Самая первая реклама в ссср. История рекламы на телевидении

Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.

А если веселостью песьей
закружат созвездия «Магги» -
бюро похоронных процессий
свои проведут саркофаги.

Писал Владимир Маяковский в 1913 году. Так он описывал уличный пейзаж дореволюционной России. Произошедшая спустя четыре года Октябрьская революция радикально изменила положение вещей. Государство взяло под контроль все сферы частной и общественной жизни. Особенно область торговли, а значит, и рекламы. Собственно, один из первых декретов новорожденной советской власти, выпущенный уже в ноябре 1917 года, назывался «О государственной монополии на объявления». Государство оставляло за собой исключительное право использовать доски объявлений, рекламные тумбы и страницы газет. Так реклама превращалась в пропаганду. Вскоре была запрещена и частная торговля. Предполагалось, что продовольственный минимум городских жителей будут обеспечивать продовольственные карточки.

Но несмотря на запреты, рыночная торговля продолжала процветать даже в годы военного коммунизма. Москва оставалась торговым городом. На площадях звучали выкрики зазывал; то, что можно назвать фольклорной устной рекламой. То тут, то там можно было услышать крики торговца махоркой:

«Дрезина» и «Казак» - кури их с сыта и натощак!

Кременчугский «Самокат» можно курить, давать напрокат…

Нате бумажку - сверните на пробу…

А вот махорка-мухобой, самая крепкая!

Один курит, а семь назем в обморок падают.

Своего рода житием 1920-х годов стали плакаты «Окна сатиры РОСТА», авторы которых непосредственно откликались на политические события эпохи. Над «Окнами РОСТА» трудился творческий тандем Маяковского и художника Михаила Черемных. Символично, что эти плакаты располагались в витринах неработающих магазинов: политическая реклама наглядно сменила продуктовую.

«Окна сатиры РОСТА»

Но уже в 1921 году был введен НЭП, который привел к настоящему расцвету частной торговли. Улицы городов заполонило разросшееся племя уличных разносчиков, торговали они всем подряд: табаком, яблоками, мылом…

Они нараспев декламировали:

Подваливай народ,
Папиросы первый сорт!
Папиросы «Дели» -
Кури две недели.

Или знаменитое:

Несите рублики,
Купите бублики.

Впоследствии вошедшее в строки песни Леонида Утесова.

Тот же Маяковский в пьесе «Клоп» дает яркую зарисовку нэповских улиц.

Разносчик кукол:
Танцующие люди
из балетных студий.
Лучшая игрушка
в саду и дома,
танцует по указанию
самого наркома!

Разносчица яблок:
Ананасов!
нету…
Бананов!
нету…
Антоновские яблочки 4 штуки 15 копеек.
Прикажите, гражданочка!

Современники вспоминают, как кричал продавец галантереи: «Магазин без крыши, хозяин без приказчика, цены без запроса». «Купи мыло - вымой рыло! Кожа слезет - грязь останется», - доносилось с другой стороны. Именно в это время в коммерческую рекламу приходят такие корифеи, как Маяковский и Родченко с их рекламными кампаниями ГУМа, ставшими хрестоматийными. Маяковский всерьез анализировал вопрос эффективности рекламы.

«Правление „Боркомбинат“ извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности. Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет? Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть» , - писал он в одной из своих статей. Маяковский и Родченко создали дружеский альянс под названием «Реклам-конструктор Маяковский - Родченко». «Нигде кроме как в Моссельпроме», «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон». Большинство их произведений уже стали классикой рекламного искусства. Родченко вспоминает:

Один из слоганов Маяковского гласил: «Путь к коммунизму - книга и знание. Учебник в Госиздате купи заранее» .


Родченко, Маяковский. Папиросы «Ира», рекламный плакат
Родченко, Маяковский. «Покупайте дешевый хлеб»
Родченко. Рекламный плакат для Лениздата

В 1922 году страна возобновляет экспортную торговлю. И многие фирмы возвращают себе торговые знаки, которые они утеряли в процессе национализации. Кондитерские этикетки 20-х выполнены в характерном дореволюционном стиле. Возвращаются в употребление марки бывшей кондитерской фабрики «Эйнем», переименованной в «Красный Октябрь». Кстати, среди продукции того же «Реклам-конструктора» было около сотни вывесок, упаковок и оберток.





Обертки для конфет «Красноармейская звезда»

А страницы газет пестрели незатейливыми рекламными объявлениями: «Ежедневно столовая Моссельпрома. Дешево, свежо и вкусно. Открыта с 6 ч. веч. До 2 ч. ночи» или: «Незаменимое средство от пота - препарат «Миракль» , а также мыло «Букет моей бабушки» .

Но НЭП скоро был свернут, и до 1935 года в обиход снова вошли продовольственные карточки. В это время начинает процветать экспортная реклама, государство активно начинает продавать товары за рубеж, нуждаясь в валюте. Например, на заграницу работают «Союзпушнина», «Резиноэкспорт», «Лектехсырье» и другие предприятия. Появляются яркие плакаты «Интуриста», призывающие иностранцев посетить Советский Союз.





Плакаты «Интуриста», 1930-е гг.

Возникает специальная экспертная комиссия, на суд которой выносятся все плакаты. Некоторые, выполненные в стилистике модерна, отвергались как «потакающие вкусам иностранных потребителей» и «наполненные мещанскими мотивами, приближающимися к порнографии» . Упаковки конфет «Экспорт», скажем, были отвергнуты из-за изображения негра-невольника, «согбенного под тяжестью тюка товаров». А папиросам «Наше знамя» не повезло с неудачным изображением детали монгольского герба, который слишком напоминал вензель Николая II.

Нарком Микоян в своей речи на I Съезде работников кооперативной торговли заявил о необходимости перехода к «современной культурной торговле». Реклама воспринималась ее важным элементом. В 1930-е действительно появляется больше технических возможностей для производства рекламы, и в то же время ужесточается контроль за самовыражением художников. Главным методом становится социалистический реализм. Если говорить о плакатной графике, то на смену ярким самобытным творениям НЭПа приходят усредненные образцы. Некоторые плакаты напоминали по своей композиции натюрморты.


Реклама пельменей, 1936
А. Миллер, плакат «Белая ночь», 1937
А. Зеленский, плакат «Мороженое»

В послевоенное время активно распространяются информационные вкладыши. Это своего рода сборные рекламные листки, которые могли быть озаглавлены «В помощь покупателю».


«В помощь покупателю», информационный листок

В торговых плакатах 1950-х годов чаще всего используется статичная композиция, изображение выполняется в максимально реалистичном стиле.


Рекламный плакат Ю. Цейрова для «Главчая», 1952
Реклама пылесоса художников В. Трухачева и О. Иенсена, 1953

В эпоху оттепели Хрущев пытается преодолеть чрезмерную централизацию экономики, наладить выпуск товаров легкой промышленности. О некоторых успехах пишет газета «Советская торговля» в 1956 году:

«В оконной витрине магазина № 5 торга „Мосодежда“ внимание прохожих привлекает динамическая установка, при помощи которой демонстрируются женские платья. В витрине непрерывно вращаются пять шелковых платьев, подвешенных на тонких, почти невидимых капроновых нитях. Платье можно хорошо осмотреть со всех сторон».

В 1960-е значительно смягчаются идеологические каноны. Появляются очень непосредственные, живые плакаты, в которых часто используются образы детей или детского творчества. Это словно выражало надежды страны на возможность обновленной жизни после десталинизации. Расцветает социальная реклама и киноплакат.


«Не надо войны», плакат, 1962
«Пусть всегда будет небо», плакат
«Ни капли», плакат, 1961
Б. Зеленский, плакат к фильму «Высота»
Б. Зеленский, плакат к фильму «Отелло»
Ю. Царев, плакат к фильму «Девять дней одного года»

В фильме «Карьера Димы Горина» (1961) можно увидеть образцы уличной рекламы, которые появлялись тогда в городе.


«Пейте кофе натуральный!», кадр из фильма
«Переходите улицу только в местах, где указан „Переход “», кадр из фильма
«Всем-всем-всем. 07. И город любой говорит с тобой», кадр из фильма

В 1960-е в жизнь многих советских граждан всё активнее входит телевидение. Соответственно, появляется всё больше возможностей для использования телерекламы. Однако в первое время она использовалась не очень изобретательно. По воспоминаниям современников, рекламный текст просто зачитывался за кадром в то время, когда на экране демонстрировалась испытательная таблица, которая служила для настройки телевизора.


Испытательная таблица

«Фотоаппараты», «Мороженное», «Гардинное полотно», «Моды 1959–1960-х гг.»… Так назывались первые рекламные ролики, которые выпускались тиражом 30–40 копий и демонстрировались в кинотеатрах на ранних сеансах. Но уже в 1964 году на экранах советских телевизоров появилась первая телереклама. И посвящена она была «царице полей», внедрению которой так много сил отдал Хрущев:

«И скажу вам без утайки
Эти блюда без труда
У любой домохозяйки
Получаются всегда»

Поющая кукуруза, реклама

В эти годы появилась первая телевизионная реклама автомобилей, которая чем-то сродни современным обзорам видеоблогеров, и транслировалась на всю страну.

«Не правда ли, красивая машина?», реклама «Запорожца»
Реклама, портативного телевизора «Юность-402»

В рекламном ролике телевизора «Юность», снятом в 1970-е годы, известный советский артист Василий Меркурьев, смотрел переносной телевизор в ванной комнате. Это было неслыханной роскошью по тем временам. Конечно, не было особой надобности рекламировать такие товары по телевидению. Они и так моментально раскупались стоило им только появиться на прилавках, так как промышленность просто не справлялась с диким спросом.

В похожем юмористическом ключе был решен ролик, рекламирующий пылесосы «Урал»: на экране детектив через лупу рассматривает узоры ковра на полу.

Диктор (за кадром): Что вы ищете?

Детектив: Я… ищу… пыль.

Диктор: В квартире, где есть пылесос «Урал», вы ее не найдете.

Детектив присаживается на пуф и в бинокль осматривает квартиру.

Диктор: А что вы теперь ищете?

Детектив: Пылесос «Урал».

Диктор: Так вы же на нем сидите.

Детектив вскакивает с пуфа. Пуф раскрывается, пылесос демонстрируется в работе.

Удивительно, но в годы брежневского «застоя» большинство рекламных роликов было проникнуто юмором и иронией. Взять хоть ролик газированного напитка «Байкал», глядя на который нельзя не вспомнить «Макс выпил „Фанты“ и остановил поезд», снятый уже в 1990-е.

«Байкал», рекламный ролик
Реклама мебели. Боярский
Изготовление головных уборов из тканей, 1977

С приходом перестройки начинается настоящий бум креатива. Одним из главных хитов той эпохи становятся два ролика Московского вентиляторного завода, они вышли незадолго до развала СССР. «Вам пора! И вам пора с вентиляторным заводом заключать договора!» - звучал назойливый припев. Придумали эту рекламу ребята из КВН.

Уже очень скоро будут убиты подряд два генеральных директора завода. Тимур Бекмамбетов снимет «Всемирную историю банка „Империал“». Лихие и прекрасные вступают в свои права.

Реклама вентиляторного завода
Еще одна реклама вентиляторного завода

1. Владимир Муравьев. Московские слова, словечки и крылатые выражения.

2. Александр Родченко. Автобиография.

3. Георгий Андреевский. Москва. 20–30-е гг.

4. Виктория Ученова. История Отечественной рекламы. 1917–1990.

А были времена, когда человечество без этого прекрасно обходилось , продавая и покупая скот, продукты питания и одежду на ярмарках и базарах без всяких объявлений!

  1. минеральных вод
  2. шоколада – все это нам сегодня кажется обычным явлением.

Но еще три столетия тому никто не подозревал, что таким образом можно предлагать свой товар покупателям.

Первая реклама такого содержания появилась в издании «Публичный рекламист» в Англии, полностью посвященном объявлениям. Занимался созданием и редактурой рекламных статей даже Эдгар По – знаменитый автор детективных романов. В 1844 году он трудился в издании под названием «Сазерн Мессенджер» и вел именно рубрику рекламы.

От слов к фото- и радиопубликациям


Первая радиореклама

Произошло это событие в США и с того времени этот маркетинговый ход получил небывалую популярность.

Годы с 1921 по 1940 считаются пиком популярности рекламных радиороликов, именно в этот период почти в каждой американской и европейской семье появляется радиоприемник.

Начиная с 60-х годов двадцатого века небольшие рекламные фирмы, работающие на местном уровне, более 60% всей своей рекламы отдают на радио.

Огромной популярностью в эти годы пользуются радиосериалы, перерывы между которыми заполняют рекламой. Объем радиорекламы с каждым годом увеличивается , а связано это с большим количеством , которые за рулем слушают различные радиостанции.

От прошлого к настоящему

Реклама на ТВ

На фоне стилизованной американской карты были продемонстрированы часы Bulova. Ради этого показа прервали трансляцию бейсбольного матча и длился ролик всего двадцать секунд.


Первая ТВ-реклама

Видеозапись изобрели в 1956 году – с этого момента и начинается эпоха телерекламы. Конечно, до того момента, как реклама начнет выходить в привычном современным телезрителям виде, еще далеко. Но первые шаги навстречу будущему уже сделаны.

Первая российская реклама


Одна из первых реклам в России

Именно тогда жители бывшего СССР узнают из уст героев рекламы, что:

  • они не товарищи, а «господа»
  • что у всех есть кариес
  • перхоть
  • возможность вложить свои деньги в финансовую пирамиду, если деньги, конечно, есть.

Компания «Премьер SV» была первой фирмой, которая занималась созданием и продюсированием ТВ-рекламы. Даже известный ныне режиссер Тимур Бекмамбетов начинал в роли рекламщика.

Узнав о том, как создавалась самая первая печатная, фото-, радио- и ТВ-реклама, хочется верить, что прогресс не стоит на месте и рекламщики еще смогут нас удивить необычным решением!

Страны из четырех знакомых с детства букв не существует уже более четверти века. Люди, рожденные в СССР и воспитанные в духе культурных традиций, которые создавались почти семь десятилетий, по-прежнему вспоминают ее с ностальгией.

А вот премьера первого советского ролика для широкой публики, показанного перед началом киносеанса, состоялась только в 1972. Им стала реклама «Шоколад», снятая в Ленинграде на Киностудии нехудожественных фильмов. Сценарий для 60-секундного рекламного фильма написал Никита Михалков. Через год там же был снят единственный известный советский эротический рекламный ролик под названием «Женское белье». На этот раз оператором и режиссером стал Виктор Петров.

В реклама впервые становится частью художественного фильма. Таким примером может послужить фильм «Эффект Ромашкина». Интересная и познавательная комедия, повествующая о четырех товарищах, которым пришла в голову идея рекламировать кефир. В 1974 году поставили музыкальное представление на сцене «Звезда экрана» с элементами рекламы «Аэрофлота». А в известном фильме прошлых лет «Карьера Димы Горина» присутствует короткий рассказ с рекламой сберкассы.

Такие всеми любимые актеры как Михаил Боярский или Олег Басилашвили также становились героями рекламных роликов. Даже Владимира Высоцкого реклама так вдохновила, что он в 1975 году написал, а затем исполнил песню под названием «Знаки зодиака», которую исполнил в рекламном ролике с таким же названием.

Основной целью рекламы в СССР было показать телезрителю, как правильно использовать товары народного потребления и завоевать доверие граждан этой великой страны. Ролики подчеркивали высокое качество продукции советского производства. Советская реклама, в отличие от современной, не развлекала телезрителей, а направляла советских граждан на правильный с точки зрения государства стиль жизни.

Реклама в России начала своё развитие после изменений в политической и экономической жизни страны. В 60-е годы, после увеличения экономического потенциала СССР, возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные продукты, это потребовало изменить отношение к рекламе.

До этого телевидение было встроено в систему управления страной, в систему партийного управления и выполняло важные идеологические функции. Это было основное назначение телевидения.

Самая первая реклама в СССР вышла в 1964 году. Это была реклама кукурузы. Её ролик больше напоминал малометражное кино с элементами "мюзикла". В те времена все товары выпускались одного вида, и эта банка кукурузы тоже не была никак маркирирована.

Развитие рекламы можно считать с момента Первого всесоюзного сморта-конкурса рекламных роликов. Он прошел в 1984 году, а уже в 1987 году состоялся второй смотр - конкурс. После них страна смогла «поднять планку» советских профессиональных рекламистов. Вследствие 1985 года, когда провозгласили политическую гласность в СССР, в СМИ произошли преображения, в том числе и на телевидении. Оно становится не только основным средством информации, но и средством рекламы.

Первые советские рекламные ролики были направлены на продвижение исключительно отечественных товаров, таких как автомобиль «Волга», московский вентиляторный завод «Мовен» и т.д. В таких роликах, как правило, отсутствовала идея рекламы. Так, например, телевизионная реклама вентиляторного завода заключалась в песне и танцах актеров на улице, а уже из текста можно было определить, что поют они о вентиляторах.

Для телезрителей того времени реклама была своего рода небольшим развлекательным роликом и не воспринималась, как навязчивая. Даже в первое время транслирования рекламы по телевидению в газете в рубрике программы передач печаталось время той или иной рекламы. Длительность рекламного ролика порой доходило до 10 минут.

В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам. Заключая между собой торговые сделки, "новые русские" переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых "товаров народного потребления", но и она была демонстративно обращена к "своим".

В начале своего существования наша телереклама не только не выполняла функцию социального стабилизатора, которая отведена ей, а наоборот. Грубо нарушая две священные заповеди рекламодателя - "информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами "простых людей" и "рекламное сообщение не должно быть агрессивным", - она вносила дополнительную дестабилизацию в общество. Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.

Второй этап развития телевизионной рекламы - это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 года, когда режиссеры стремятся не продать товар, а показать зрителю красивую рекламу. При этом они стараются «идти в ногу» с известными тогда рекламщиками запада.

Примером являются серии рекламных роликов банка. Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, которые впоследствии разошлись на цитаты - все это есть в рекламе банка. Однако в рекламном ролике полностью отсутствует какая-либо информация о самом банке, а также он никак не ассоциируется со своим видом деятельности. Зрителям она запоминалась за счет ярких образов актеров. Они любили ее за сюжетную законченность отдельных частей, за характерный для анекдота игровой поворот, а также за «ударные реплики» актеров.

В конце девяностых российские телезрители увидели, возможно, первую, настоящую социальную рекламу, которая представляла собой не просто плакат с призывом, а создавала ощущение просмотра целого фильма. Ролики социальной рекламы занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые актеры и незатейливые жанровые сценки, которые, поистине, доходили до сердца зрителей.

Третий этап становления телевизионной рекламы в нашей стране - реклама как двигатель торговли. В начале 21 века происходят кардинальные изменения в развитии телевизионной рекламы. Все чаще на экранах телевизора появляются ролики, предлагаемые товар, а не показывающие исключительно мастерство режиссера. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создавали и поддерживали образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.

В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», слоган которого «Свежее дыхание освежает понимание». Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме, что было для российской телеаудитории в новинку, и сразу привлек внимание потребителей. Также нужно отметить хороший слоган, который полностью подходил под позиционирование товара как жевательной конфеты для приятного запаха изо рта, и к тому же он легко запоминался, что обеспечило товару завершение создания своего образа.

Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа». Впервые в российской рекламе появляется рисованный персонаж, символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай. Режиссер сумел передать всю теплоту, получаемую при пользовании товаром, а, следовательно, и создать свой отличительный образ товара. Дом, уют, семья вот какие ассоциации возникали у зрителя при просмотре этого ролика. Одновременно с «Беседой» на телевидении крутятся ролики чая «Принцесса Нури», «Майский чай» и прочее, но все они проходят мимо телезрителя, так как их реклама ничем примечательным не выделяется. Из года в год, российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем те, что были в конце 90-х годов, начале 21 века. Можно сказать, что развитие телевизионной рекламы в нашей стране не замедляется. Увеличивается число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы.

В русской культуре начала 20 века складывается, по выражению М. Маяцкого, «Визуальная парадигма» , которая представлена в идеях В.Соловьева и Л. Шестова о противопоставленности рационального познания и откровения как преображенного видения, в онтологической интерпретации визуальности С.Франком, в учении об обратной перспективе «соборном зрении» П.Флоренского. Это связано в первую очередь с доминирующим положением зрения в «иерархии» чувств, так как поступающая через зрение, информация не сводится к цвету и свету, даже к формам, чувству расстояния, плотности. В нее включены процедуры узнавания, классификации, интерпретации. .Зрительное восприятие наиболее восприимчиво человеком.

Я долгое время был уверен: первая телевизионная реклама в СССР появилась в новогоднюю ночь, то ли в 1986, то ли 1987 году. Приурочена она была к антиалкогольной компании, проводимой Михал Сергеичем Горбачевым, а рекламировали шипучий коктейль «Вечерний», разлитый в бутылки-шампанки и газированный настолько, что по виду своему шампанское напоминал.


Периодически бутылка с этим коктейлем и он же, пенящийся в бокале, возникал в перерывах между песнями. Да и сама ведущая этого «Огонька» отметила, что, мол, мы теперь стана более открытая, а потому у нас реклама есть… Как-то так!

Сейчас тщетно пытался найти эту программу, и…не вышло. Но она мне точно не приснилась, не могла присниться, потому как именно после этой рекламы понял: определение, которое дает ей Большая Советская Энциклопедия - очень точно.


Коктейль «Вечерний», разлитый в шампанские бутылки имел отвратительный вкус (он горчил), взрослым был неинтересен (ну кому нужно эрзац шампанское?), для детей и подростков - неоправданно дорог. Память подсказывает, что единственная купленная на пробу бутылка (пробка от которой мощно рванула в потолок), обошлась в один рубль пятьдесят копеек…

Оказывается, она на советском телевидении все-таки была. Наверное, согласно завету Микояна:

«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».


Нет, с тем, что реклама в СССР была - трудно спорить. Красочные плакаты призывали летать самолетами «аэрофлота», попробовать крабов (зачем их рекламировать, дайте мне краба и я съем его безо всякой рекламы), привыкать есть черную икру и прочее…

Реклама была броской: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом» - рассказывал личный переводчик Сталина.


Но сейчас утверждают: не на телевидении. Мол, появилась она там только после Перестройки.

Выходит, что нет, дамы, господа и товарищи.

Выдержанный с стилистике советского музыкального кино, и удивительно…атмосферный.

gastroguru © 2017