Планёр (летательный аппарат). Тест-драйв планера: как летают без мотора Как работает планер

«Тихие самолеты » - так горожане Серпухова называли эти летающие машины - планеры . Безмоторные самолеты начали летать в серпуховском небе в двадцатые годы. Тогда, в 1926 году, в «Стрельбом» был назначен инструктором Владислав Константинович Грибовский. В свободное время, после стрельб и бомбометаний, он постоянно находился в школьных мастерских, - строил свои тихие самолеты. Будет много всяких опытных вариантов, будут многолетние поиски наиболее оптимальных образцов. Наступит время, когда его машины будут востребованы. Этого потребует само время, в котором жила страна.
«Планер самое яркое воплощение красоты в авиационной технике, - утверждал авиаконструктор О. К. Антонов. - Это чистая аэродинамика, чистые линии, гармоничное единство красоты и целесообразности… Мой первый планер был типа «рекордного парителя», но, конечно, никаких рекордов он не ставил, сделал еле-еле маленький прыжок».
Свидетель этого «прыжка» Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, В. С. Гризодубова:
«Впервые я увидела Олега Константиновича в 1924 году в Коктебеле на 2-х Всесоюзных планерных испытаниях… Олег выглядел моложе своих восемнадцати лет, и никого не удивило, что его планер не показал высоких летных данных. Мальчик! Однако за оригинальность конструкции «Голубь» (так назывался планер) был отмечен дипломом техкома. Поразило другое. Оказалось, что Олег написал брошюру «Зачем нам нужен планер ?» и сам ее проиллюстрировал оригинальными рисунками…»
Зачем нам нужен планер?.. Действительно, зачем, если уже есть машины-самолеты, и кажется небо уже покорено. Но мечта познать воздушную стихию, ощутить ее как полет, издавна, со времен Леонардо да Винчи, всегда, манила загадочной высотой, звала человека к действию. Планер - копия самолета. Планер летает по законам аэродинамики, которые должен умело применять пилот. И этот «Голубь» полетит тогда, когда ты все знаешь о своей молчаливой машине-птице. Эта тайна покорения воздушной стихии манила многих, кто занимался планеризмом. Летчик-испытатель К. К. Арцеулов рассказывал, что «авиацией он по-настоящему увлекся совсем мальчиком - в двенадцать или тринадцать лет. Он наблюдал за птицами, пытался постичь тайны их полета и самостоятельно построить аппарат для летания…»
Удивительно, но факт: подросток построил планер. Это было в 1904 году.

Прошло несколько десятилетий, и авиация стала обычным явлением технического прогресса XX века. Она стала военной, пассажирской, транспортной. И тогда повсеместно появилось увлечение планерами - безмоторными самолетами.
«Планер делает небольшой разбег по склону горы и легко отрывается от земли, - вспоминает Сергей Анохин, инструктор-испытатель планерной школы. - Восходящий поток поднимает его все выше и выше. Из пилотской кабины я вижу, как синяя черта горизонта будто отступает, открывая передо мной широкую панораму. Внизу, у моря, живописно раскинулся Коктебель с правильными рядами белых домиков Высшей планерной школы Осоавиахима, дальше расстилается бурая, выжженная крымским солнцем северная долина, а справа - море, синее и безбрежное. Однако на эту красивую панораму я бросаю лишь мимолетный взгляд. Все мое внимание сосредоточено на пилотировании. Чтобы выполнить задание - не менее 15 минут парения и посадка точно у «Т» - я должен летать вдоль гребня горы, туда и обратно, не теряя высоты.
Парящий полет на прекрасном, послушном аппарате наполняет меня восторгом, и я чувствую себя почти властелином воздушной стихии.
С того памятного дня прошло более двадцати пяти лет. С планера я перешел на самолет, стал летчиком-испытателем. Теперь, пилотируя и тяжелые многодвигательные корабли, и сверхзвуковые истребители, я по-прежнему увлекаюсь планеризмом и всегда с благодарностью вспоминаю школу Осоавиахима, которая привила мне первые летные навыки, научила хладнокровию и мужеству. По себе знаю, что планеризм это лучшая подготовка для летчика…»
Первые планерные кружки в Серпухове появились после создания аэроклуба. «Комсомолка счетовод Зинаида Константиновна Седова окончила в 1937 году без отрыва от производства планерное дело и получила звание летчика-планериста первой ступени. Зинаида Константиновна является слушательницей летных курсов при Серпуховском аэроклубе, учится также без отрыва от производства…» Такая информация, опубликованная в газете ситценабивной фабрики 29 октября 1938 года, в те времена была нередкой. Освоив планер, юноши и девушки стремились сделать новый шаг в небо - стать летчиками.
В предвоенные годы интерес к освоению планерного дела был очень велик. Курсанты понимали, что путь от планера к самолету естествен, более эффективен. Практический опыт планериста - надежная основа искусства пилотирования самолета. Поэтому многие твердо делали свой выбор: вначале освоить «птичий» полет безмоторной машины, почувствовать небесную стихию. И неудивительно, что заявлений от желающих стать планеристами всегда было больше, чем на другие отделения.


Прошло три года. Учебный процесс в аэроклубе был отлажен, выпуски курсантов происходили своевременно. Но мирная учеба была прервана: началась Великая Отечественная война. Планеры стали боевой техникой. Многие планеристы были направлены в военные авиационные училища, потом были летчиками - истребителями, штурмовиками, бомбардировщиками. Другие планеристы по-прежнему летали на разных планерах - больших и малых десантных кораблях, выполняли важные боевые задания.
«В героической летописи советской авиации времени Великой Отечественной войны, - писал исследователь истории авиации и космонавтики Я. Голованов, - есть одна, не то чтобы забытая, но все-таки меньше других известная страница. Страница о планеристах на войне. Казалось бы, что могли делать эти легкие и беззащитные аппараты в небе войны? А, оказывается, делали…
«Все предвоенные годы я занимался только одним делом - подготовкой кадров бурно развивающихся военно-воздушных сил, - рассказывал автору авиаконструктор П. В. Цыбин. - Перед самой войной учился в Академии имени Жуковского. Вот тогда мы с инженером Дмитрием Николаевичем Колесниковым получили от командующего ВВС Рычагова задание создать тяжелый планер для десантников. Одновременно были созданы еще несколько десантных планеров, в том числе планеры: «А-7» О. К. Антонова - на семь бойцов или 2000 кг груза, «Г-11» В. К. Грибовского на 11 бойцов или 1300 кг. А наш «КЦ-20» поднимал 20 бойцов или 2200 кг. Всю войну они неплохо работали. Вы спросите Сергея Анохина, за что он свой первый боевой орден получил?..
Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это сделали тяжелые планеры. На Калининском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения саперов-подрывников. При форсировании Днепра планеры доставили большой воздушный десант под Черкассы. Но более всего потрудились планеры, помогая партизанским отрядам. Иногда до 15 тяжелых планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы. Обратно не возвращались - партизаны их сжигали. Но однажды надо было срочно вывезти на Большую землю двух тяжелораненых партизанских командиров. В самолет носилки не помещались. Тогда вызвали самолет-буксировщик, и летчик - впоследствии наш знаменитый ас - Сергей Николаевич Анохин, уложил раненых в планер, сумел взлететь с крошечного лесного аэродрома. За этот полет вместе с пилотом буксировщика Желютовым Анохин был награжден орденом Красного Знамени…
Интересно, что фашисты так ни одного планера и не подбили, ни один человек на них не погиб…»
Скупые строки этой хроники Великой Отечественной войны не отражают прямой связи с Серпуховым-планерным. Но планер «Г-11», как и все другие конструкции, Грибовский конструировал здесь, в Серпухове, когда работал инструктором «Стрельбома» и строил свои первые аппараты. Планер был надежным. Все полеты в далекий тыл с доставкой грузов партизанам, десантированием разведгрупп, были успешными.
«В Саратове была создана специальная военная планерная школа, где аэроклубовцы проходили ускоренный курс обучения. В те годы были приняты на вооружение десантные планеры «Г-11» (В. Грибовского), «А-7» (О. Антонова) и «КЦ-20» (Д. Колесникова и П. Цыбина). Молодых сем-надцати-восемнадцатилетних ребят учили летать опытные асы Сергей Анохин, Виктор Ильченко, Леонид Петрянов, Павел Савцов и другие. Саратовская планерная школа направила на фронт сотни прекрасно обученных планеристов, смелых и дерзких.
Интересна судьба преподавателей планерной школы. Виктор Михайлович Ильченко не расстался с планеризмом и после разгрома врага. С десантной машины он снова пересел на спортивный планер и добился немалых успехов…
Планеристы-десантники участвовали во многих боевых операциях. Они летали в осажденный Ленинград, перевозили пушки, минометы и боеприпасы на правый берег при форсировании Днепра, оказывали помощь танкистам под Сталинградом…»
Эта газетная публикация связана с послевоенным развитием планеризма в Серпухове. Здесь преподаватель планерной школы В. М. Ильченко пересел с десантной машины на спортивный планер.
«… Виктор Михайлович Ильченко, - говорится в историческом исследовании «Боевые аэросцепки», - заместитель начальника школы, непосредственно с курсантами занимался редко, но был примером для них как человек - всегда элегантно одетый, выдержанный, спокойный - и как летчик-виртуоз, один из первых пилотов нашей страны. Вся его жизнь в авиации, любовь к небу служили примером для молодежи.
Имя Виктора Михайловича Ильченко - одно из главных и в списке лучших военных летчиков страны. Еще в 1940 году он успешно освоил истребитель И-16, затем И-153 и МиГ-3. В Северной Буковине встретил первый час войны. После контузии и излечения в госпитале его направили в Саратов. Здесь он работал сначала летчиком-испытателем, затем стал заместителем начальника СВАПШ (Саратовской авиационной планерной школы).
Высокое звание «Учитель» Виктор Михайлович до сих пор сохранил в памяти сотен летчиков и ветеранов авиации нашей страны. Он поднимал в небо более 100 летательных аппаратов разных систем, владел и иностранной техникой. Так, например, он освоил трофейные немецкие самолеты и по приказанию штаба ПриВО вылетал в боевые авиадивизии, где молодым летчикам-истребителям демонстрировал полеты на Ю-87, знакомил с расположением огневых точек вражеского самолета и определял позиции и ракурсы, с которых можно атаковать и успешно сбивать немецких стервятников.
Имя Виктора Ильченко высоко стоит и в славном ряду летчи-ков-испытателей нашей страны. Он испытывал летательные аппараты авиаконструкторов О. Антонова, Г. Грошева, Е. Емельянова, В. Грибовского и других. По просьбе С. Королева принимал участие в облете его тяжелого планера СК-9. Лишь узкий круг лиц знал, что этому планеру суждено стать советским ракетопланом РН-318-1, прообразом реактивных самолетов и ракетных лабораторий для полетов в стратосферу…»
Послевоенное возрождение планеризма, как и все другие направления деятельности аэроклуба, шло с большими трудностями. Реорганизация аэроклуба внесла коррективы в работу всех отделений. Планерному звену была поставлена задача: готовить только спортсменов, — обучение планеристов другого профиля было исключено из программы. Несмотря на это серпуховские планеристы оставались на высоте. У них был опытный учитель - В. М. Ильченко, знаменитый планерист 30-х годов, заслуженный мастер спорта, неоднократный рекордсмен. Под руководством умелого наставника и мудрого воспитателя вначале была сформирована команда планеристов Московской области, затем - сборная планеристов РСФСР.
На опыте сильнейших спортсменов быстро растут молодые кадры. Это - мастера планерного спорта В. И. Чувиков, А. Н. Ларин, О. С. Суслов, Н. С. Фетисов, В. А. Лякин, П. П. Журавлев. Двое из них - В. И. Чувиков и О. С. Суслов стали членами сборной команды СССР, длительное время успешно выступали в нашей стране и за рубежом.

Дария Грин

23.07.2018 : 737 : 0

Blog как выбрать планер

"Всем великим переменам предшествует Хаос"

Любому эффективному планированию предшествует решение внутренних проблем

Я повторяю и буду повторять всегда:

Планирование это не просто списки, это баланс вашей личности, ваших желаний и возможностей (материальных в последнюю очередь).

Ниже я дам пошаговую инструкцию, как выбрать самый удобный для себя планер.
А сейчас лови состав нашего планера:
- Planner Green:
- Инструкция по заполнению и ведению планера;
- Лайфхаки и фишки планирования
- Инфоблок (важные даты, бюджет подарков, книги к прочтению и тп)
- Сам планер (развороты месяцев+ по 5 разворотов недель на каждый месяц)

ВОТ несколько шагов для выбора самого удобного варианта:

ШАГ 1
Выбери себе самый удобный формат: выбери самый удобный формат. Что тебе ближе, отрывной планер в котором удобно писать, отрывать листики как в отрывном настенном календаре и двигаться дальше. Планер на кольцах: подобен отрывному планеру, но тут ты можешь убирать или добавлять листы по своему желанию. Третий вариант: на пружинке. Самый простой и удобный для многих, т.к. все всегда с собой и перед глазами.

ШАГ 2
После того как ты выбрала себе формат планера, выбери себе формат внутреннего блока. Что тебе удобнее всего: разворот на неделю, либо ежедневные развороты.

В развороте на неделю ты можешь выбрать горизонтальную, вертикальную раскладку, раскладку по векторам и секторам, раскалдку по равнозначным кубикам, просто разлинованные страницы.

В ежедневном варианте ты можешь выбрать датированный, не датированный, разделенный по времени, с выделением приоритетов, с ежедневным планированием меню, покупок, бюджета. Все это может быть на развороте на день.

ШАГ 3
После этого, самое простое, выбрать себе дополнительный блок.
Это может быть:

Планирование бюджета,
-планирование меню,
-планирование покупок,
-планирование учебы
-и всех домашних дел,
-смм планер,
-мамин планер,
-любой блок, который дополнит твой стандартный состав. Это будет очень удобно, т.к. в главном блоке ты планируешь основные дела и приоритеты, а в дополнительном блоке всё структурировано и систематизировано для каждой сферы

Всем отличного понедельника, друзья! "Понедельник - день тяжелый"? А вот и нет, если все спланировать (и даже запланировать долю спонтанности;)) и почитать интересную статью о планерах от нашего гостя.


Привет, давайте знакомиться!

Меня зовут Настя, и я планероголик уже не знаю в какой степени. Сама я энергичный, но в тоже время иногда скромный человек. Живу в городе сопок и мостов - Владивостоке. Очень люблю этот город за энергию и море. С декабря 2013 года увлекаюсь скрапбукингом. С 2015 года начала вести первый красивый планер. После этого "Остапа понесло". С 2015 года по нынешнее время я сменила уже около 6 планеров (не могу найти идеальный). В январе 2017 решила открыть блог , где будет публиковаться информация о планерах, ежедневниках, методах планирования и аксессуарах к ним. Так же в этом блоге может опубликовать свою статью любой русскоязычный желающий на тему планирования. Хотелось создать платформу , где бы можно с легкостью прочитать информацию на понятном тебе языке. У меня также есть Ютуб-канал, где я рассказываю о планировании и скрапбукинге.

Сегодня мы поговорим про виды планеров, их особенности и методы заполнения.

У меня есть стопочка моих планеров. Некоторые из них покупные, а некоторые я сделала сама.

Я сняла небольшое видео, в котором рассказываю всё об этой статье и показываю некоторые моменты, которые не смогла показать на фотографиях, поэтому обязательно посмотрите видео.


Первые три планера, о которых я хочу вам рассказать - это планеры на кольцевых механизмах . У меня это планер от Webster"s Pages и два планера от Love Doki. Они из козжама, и их страницы соединяются с помощью кольцевого механизма. Внутри у них есть кармашки для карточек, визиток и разного декора. Закрываются они на кнопку. Они являются типичными представителями планеров на кольцевом механизме. Эти планеры отличаются по своей сути лишь размерами. К примеру, маленький планер можно легко положить даже в маленькую сумочку, планер формата Personal также можно положить в сумку, но она будет уже немного большего размера, а вот большой планер формата А5 лучше держать на рабочем месте, чтобы не носить такие тяжести с собой.

В принципе такие планеры очень удобны тем, что с помощью такого кольцевого механизма можно менять листы местами. Кстати, такой планер можно сделать самим . Вам всего лишь необходим сам механизм , кожзам или ткань для защиты своих записей, швейная машинка, чтобы все хорошо держалось и, конечно же, кое-что еще , но это уже детали.

Планеры на дисках . Одним из ярких представителей таких планер является Happy Planner. У меня есть Классический, мини-планер, и мини-фитнес планер.

В чем их различия?! В их размере и наполнении. У классического дискового планера вертикальная разлиновка внутри. Это очень удобно, знаю по себе, но он большой и громоздкий, каждый день не потягаешь с собой на работу, однако он будет хорошим помощником где-то в одном месте: или у вас на работе для рабочих заметок, или дома, для домашних и творческих забот. Мини-планер меньше по размеру и у него горизонтальная разлиновка листов. Мини-фитнес-планер предназначен для планирования своего питания, но вы легко можете его переделать в мини-планер с вертикальной разлиновкой, как сделала это я. Мини-формат Happy Planner очень удобен тем, что он легкий и маленький. Такой планер легко поместится в среднестатистическую сумочку девушки, а так же он не придаст сумке большого веса, как это сделал бы планер на кольцевом механизме.

В чем же фишка этих планеров? В самих дисках!


С помощью специальных прорезей листы вашего планера крепятся на этих дисках. Его можно легко листать, разложить горизонтально и даже полностью развернуть. Это очень удобно при записи дел.

Не думайте, что такой планер нельзя сделать самим!!! Очень даже можно! Самое главное это диски. Сейчас их можно приобрести в России или на заграничных сайтах. Конечно же, вы подумаете, а как же нам сделать эти уникальные прорези в листе, чтобы вставить туда диски, это еще проще! Во-первых, в магазине "Мемуарис" недавно появились специальные дыроколы от We R Memory Keepers . Во-вторых, можно взять обычный дырокол на одно отверстие, проделываете эти отверстия в своих листах на равном расстоянии от края листа, а потом просто от края до отверстия прорезаете бороздку. Главное, чтобы бороздка не была сильно узкой и сильно широкой. Далее так же вставляете диски в эти отверстия, как и в оригинальном планере. Когда диски вставлены, совсем не видно, что они сделаны своими руками.

Потом вы можете сделать обложку заламинировав лист скрапбумаги и проделать с ней такие же манипуляции что и с листами, и у вас получатся отличный планер.

Кстати диски бывают 3 размеров: большие, для масштабных записей и проектов, средние для повседневных записей и маленькие для мини-формата.

Следующий вид планеров - это traveler"s notebook или Мидори планеры . У меня есть такой самодельный планер. Их особенность заключается в том, что этот планер состоит из тетрадочек, которые крепятся к планеру с помощью резинок. Также он закрывается с помощью резинки. Такой планер очень удобно вести для своего дневника или когда у вас много разных проектов. На каждый проект своя тетрадь.

Как видите такой планер очень просто сделать самим. Надо лишь взять ткань или кожзам или кожу, сшить из них необходимого размера обложку, ее кстати можно оставить мягкой, это предает планеру некую небрежность, и, проделав отверстия в корешке, вставить туда резинки. Не забудьте про резинку, которая будет закрывать ваш планер.

Тетрадки для такого планера так же можно сделать самим, просто прошив листы бумаги на машинке или закрепив их степлером.

Еще у меня есть гибрид тревел бука и планера на кольцевом механизме. Он вобрал в себя все классные фишки этих планеров. В этом планере есть кольцевой механизм, что позволяет легко менять листы местами, а закрывается он с помощью резинки, что позволяет впихнуть в этот планер много всего, и из него ничего не выпадет.

Следующий вид планера, о котором я бы хотела написать, это планер на пружине . Такого планера у меня нет, но я покажу его на примере смэшбука. Такие планеры можно легко начать вести, купив обычную толстую тетрадь на пружине и разлиновав там листы под свои нужны. Также его можно сделать с помощью брошуровщика , если он у вас есть и если покупная тетрадь вас не совсем устраивает. Кстати, не думайте, что если Вы сделаете такой планер, то Вы не сможете вытаскивать или менять местами страницы. Это очень легко делать. Надо лишь сделать разрез от края страницы до отверстия в листе, то есть не бороздку вырезать, как при дисках, а просто сделать рез. Тогда вы можете легко вставлять и вытаскивать ваши страницы не боясь, что они выпадут.

И конечно, не забудем вспомнить и упомянуть обычный планер с сшитыми листами . Одним из самых популярных планеров такого типа являются Молескины (Moleskine) и подобные им. В таких планерах очень удобно вести булет джорнал (bullet journal). Но если вы не хотите покупать Молескин, то вы можете купить просто обычный блокнот или сшить блок самим и вести его, как вам удобно.

Листы для самодельных планеров можно разлиновывать и украшать самим, а можно это сделать в иллюстраторе, а потом распечатать. Сейчас очень много девочек делают красивые листы для планеров, которые можно скачать и распечатать. Такие листы можно закрепить, с помощью дисков, с помощью кольцевого механизма, с помощью пружины и, конечно же, просто сшить в блокнот.


Имеются разные методы заполнения планера.


В первую очередь, планер - это инструмент для отслеживания и фиксации своих задач на бумаге. Это позволяет визуально оценивать ситуацию.


Во вторую очередь, планер - это наша память. Любой планер или ежедневник - это дневник памяти. То есть пролистав назад страницы вы можете вспомнить, что Вы делали в тот или иной промежуток времени.

Сейчас вводится такая тенденция заполнения своего планера частично задачами на каждый день и частично заполнения его потом по факту выполненными делами и фиксации событий, которые произошли в этот день, т.е. своего рода ежедневник с Project Life.

Сейчас почти к каждому планеру можно докупить файлики, как в Project Life. Или, к примеру, взять большой планер как Happy Planner и заполнять его.

Не всегда наши дела на день составляют полный объем клеточки отведенной под этот день. Значит остальную часть можно заполнить фотографиями или заметками о этом дне.

Заполнять свой планер можно в вертикальной или горизонтальной разлиновке.

То есть если Вы привыкли составлять списки, как это делаю я, то Вам подойдет вертикального исполнения планер, если же у Вас не очень много дел на день и у Вас размашистый почерк, то думаю Вам подойдет горизонтальная разлиновка. Если же у Вас и почерк большой, и записи Вы ведете в виде списка, то Вам подойдет разлиновка "одна страница - один день", или на одной странице 4 дня.

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер - это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»-большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей - «А-1». Размах крыла этой модели-1 000-1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете - не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки - 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая-250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300-400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла - лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина--650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

Желание летать по воздуху было у людей, кажется, всегда, именно оно и подтолкнуло ученых на создание многих чудесных летательных аппаратов, но не все из них были безопасными, могли летать на дальние расстояния. Среди них - и такой удивительный аппарат, как планер, который актуален и по сей день. Он дал начало целому виду спорта, в рамках которого проводятся соревнования. Многие слышали о нем, но даже понятия не имеют, что он собой представляет.

Что такое планер?

Это своего рода безмоторный вес которого намного тяжелее воздуха. Движение в нем происходит под воздействием собственного веса. Планер совершает свой полет, используя аэродинамическую силу воздушного потока на своем крыле. Он словно парит в воздухе. Имеются различные модели этого устройства: по количеству посадочных мест - одно-, двух- и многоместные; по назначению - учебные, тренировочные и спортивные. Двигатель планераотсутствует, это наиболее простой летательный аппарат.

Для взлета применяют самолет-буксировщик, который прикрепляет его к своему борту при помощи троса. После подъема буксировщика в воздух взмывает и планер. Потом они отцепляют трос, аппарат летит в одиночестве. Многие отмечают, что полеты на планере просто великолепны, ведь все происходит в тишине, без надоедливого гула мотора. После того как новичок распознает на практике, что такое планер, ему хочется совершать на нем полеты вновь и вновь.

Различают два варианта полетов на этом аппарате: парение и планирование. Планирование - это полет планера со снижением, который очень схож по ощущениям со стремительным спуском на санях либо на тележке по крутому склону. Парение предполагает применение которая создается при помощи воздушного потока и поддерживает летательный аппарат во время движения в воздухе.

Немного истории

Именно полет на планере и открыл человечеству новые возможности парения в воздухе, ведь до изобретения самолета еще было очень далеко. Эти летательные аппараты раньше не располагали ни кабинками для летчиков, ни выдвигаемым шасси. В некоторых моделях пилот просто лежал на платформе либо управлял самолетом, стоя на руках, при помощи движений собственного тела. Кончено же, это вызывало определенные неудобства во время совершения полетов. Эти летательные аппараты смогли сохранить свою актуальность и в настоящее время.

Многие любители задумываются над тем, как сделать планер своими руками.Неплохо было бы иметь подобный аппарат в своем арсенале для личных полетов. Такому изобретению очень обрадуются дети и найдут его неплохой игрушкой. А полет на планере реальных размеров может подарить массу прекрасных ощущений легкого парения в воздухе.

Выбор подходящей модели

Самодельный аппарат должен непременно обладать некоторыми важными качествами, которые можно выяснить при изучении подходящего варианта в магазине.

Как будет выглядеть планер? Новичку в этом деле зачастую бывает непросто добиться правильности конструкции, именно поэтому так важно придерживаться общих правил.

Тем, у кого минимум опыта в конструировании, будет довольно сложно смастерить модель, поэтому рекомендуется подобрать что-то легкое, но обладающее не меньшей элегантностью, чем покупные аналоги. Существует лишь две основные конструкции этого летательного аппарата, для создания которых не потребуется особых усилий и затрат. Именно по этим причинам они будут наиболее оптимальным выбором.

Первый вариант базируется на принципе конструктора, он собирается и взмывает в воздух прямо на месте проведения испытаний.

Второй вариант является сборным, имеет целостную конструкцию и обладает устойчивостью. Его создание - работа довольно кропотливая и тяжелая. Не каждый планерист в состоянии смастерить такой.

Чертеж планера

На начальном этапе нужно произвести расчеты и тщательно все продумать. Тем, кто хочет сделать планер своими руками, чертежиготового плана нужно просмотреть. Также необходимо заранее определиться с материалами, которые будут применяться в будущей конструкции.

Для разных моделей планеров необходим вполне стандартный набор ресурсов: небольшие брусочки из древесного массива, шпагаты, качественный клей, потолочная плитка, небольшой кусочек фанеры.

Величина первой модели

Первая конструкция планера будет довольно легкой, его узлы скрепляются при помощи обычных канцелярских резинок и клея. Именно по этой причине необязательно здесь соблюдать точность в конструировании. Нужно придерживаться нескольких основных правил:

  • общая длина планера не должна превышать 1 метр;
  • величина размаха крыльев - максимум полтора метра.

Остальные детали - на усмотрение планериста.

Формат второй модели

Здесь действительно стоит задуматься о качестве изготовления модели. Очень важно, чтобы все детали были просчитаны до миллиметра. Чертеж планера должен соответствовать созданной модели, иначе в воздух конструкция не взмоет. Эта модель должна обладать следующими параметрами:

  • максимальная длина самолета - до 800 мм;
  • ширина размаха крыла составляет 1600 мм;
  • высота, куда входят размеры фюзеляжа и стабилизатора, составляет до 100 мм.

После того как все нужные величины выяснены, можно смело приступать к моделированию.

Тренировка - половина успеха

До того как начинать конструировать реальные летательные агрегаты, можно потренироваться и соорудить планер из бумаги.Можно сделать его из небольшого бумажного листа и спички, он будет прекрасно летать. Надо лишь отрегулировать небольшой грузик из пластилина на носу у модели. Для этой простой конструкции понадобится тетрадный лист бумаги, ножницы, спички, кусочек пластилина.

Для начала нужно по шаблону вырезать корпус планера, после чего загнуть крылья по пунктирной линии вверх. Далее аккуратно приклеить спичку на внутреннюю часть модели таким образом, чтобы головка спички выступала за нос центра крыла и не имела выступов сзади. После высыхания клея и фиксации спички начинается процесс регулировки планера. Нужно подбирать для него грузик из пластилина таким образом, чтобы он регулировал процесс полета. Эту балансировку крепят на край спички.

Простая разновидность планера

Основу для планера (его крылообразную часть) вырезают из потолочной плитки. После этого создают прямоугольники из аналогичного материала. Делается это таким образом, чтобы хватило на все детали: крыло должно иметь размеры 70 х 150 см, горизонтальный стабилизатор - 160 х 80 см, а вертикальный - 80 х 80 см. Необходимо вырезать основные части предельно аккуратно.

Периметр нужно обтачать туалетной бумагой, чтобы все было предельно гладко и не имелось зазубрин. Каждый узкий и тонкий край нужно закруглить, так можно придать конструкции немного элегантности, ее аэродинамические свойства также улучшатся. Нервюры можно создать из простых щепок, только тщательно обточить и придать им нужную форму заранее. После всех этих манипуляций нужно аккуратно приклеить деревяшку к середине крыла таким образом, чтобы она не выходила за края. Основная часть уже почти готова.

Теперь нужно взяться за приготовление тела планера, эта конструкция довольно простая и состоит из тоненькой палочки и небольших стабилизаторов. Скругленные квадратики необходимо склеить вместе, чтобы вышло некое подобие буквы "т" в трехмерном измерении. Она прикрепляется к хвостовой части. При помощи таких манипуляций вы сделаете каркас, останется все прикрепить при помощи обычных канцелярских резинок. На помощь начинающему конструктору придет чертеж планера, опираясь на который, все можно качественно сделать.

Сложная модель летательного аппарата

Создать детский планер не составит труда и для новичков. А вот более серьезные модели требуют особых усилий и гораздо больше времени на конструирование. Поэтому людям, которые задаются вопросом о том, как сделать планерсамостоятельно, стоит изучить процесс построения летательного аппарата более детально. Это поможет создать надежную конструкцию. Имея готовую модель, новички смогут на практике оценить, что такое планер, какими преимуществами он обладает.

Игрушечная модель с небольшим мотором

Фюзеляж этой модели производится из тонко оструганных спичек и оклеивается обычной бумагой для папирос. Кусочек пластилина для регулировки укладывается в нос модели. Крылья, стабилизатор и киль вырезают из плотной картонной бумаги. Каждого, кто знает, что такое планер, может охватить сомнение, когда в его руках окажется эта "загогулина". Однако работа еще не завершена.

Теперь остается только расправить картонные крылья и закрепить на носу немного пластилина. После этого можно на практике проверить, как эта модель совершает полеты.

Возможности этой спичечной конструкции весьма ограничены, она совершает полеты со снижением, в воздухе может требовать постоянной корректировки. Гораздо интереснее запускать в воздух планеры, способные самостоятельно парить в воздухе, поэтому к ним можно дополнительно сделать резиномотор. На изготовление этой важной детали уходит не больше получаса. Для этого нужно аккуратно проделать в фюзеляже из спичек небольшие углубления, куда будут вставляться передний подшипник винта и задний крючок. Обе указанные детали создаются из обычной мягкой проволоки. Последнюю нужно аккуратно промотать нитью исключительно в местах ее стыка с фюзеляжем. Эти соединения тщательно промазываются клеем.

После этого нужно выстругать ножичком из рейки моторный винт, длина которого - 45 мм, ширина - 6 мм, а толщина - 4 мм. По центру винта нужно пропустить проволочную ось, конец которой загнуть крючком для будущего резиномотора. Две нити, вытянутые из бельевой веревки, можно использовать для резиномотора, накрутить их надо на 100-120 оборотов. Аппарат с таким простым двигателем будет взмывать в воздух очень быстро.

После того как новичок смастерит планер своими руками, чертежи посложнее ему уже не покажутся такими сложными. Успехов!

gastroguru © 2017