций. Внутренняя конвертируемость - предоставление прав осуществлять обменные операции национальных денежных единиц на иностранную валюту только физическим и юридическим лицам данной страны.

Одной из форм международных экономических отношений является международная миграция рабочей силы (ММРС) – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью поиска работы, новых сфер применения своих способностей, лучших условий жизни.

Миграционные процессы рабочей силы практически распространяются на все страны мира.

Основные потоки миграции рабочей силы идут из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в наиболее развитые страны.

Активизировались миграционные процессы из одной развитой страны в другую. Усилились межгосударственные переселения в пределах развивающихся стран. Оживилась маятниковая миграция между странами с переходными экономиками. Возникла новая форма миграции рабочей силы – научно-технических кадров, усилилась тенденция « утечки умов» из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в развитые страны. Возникли новые привлекательные миграционные центры на Ближнем Востоке, в Юго- Восточной Азии, увеличился удельный вес «молодой миграции», расширились объёмы нелегальной миграции, обусловленные жесткой миграционной политикой США и стран Европы.

Действие объективных экономических законов в мировой системе хозяйства приводит к возникновению факторов, порождающих международную экономическую интеграцию – процесс постепенного сближения и взаимодействия национальных хозяйств двух и более стран, направленный на создание единой международной экономической системы, в том числе единого хозяйственного механизма.

К объективным факторам экономической интеграции относятся:

1) возрастающая интернационализация производства;

2) углубление МРТ;

3) общемировая по своему характеру НТР;

4) повышение степени открытости национальных экономик.

Преимуществами экономической интеграции являются:

1) увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;

2) возрастание конкуренции между странами;

3) обеспечение лучших условий торговли;

4) расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

5) распространение передовых технологий.

Отрицательными последствиями экономической интеграции являются:

Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен;

Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз – предполагает при функционировании зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом, свободу передвижения капиталов, рабочей силы, а также согласование экономической политики. Наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (валютный) союз, совмещающий все предыдущие формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Наиболее зрелых форм интеграционных процессов достигли страны Западной Европы, в частности в создании и функционировании Европейского экономического сообщества, или «Общего рынка». Сначала это было объединение шести стран - ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые в 1957 году подписали Римский договор, вступивший в силу с 1 января 1958 года. В 1973 году к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия; в 1981 – Греция; в 1986 - Португалия и Испания. В 1991 году на сессии ЕЭС было подписано соглашение между ЕЭС и Европейской организацией свободной торговли (ЕАСТ) о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕАСТ, которая была образована в 1960 году, вошли Великобритания, Норвегия, Швеция. Австрия. Швейцария, Португалия. ЕЭП в настоящее время состоит из 17 стран. В Европейском Союзе до апреля 2003 года было 15, затем вошло еще 10 стран Восточной Европы, в 2006 г. – еще 2 – это Болгария и Румыния.

Основные экономические группировки стран современного мира.

Региональные экономические группировки:

ЕС - Европейское сообщество;

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле;

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии;

Латиноамериканская ассоциация интеграции;

Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ);

Содружество Независимых государств.

Отраслевые экономические группировки:

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС);

Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

Основными формами МЭО являются:

Международная торговля;

Международное движение капитала;

Международная трудовая миграция;

Международная экономическая интеграция;

Международная специализация производства и научно-техническое сотрудничество;

Валютно-финансовые связи и отношения между странами.

Процессы интернационализации технологического способа производства сопровождаются усилением международной концентрации производства, международной кооперацией и специализацией. В совокупности они являются материальной основой интернационализации производственных отношений и хозяйственного механизма, что ускоряет процесс интернационализации социальных, правовых и др. надстроечных отношений.

Наиболее зрелые формы этих процессов приобрели отражение в интеграции стран Западной Европы, в создании и функционировании Европейского экономического сообщества.

Развитие подетальной и технологической специализации и комбинирование производственно-технологических процессов;

Устранение административных и экономических барьеров, которые препятствуют свободному движению товаров, капиталов, рабочей силы в границах региона;

Согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической и социальной политики;

Формирование региональных хозяйственных комплексов с общей производственной инфраструктурой и институтами надгосударственного и межгосударственного регулирования.

В мировой практике известно несколько последовательных этапов интеграции и соответствующих видов интеграционных объединений, это:

Зона свободной торговли;

Таможенный союз, платежный союз;

Общий рынок;

Экономический союз.

Чем выше уровень развития страны, тем больше возможностей для ее участия в МРТ и интеграции.

Интеграция приводит к возникновению двух видов эффектов – статичного и динамичного, к такому выводу пришел канадский ученый Д.Вайнер.

К статическим эффектам относятся экономические последствия, которые выявляются сразу после создания таможенного союза.

Объективной причиной, препятствующей вхождению Украины в мировое хозяйство в качестве полноправного партнера, является низкая конкурентоспособность ее продукции на мировых рынках, нехватка кадров, их недостаточный профессиональный уровень, что делает несовершенной систему управления внешнеэкономической деятельностью.

Сложность и динамизм трансформационных процессов, связанных с внутрисистемными и межсистемными трансформациями, ассиметричностью и диспропорциональностью эволюции мирового хозяйства в условиях господства неолиберальной модели глобализации обостряют проблему быстрой и эффективной самоидентификации Украины в качестве независимого высокоразвитого государства в сложной системе мировых связей и международных экономических отношений.

Основанная на идеологии монетарного либерализма, современная глобализация носит стихийный, одновекторный и мотивированный характер, направленный на реализацию интересов высокоразвитых стран, стремящихся к перераспределению мирового богатства с целью укрепления собственного потенциала. Поэтому формирование национальной модели развития каждой страны происходит в условиях острой борьбы экономических интересов представителей транснационального и национального капитала, влиятельных международных организаций и отечественной элиты, а национальная конкурентоспособность выступает в соответствующей рыночной среде условием функционирования разноуровневых экономических систем. Поэтому решающее значение для успешной интеграции экономики Украины в мировую систему хозяйства приобретает деятельность государства по обеспечению конкурентоспособности на основе структурного и технологического обновления.

Национальная конкурентоспособность – обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны на внутреннем и внешних рынках, в мировой хозяйственной системе, в глобальных политико-экономических процессах; способность поддерживать устойчивые темпы роста реальных доходов на душу населения.

Важнейшие критерии конкурентоспособности национальной экономики нашли отражение в интегральном индексе конкурентоспособности – комплексном показателе сравнительной конкурентоспособности стран, который рассчитывается на основе комбинаций относительных величин. На сегодняшний день самыми влиятельными исследованиями международной конкурентоспособности стран являются: «Глобальный отчет конкурентоспособности» Всемирного экономического форума в швейцарском городе Давосе; «Ежегодник мировой конкурентоспособности» Международного института менеджмента и развития. Украина принимает участие в обследованиях международной конкурентоспособности, проводимых в рамках Всемирного экономического форума. В 2005 г. рейтинг Украины составил 84-. Позицию из 104 стран. В 2011 году Украина сохраняет серьёзные проблемы с конкуренцией в мире. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического экономического форума 2010 – 2011 г.г. Украина оказалась на 89 месте среди 139 стран мира. Перед Украиной расположилась Албания, за ней идет самая маленькая страна континентальной Африки – Гамбия, а на 91 месте стоит Гондурас. Наибольшее падение Украина продемонстрировала по группе « Макроэкономическая стабильность», опустившись за год сразу на 26 ступеней (на 132 место) Группа 2 Эффективность товарных рынков» стала хуже на 20 позиций, опустившись на 129 место. В группе «Институты» наша страна потеряла 14 позиций, опустившись на 134 место. Группа «Институты» - это регулятивная, деловая среда деятельности, которая состоит из прав собственности, независимости судебной власти, уровня расточительства госсектора и взяточничества, доверия к правоохранительным органам и политикам, прозрачность государственной политики, защита интеллектуальной собственности. По показателю «независимость судебной власти» Украина на 134 месте, по расточительству государственных средств» - на 131-м, по «организованной преступности» - на 116-м, по «развитости финансового рынка» - на 119-м месте, по показателю « дефицит бюджета» - на 134-м месте. О показателях экономического роста, доходах на душу населения мы говорили в предыдущих темах.

Украине пора определиться с проблемой интеграции в мировое хозяйство, исходя из интересов народа Украины. Взяв курс на создание зоны свободной торговли с ЕС, наши правители не учли, что на данном этапе развития интеграционных процессов к интеграции с европейскими странами Украина не готова в силу внутренних и внешних факторов. К внутренним можно отнести неготовность украинской денежно- -кредитной и валютной систем к функционированию в условиях зоны евро. Наиболее острой является чрезмерная «зарегулированность» финансовых рынков, в том числе валютного рынка Украины, а также отсутствие действующих современных рыночных механизмов финансового регулирования на Украине. Более того, такие критерии, как уровень инфляции, размер бюджетного дефицита, уровень внешнего долга, также не соответствуют критериям вступления в еврозону. Внешними факторами, препятствующими возможности европейской валютно-финансовой интеграции Украины, являются прежде всего долговые проблемы внутри самого Евросоюза. В настоящее время объединенная Европа не готова расширять свои границы, а тем более для стран с нестабильной и неустойчивой финансово-экономической системой.

После того, как Киев и Брюссель окончательно парафировали текст соглашения об ассоциации, в парламент был внесен законопроект « О ратификации договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ».

Согласно финансово-экономическому обоснованию документа, если соглашение вступит в силу, ежегодный дополнительный прирост украинского бюджета сможет составить около 9,5 млрд. грн.

Основными преимуществами такого договора являются фиксация пошлин для товаров, изъятых из режима свободной торговли; отсутствие новых ограничений в торговле: фиксация положения о начале отмены экспортных пошлин.

Если взять зону свободной торговли с ЕС на тех условиях, на которых её парафировали, то Украина значительно теряет возможности роста ВВП, ещё больше увеличивается отрицательное торговое сальдо.

Чтобы создать конкурентоспособную экономику, Украине необходимо:

Сформировать национальную инновационную систему, повысить удельный вес инновационной продукции, увеличить объемы предоставления высокотехнологичных услуг;

Провести структурную модернизацию, направленную на преодоление чрезмерной зависимости от отдельных глобальных рынков и углубление участия в глобальных высокотехнологических проектах;

Укрепить конкурентные преимущества отечественного бизнеса, поддерживать наиболее эффективные импортозамещающие производства и обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции на мировых рынках;

Укрепить экспортный потенциал страны, повысить удельный вес товаров с высокой долей добавленной стоимости;

Сформировать производственные региональные кластеры мирового значения;

Эффективно использовать геополитическое положение Украины и повысить её роль как транзитного государства;

Внедрять действенные механизмы защиты от экономических и технологических рисков и опасностей, неблагоприятных изменений международной конъюнктуры;

Усовершенствование процессов интеграции Украины в современные хозяйственные и политические альянсы;

Развитие внутреннего рынка в качестве основы формирования и апробации национальных конкурентных преимуществ.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними, или совокупность экономических отношений, которые функционируют на национальном и международном уровнях.

Характерным признаком формирования целостного организма мирового хозяйства является сближение между предприятиями различных стран и самими странами. Это находит свое проявление в развитии специализации и кооперирования производства, создании международных хозяйственных организаций, обществ, совместных предприятий.

Совокупность экономических отношений мирового хозяйства проявляется в системе свойственных ему экономических интересов: интересов отдельных государств, национальных предприятий и объединений, международных организаций.

Интернационализация производства – это экономическая форма развития МРТ и обобществления производства, что находит свое выражение в международной специализации, кооперации, комбинировании, концентрации производства.

Интернационализация производства тесно связана с переходом МРТ от частичного к единичному.

Общее разделение труда основывается на специализации сфер общественного производства, частичное – на предметной специализации отдельных отраслей, а единичное – на подетальной, пооперационной специализации отдельных производственных единиц. За национальные границы единичное разделение труда вышло с развитием ТНК.

Закон интернационализации производства выражает внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи между процессом перерастания производством национальных границ, с одной стороны, и постепенным формированием на интернациональном уровне механизма сочетания личных и вещественных факторов производства, взаимодействия человека с природой, воспроизводства самого человека – с другой.

Формами его проявления на уровне производительных сил является интернационализация процесса технико-экономического единения личных и вещественных факторов производства, взаимодействие человека с природой, развитие человека-работника.

В условиях, когда для производства конечного продукта на поставки по кооперации в отдельных отраслях приходится около 80% стоимости готовой продукции, значительная часть которой создается зарубежными фирмами, стоимость как экономическое отношение выражает производственные связи и отношения между промышленными компаниями из многих стран мира. В рамках многонациональных монополий элементы производства утрачивают свое национальное происхождение, а товары, которые производятся, становятся носителями интернациональной стоимости.

Экономическая выгода страны, в которой достигнут более высокий уровень сложности труда, его производительности и интенсивности, будет исчисляться разницей между интернациональными и национальными затратами труда.

Теоретическое обоснование выгод, которые получают все участники мировой торговли, впервые сделал Д.Рикардо в теории сравнительных затрат. Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Эли Хекшера и Берталя Олина, их теория занимала ведущее место с 30-х гг. вплоть до 60-х гг. ХХ в. Значительный вклад в эту модель внес П.Самуэльсон, выявив математические условия, при которых модель становится реальной для экономической практики. Поэтому эту модель на Западе обычно называют модель Хекшера-Олина-Самуэльсона.

Международная экономическая интеграция – это взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства, основанное на разделении труда между национальными хозяйствами, установление между ними устойчивых связей и взаимодействия в различных формах.

Важными направлениями современной интеграции являются:

Развитие подетальной и технологической специализации и комбинирования производственно-технологических процессов;

Устранение административных и экономических барьеров, которые препятствуют свободному движению товаров, капиталов, рабочей силы в границах международных экономических отношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы закономерности международной торговли на современном этапе?

2. Назовите формы и раскройте сущность вывоза капитала.

3. Какие закономерности проявляются в вывозе капитала на современном этапе?

4. Что такое международная экономическая интеграция, каковы ее основные формы?

5. Назовите проблемы Украины на пути интеграции в мировое хозяйство и способы их решения.

6. Обоснуйте свою точку зрения по проблеме интеграции Украины.

7. Каковы объективные предпосылки возникновения мирового хозяйства?

8. Дайте определение категории «мировое хозяйство».

9. Назовите основных субъектов мирового хозяйства.

10.Какие законы определяют развитие современного мирового хозяйства?

11.Раскройте сущность теорий выгод, которые получают все участники мировой торговли.

12. Назовите основные формы вывоза капитала.

13.Какие международные экономические организации вы можете назвать?

РЕФЕРАТ

по курсу «Экономика»

по теме: «Международные экономические отношения»

1. Система международных экономических отношений

Международные экономические отношения (МЭО) – это отношения между резидентами данной страны и резидентами других стран, которые по отношению к данной стране являются нерезидентами.

Характерные черты современного мирового хозяйства состоят в следующем:

растущее развитие международного обмена товарами, деталями, компонентами и пр., разнообразными личными и производственными услугами;

развитие международного перемещения факторов производства в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и высококвалифицированных специалистов, технологии;

рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

государственная экономическая политика, направленная на поддержку международного движения товаров, услуг, факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

в рамках мирового хозяйства экономика отдельных стран становится все более открытой и зависимой, ориентированной на международное экономическое сотрудничество;

возникают межгосударственные объединения, усиливается многостороннее регулирование экономических процессов.

Основными формами международных экономических отношений являются:

международная торговля товарами и услугами;

международное движение капитала;

международное движение трудовых ресурсов;

международная передача технологий.

Непосредственными участниками (субъектами) международных экономических отношений являются:

государственные структуры, включая центральные и местные органы власти;

фонды и другие общественные институты;

частные юридические и физические лица, в том числе банки, фирмы, фонды и др.;

международные и региональные организации.

Особое и принципиально важное место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений занимают транснациональные корпорации (ТНК).

Транснациональные корпорации (ТНК) – это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли. Подавляющее большинство ТНК принадлежит или контролируется капиталом какой-то одной страны, то есть однонационально по составу ядра акционерного капитала головной (материнской) компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим развитием всесторонних взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами, все более очевидным становится превращение каждого из них в органическую составляющую мирового хозяйства.

Экономическая интеграция – сближение и взаимопроникновение национальных экономик на основе общности рынка товаров и услуг (включая рабочую силу), объединение капиталов и проведение согласованной межгосударственной политики.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.

2. Мировой рынок

Конъюнктура мирового рынка – уровень спроса, предложения, цен на мировых товарных рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей.

В целом ценообразование на мировом рынке подчиняется тем же закономерностям, что и на внутреннем, но есть своя специфика. На международном рынке более сложная конъюнктура.

Ценообразование зависит от типа рынка:

1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

2. Рынок чистой монополии.

3. Рынок монополистической конкуренции.

4. Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия).

Нужно отметить, что на практике не встречается какого-либо рынка в чистом виде.

Виды цен, используемых на мировых рынках:

1. цена равновесия (теоретическая цена).

Она рассчитывается в сравнительно простых случаях, когда речь идет о торговле определенным товаром между двумя странами. В этом случае в каждой из стран существует своя, внутренняя цена на данный товар. Торговля порождается перепадами между этими ценами. При перетекании товаров из страны с более низкими ценами в страну с более высокими, цены в одной из них повысятся, а в другой понизятся, и установится цена равновесия. Условием для этого является абсолютная свобода международной торговли.

2. контрактная цена, т.е. цена, установленная в ходе переговоров между двумя партнерами из разных стран.

3. биржевые котировки, т.е. цены складываются в ходе спекуляций на товарных биржах, где множество продавцов взаимодействуют с множеством покупателей.

4. аукционная цена, здесь один продавец и множество покупателей, которые конкурируют друг с другом.

5. цена торгов, когда один покупатель и много конкурирующих между собой продавцов. Торги объявляются, например, на оборудование.

6. мировые цены – цены крупных экспортеров, которые принимаются за основу остальными участниками мировых рынков. Носят неформальный характер. В отдельных случаях за мировую цену принимаются цены крупных импортеров или котировки крупнейших бирж и аукционов.

7. справочные цены – фактически сложившиеся на сегодняшний день цены, публикуемые в прессе или в специальных справочниках.

8. «скользящая» цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.

9. монопольная – рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Цены устанавливаются значительно выше среднего уровня. Монополистические цены используются для извлечения доп. прибыли.

3. Международная торговля и внешнеторговая политика

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля.По современным оценкам, на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость.

Международная торговля характеризуется 3 основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой. Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемывнешней торговли. Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах, соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.

Исторически сложились следующие особенности международной торговли:

1. Импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные обособленные от внешнеторгового контракта отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением платежей.

2. Международные расчеты регулируются нормативными национальными законодательными актами, а также международными банковскими правилами и обычаями.

3. Международные расчеты – объект унификации, что обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций.

4.Международные расчеты имеют, как правило, документарный характер.

5. Международные платежи осуществляются в различных валютах. Поэтому они тесно связаны с валютными операциями, куплей-продажей валют. На эффективность их проведения влияет динамика валютных курсов.

Динамика международной торговли:

250 лет назад торговый оборот составлял 100 млн. долларов (торговля между крупными колониальными державами);

150 лет назад (в разгар промышленной революции) – 1 млрд. 200 млн.

1950 год-115 млрд. долл.

Сегодня – 4–4.5 трлн. долл.

Структура международной торговли отображена в таблице:

Доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась, с развитием материальной сферы увеличилось потребление топлива. Сократилось потребление сырья (так как выгодно продавать наукоемкую продукцию, что характерно для развитых стран), руды и металлов. Сокращение продовольствия носит относительный характер.

Из обрабатывающей промышленности наибольшие темпы роста объемов продаж:

· торговля электронной техникой;

· телекоммуникационным оборудованием;

· товары новейшей химии (волокна);

· автоматика и робототехника;

· фармацевтика.

Районы с наиболее высокими темпами мировой торговли:

1. Юго-Восточная Азия.

2. Мексика и Карибский бассейн, Бразилия.

3. Восточная Европа и Россия.

20% в объеме мировой торговли занимает сфера услуг.

Основные направления торговли между группами стран:

ЕС: 1. развитые – 82%, 2. развивающиеся – 12%, 3. пост социалистические – 6%

Япония: 1. развитые – 60%, 2. развивающиеся – 34%, 3. постсоциалистические – 6%.

Латинская Америка: 1. развитые – 70%, 2. развивающиеся – 19%, 3. постсоциалистические – 11%.

Структура торговли услугами:

· торговое посредничество;

· банковские услуги;

· страхование;

· консалтинг;

· инжиниринг (научно-технические услуги).

По назначению:

· потребительские;

· социальные (образование, медицина);

· производственные (консалтинг, инжиниринг);

· распределительные (торговля, транспорт).

Лидируют следующие услуги:

1. Туризм и транспорт (составляют 50% всех услуг).

2. Наукоемкие услуги, информационное обеспечение, финансово-кредитные услуги.

8–10 стран составляют 2/3 стоимости экспорта услуг. В развитых странах 60% ВВП составляют услуги.

Доля межрегиональной торговли:

НАФТА – 15%;

Япония – 10%;

АСЕАН – 4%;

Восточная Европа и Россия – 5%;

Латиноамериканская интеграция – 3–4%.

Внешнеторговая политика представляет систему экономических, организационных, политических мер по развитию торговых отношений, которые включают в себя определение объема внешней торговли, определение географической структуры экспорта и импорта. Протекционизм – защита посредством введения таможенных тарифов. Протекционизм наоборот – свободный ввоз товаров, все пошлины убираются для наполнения национального рынка (краткосрочная стратегия). Протекционизм подразумевает систему взаимосвязанных мер внутренней и внешней экономической политики, где в качестве инструмента используются тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенные пошлины – государственные денежные сборы или налоги, взимаемые через таможенные управления с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Нетарифные ограничения делятся на: количественные и неколичественные. Количественные – квотирование. Глобальная квота – когда доля продукции, разрешенная к вывозу, определяется рамками международных соглашений. Индивидуальная квота определяет объем, который разрешается ввозить или вывозить из отдельных стран. Тарифная квота – указывается количество товара, которое ввозится и вывозится по сниженным ставкам. Добровольное ограничение экспорта – метод государственного регулирования внешней торговли, при котором один из партнеров по внешнеторговым связям обязывается ограничить или не расширять объем экспорта. Используется в качестве уступки страны в обмен на экономическую, техническую, военную помощь. Демпинг – продажа продукции по сниженным ценам, часто ниже себестоимости для завоевания рынка. Лицензирование – мера оперативного государственного регулирования ВЭС на определенные периоды времени по отдельным странам и по отдельным товарам. К неколичественным относят: валютные ограничения, сложные таможенные процедуры, высокие требования к соответствию экспортированных товаров национальным, техническим и санитарным стандартам; внутренние сборы и налоги по импортируемым товарам, жесткое антидемпинговое законодательство.

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка государства от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

Конференция ООН по торговле и сотрудничеству (ЮНКТАД) является органом Генеральной ассамблеи ООН. Была создана в 1964 году и в настоящее время насчитывает 191 стран-членов.

Главные задачи организации:

· содействие развитию международной торговли;

· расширение инвестиций и возможностей развития развивающихся стран, оказание помощи с целью внедрения их в мировую экономику;

· стремление к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству между государствами;

Отличительная особенность этой организации состоит в проведении работы по региональным группам: государства-члены разделены на 4 главные группы с учетом их географического расположения и уровня социально-экономического развития.

Все решения ЮНКТАД носят рекомендательный характер и облекаются в форму всевозможных заявлений, резолюций и т.п. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются различные конвенции, соглашения. Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, насчитывающий в своем составе 6 комитетов.

Установленный в 1964 как постоянный межправительственный орган, ЮНКТАД – основной орган Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН, имеет дело с торговлей, инвестицией и проблемами(выпусками) развития.

На Всемирном симпозиуме ООН по эффективности торговли (г. Колумбус, Огайо, США, 1994 г.) принято решение о создании Всемирной сети Центров по вопросам торговли Global Trade Point Network(GTPNet), которая объединила через сеть Интернет торговые Центры мира (Trade Point).

Всемирная торговая организация была образована по итогам т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1993 гг.), проходивших в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.

Став по существу преемницей ГАТТ, ВТО по замыслу ее учредителей должна превратиться в международный форум, в рамках которого устанавливаются основные договорные обязательства, определяющие, как страны члены разрабатывают и внедряют юридическое обеспечение и осуществляют регулирование внешней, а зачастую и внутренней торговли.

Договорно-правовую базу деятельности ГАТТ/ВТО образует совокупность многосторонних общих и секторальных торговых соглашений. Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются:

принцип недискриминации в торговле, который предусматривает взаимное предоставление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а, с другой стороны – национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

принцип замены количественных ограничений таможенно-тарифным регулированием внешней торговли с постепенным доведением ставок таможенных пошлин до нулевой отметки.

Новая организация не только имеет более широкую потенциальную базу членства по сравнению с ГАТТ, но и охватывает больший аспект коммерческой деятельности и регулирующую ее торговую политику, на которую распространяется компетенция ВТО.

Отличительной особенностью ВТО является то, что в ее сферу деятельности помимо классического товарного обмена (присущего ГАТТ) входит еще и торговля услугами, а также «идеями» (интеллектуальной собственностью). В частности, так называемое «пакетное» решение, именуемое ГАТТ-94 уже не ограничивается только вопросами товарной торговли, но и регулирует международную торговлю услугами (банковскими, страховыми, транспортными, строительно-монтажными и т.д.), а также внешнеторговые аспекты инвестиций и объектов интеллектуальной собственности.

Другая отличительная особенность – наличие действующего на постоянной основе и отлаженного в течение более чем сорокалетнего периода истории механизма разрешения споров и противоречий, которые порой возникают между партнерами в мировой торговле.

Не менее важен и новый элемент многостороннего регулирования под эгидой ВТО – механизм обзора торговой политики стран-членов.

Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф.

В соответствии со сложившейся практикой в настоящее время применяются следующие основные формы международных расчетов: документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод, открытый счет, аванс. Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков.

Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики. Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс между российской стороной и Рабочей группой ВТО по присоединению России значительно продвинулся вперед. Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам наиболее сложными оказались проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного производства и деятельности государственных торговых предприятий.


Литература

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Международные валютные и кредитные отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.

4. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского; – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2004.

5. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 2006.

6. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу «Мировая экономика». – М.: Новый Юрист, 2007.

Синтетическим показателем степени участия страны в мирохозяйственных связях является экспортная квота (доля товаров, »экспортируемых из стран, в ВВП). Однако этот показатель имеет недостатки: завышение доли экспорта, поскольку экспорт учитывается по полной рыночной стоимости, а ВВП представляет часть стоимости совокупного продукта за вычетом стоимости товаро-материальных запасов; достоверность экспортной квоты ослабляется из-за неравномерного роста цен внутреннего и внешнего рынка. Кроме того, в расчетах возникает известная степень неопределенности, связанная с колебаниями валютных курсов.

Показатели участия страны в мирохозяйственных связях характеризуются открытостью национальной экономики. Открытая экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы страны в практике принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.

К прямым (основным) показателям открытости национальной экономики относятся:

Удельный вес внешней торговли (экспорт+импорт) в валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота;

Доля экспорта в национальном производстве, или экспортная квота;

Доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота;

Удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

Кроме того, это группа индикаторов открытости распадается на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей определяют степень экономической (продовольственной, технологической и др.) безопасности.

Вторую (косвенную) группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты в/из России; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др.

Международные экономические отношения, их формы.

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.


В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон,международных транспортных коридоров и интернет-экономики.

Важнейшие формы мировых экономических отношений следующие:

1. Международная торговля товарами и услугами;

2. Интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов;

3. Международная миграция рабочей силы;

4. Создание совместных предприятий;

5. Развитие международных корпораций;

6. Международное научно-техническое сотрудничество.

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительных преимуществ, предложенный Д. Рикардо . В соответствии с данным принципом государству следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, т.е. с относительно меньшими издержками, чем другие блага в этой же стране, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.

Международная торговля состоит из импорта и экспорта.

Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране.

Экспорт - продажа продукции в другие страны.

Вывоз капитала представляет собой вывоз денежных средств из одной страны в другую для выгодного их размещения.

Вывоз капитала осуществляется в виде предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капиталов.

Прямые инвестиции - это вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. Для такого контроля инвестор должен обладать не менее чем 20-25% акционерного капитала компании.

"Портфельные" инвестиции означают покупку ценных бумаг иностранных компаний. В отличие от прямых, подобные инвестиции не дают права контроля над деятельностью предприятий и используются в основном для роста финансовых средств путем получения процентов и дивидендов на вложенный капитал.

Вывоз ссудного капитала - это предоставление иностранным компаниям, банкам, государственным органам средне- и долгосрочных кредитов в денежной и товарной форме с целью получения прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента.

Международная миграция рабочей силы - это международное перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах. Этот процесс объясняется возможностью получения более высоких доходов, лучшими перспективами социального, профессионального продвижения.

Создание совместных предприятий, позволяющее объединять денежные средства, технологии, управленческий опыт, природные и другие ресурсы из разных стран и осуществлять общую производственно-экономическую деятельность на территории какой-либо одной или всех стран.

Развитие международных корпораций, деятельность которых осуществляется в основном через прямые зарубежные инвестиции из одной страны в другие страны. Различают транснациональные и многонациональные корпорации.

Транснациональные корпорации (ТНК) - это форма международного бизнеса, причем головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы расположены в других странах мира.

Многонациональные корпорации (МНК) - это международные корпорации как по своей деятельности, так и по капиталу, т.е. ее капитал формируется из средств нескольких национальных компаний.

Подавляющее большинство современных международных корпорации имеют форму ТНК,

Международное научно-техническое сотрудничество представляет собой обмен результатами научных исследований и разработок, техническими и технологическими новшествами. Данное сотрудничество может осуществляться путем обмена научно-технической информации, учеными и специалистами, проведением научно-исследовательских работ и разработкой научно-технических проектов и др.

В процессе своей деятельности на мировой экономической арене субъекты мирового хозяйства вступают в определенные экономические отношения - международные экономические отношения - МЭО, которые представляют собой в широком смысле систему хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, представленными различными хозяйствующими субъектами, а также международными экономическими организациями и финансовыми центрами.

Эти отношения составляют предмет специального учебного курса - "Международные экономические отношения". Поэтому в этом учебнике мы кратко рассмотрим их в аспекте структуры современного мирового хозяйства.

Развитие международных экономических отношений зависит от целого ряда факторов:

а) естественных (природно-климатических, демографических и др.). Например, чтобы стать крупным экспортером нефти или природного газа, страна должна располагать соответствующими запасами данных видов природных ресурсов. Несмотря на все научно-технические достижения последних десятилетий, в основе высокопроизводительного сельского хозяйства в различных странах и соответственно динамичного экспорта сельскохозяйственной продукции тем не менее лежат благоприятные природно-климатические условия. Нельзя не учитывать и ту существенную роль, которую в мировой экономике играют демографические факторы;

б) приобретенных (производственных, научно-технических, политических, социальных, национально-этнических, религиозных). Очевидна огромная роль общеполитических факторов развития международных экономических отношений, когда, например, происходит "потепление" во взаимоотношениях стран мира или, напротив, резкое обострение (вплоть до военных конфликтов). Научно-технический и производственный факторы играют определяющую роль в развитии практически всех форм современных международных экономических отношений. Чрезвычайно велика и роль социальных, национально-этнических и даже религиозных факторов (например, межконфессиональных отношений как во взаимодействии различных стран, так и внутри отдельных государств и т.д.).

В начале XXI в. к основным формам международных экономических отношений относились:

■ международная торговля товарами;

■ международная торговля услугами;

■ международная специализация и кооперация производства - МСКП;

■ международное научно-техническое сотрудничество - МНТС и обмен научно-техническими результатами;

■ международное движение капитала, международные валютно-кредитные и финансовые отношения;

■ международное движение рабочей силы;

■ международный информационный обмен;

■ деятельность международных экономических организаций и сотрудничество в решении глобальных проблем.

Одной из традиционных форм международных экономических отношений является международная торговля товарами, зародившаяся и получившая свое развитие много столетий назад, в древних цивилизациях и государствах мира.

С течением времени международная торговля дополняется другими формами МЭО, многие из которых получили свое развитие уже в XX - начале XXI вв.

Иногда к формам международных экономических отношений относят еще и международную экономическую интеграцию (см. гл. 15). Авторы не разделяют подобную точку зрения, полагая, что международная экономическая интеграция - это синтетический процесс, включающий в себя практически все существующие в настоящее время формы международных экономических отношений (от международной торговли товарами и услугами до международного информационного обмена).

В современных условиях различные формы МЭО тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой. Эта растущая взаимосвязанность и интенсивное взаимопроникновение позволяют рассматривать МЭО как формирующуюся и развивающуюся систему международных экономических отношений.

Размышляем самостоятельно. В каких формах МЭО системность современных международных отношений проявляется наиболее отчетливо, а в каких - менее отчетливо? Почему это происходит?

Современная мировая экономика - это рыночная экономика. Поэтому встает вопрос о том, как реализуются ее основные положения в системе современного мирового хозяйства. В классической схеме рыночной экономики к ним относятся: субъекты складывающихся при этом отношений (продавцов и покупателей); определяющее воздействие на развитие рыночных отношений со стороны спроса и предложения; развитие конкуренции.

Все эти общие положения рыночной экономики имеют место и в системе современной мировой экономики, однако при этом проявляется ее определенная (в отдельных случаях - весьма существенная) специфика. Так, в сфере мировой экономики резко возрастает множественность участвующих в рыночных отношениях субъектов, при этом существенно расширяется свобода (инвариантность) выбора и партнеров (стран и их союзов (группировок), международных организаций, корпоративного бизнеса, физических лиц), и форм реализуемых при этом экономических отношений. Такая же закономерность проявляется и в действии спроса и предложения в мировой экономике. Наконец, значительно расширяется и сфера конкурентной борьбы, а сама международная конкуренция становится более интенсивной и жесткой по сравнению с конкурентной борьбой в рамках национальной экономики.

Однако реальности современной мировой экономики таковы, что здесь проявляется и значительно более высокая монополизация (олигополизация) экономических отношений. При этом можно увидеть немного примеров свободной (чистой) конкуренции, поскольку правила игры в мировой экономике начала XXI в. определяют наиболее сильные игроки - ведущие страны мира, крупнейшие транснациональные корпорации и банки с глобальными масштабами деятельности, наиболее авторитетные международные организации. В сфере мировой экономики по сравнению с национальными экономиками отдельных стран более значительное воздействие оказывают политические факторы. Роль государств, их институтов и союзов в мировой экономике, несмотря на определенную либерализацию экономических отношений в последние годы, остается весьма существенной. Поэтому в последующих разделах настоящего учебника большое внимание будет уделено месту и роли отдельных ведущих стран, их группировок и союзов в современной мировой экономике.

Благодаря международным экономическим отношениям (МЭО) страны могут обмениваться опытом, производственными, трудовыми, научно-техническими, финансовыми и информационными ресурсами, совершенствовать политические и экономические связи.

Структура и формы

В современных условиях между национальными хозяйствами могут возникать международные отношения в следующих формах:

  • сотрудничество, направленное на решение вопросов, касающихся глобальных проблем общемирового масштаба;
  • торговые отношения (валютные, кредитно-финансовые и пр.);
  • обмен научными достижениями и совместная разработка научных проектов;
  • сотрудничество в области строительства, инженерного проектирования и пр;
  • совместный выпуск товаров;
  • международный (авто, речной/морской, воздушный) туризм;
  • развитие кредитно-финансовых институтов и ТНК.

Международные экономические отношения имеют тесную взаимосвязь с мировой политикой, так как затрагивают государственные интересы. Объектом МЭО является мировое хозяйство, в которое входят национальные экономики суверенных государств, связанные товарно-денежными и другими отношениями. В качестве субъектов международных экономических связей могут выступать:

  • ТНК — транснациональные корпорации (концерны, тресты), занимающиеся международной деятельностью через дочерние предприятия (филиалы);
  • государство;
  • межнациональные правительственные организации;
  • союзы предпринимателей;
  • международные организации;
  • физические лица.

Условия развития

В настоящее время определяющими тенденциями развития МЭО являются:

  • Международная экономическая интеграция. Объединение рынков товаров, капитала и трудовых ресурсов. Унификация национальных экономик, отсутствие дискриминации между национальными хозяйствующими субъектами;
  • Глобализация. Либерализация торговли, устранение инвестиционных барьеров, формирование зон беспошлинной торговли, межнациональные кредитные/валютные операции. Глобализация охватывает все области экономики и общественной жизни — политическую, культурную, социальную и экономическую сферу.
  • Транснационализация. Расширение деятельности, повышение активности транснациональных корпораций и банков, переход на новый, качественный уровень интернационализации производства.

ТНК — основа глобализации, независимый хозяйствующий субъект, для которого внешнеэкономическая деятельность более важна, чем внутригосударственные операции.

gastroguru © 2017