Как отказаться от тендера в письменном виде. Отказ от участия в тендере по приглашению заказчика

01.07.2016


В практике осуществления закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных нужд могут возникать ситуации, когда заказчику по тем или иным причинам нужно отказаться от своих планов по осуществлению конкретной закупки. В законодательстве о контрактной системе случаи, условия и порядок такого отказа прописаны достаточно четко - например, устанавливается, что при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок; с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС 1) извещения запрещается отменять закупку, осуществляемую через запрос предложений, и т.д. 2 . Кроме того, заказчик вправе отказываться от осуществления закупки и на более раннем этапе - еще до размещения в ЕИС извещения. Для этого ему необходимо не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения внести в установленном порядке изменения в план-график закупок 3 .

А вот в 223-ФЗ, который, как известно, по сравнению с 44-ФЗ носит в большей степени рамочный характер, аналогичных конкретных норм не содержится. Вернее, не содержится вообще никаких норм, которые были бы как-то связаны с отказом заказчиков от закупок. Единственное ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит только о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений 4 . Таким образом, определение «правил игры», связанных с отменой закупок, фактически целиком отдается на откуп самим заказчикам - предполагается (хотя нигде формально и не требуется), что такие правила они установят в своих положениях о закупке. Поэтому, скажем, поставщикам, желающим знать эти правила или желающим понять, был ли отказ заказчика от закупки правомерен, необходимо знакомиться с содержанием именно этих документов конкретных заказчиков. Самим же заказчикам необходимо очень тщательно относиться к изложению этих правил в своих положениях о закупке, чтобы в своих интересах максимально учесть все возможные ситуации.

Рассматривая возможности отказа заказчика от закупки по 223-ФЗ, необходимо различать три возможные ситуации:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем - уже после определения такого победителя.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС

Такой отказ является для заказчика наиболее «легким». Для его реализации достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Но нужно отметить, что вопрос о необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным. В соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций 5 - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Иными словами, если речь не идет о ликвидации последствий внезапного землетрясения и т.п., то заказчик вправе заключать договор на закупку товаров, работ или услуг только при условии наличия соответствующих сведений о данной закупке в плане закупки. Поэтому, например, если заказчик намерен осуществить новую закупку, сведений о которой нет в плане, или осуществить закупку большего объема, в другие сроки, на большую сумму и т.д., то он должен внести соответствующие изменения в план, чтобы иметь правовые основания для заключения договора. Если же наоборот «передумавший» заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой продолжают присутствовать в плане закупки, то законодательство здесь не нарушается. Отметим, что такой же вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика равно относится и к другим видов отказа (см. ниже). Но, тем не менее, учитывая дискуссионность этого момента, заказчику все-таки рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он намерен отказаться, из плана закупок.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС

Выборочный анализ положений о закупке показывает, что нередко заказчики устанавливают право принимать решение об отказе от проведения процедуры закупки «в любой момент». Конечно, это весьма удобная для заказчика формулировка.

Например,
именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, который установлен заказчиком в извещении о конкретной закупке. Отметим, что согласно данным ЕИС, ни конкурса, ни аукциона данный заказчик на момент подготовки статьи (май 2016 г.) в рамках 223-ФЗ никогда не проводил, поэтому в его случае на практике пока работает только норма «в любой момент».

Бывают и более «простые» решения.

Например,
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Иногда заказчик может конкретизировать случаи и условия отказа от проведения процедуры закупки.

Например,
в Положении о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения конкурса в любое время до даты окончания срока подачи заявок, но кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае: 1) отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования; 2) если отпала необходимость в закупаемых товарах, работах (услугах); 3) существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен либо был бы объявлен на значительно отличных условиях. Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Но встречаются и более строгие правила.

Например,
в Положении о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский) мы видим однозначные и четкие ограничения - от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен (положение предусматривает использование только этих 3 конкурентных способов закупки) заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,
в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок.

А вот
Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Но несмотря на то, что заказчики на практике могут вкладывать в свои положения о закупке самое различное содержание, им необходимо помнить о том, что существует еще и гражданское законодательство, которое также регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Кроме того, и в 223-ФЗ говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ 6 . И этим законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» 7 . Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Также отметим, что обычно в случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Хотя встречаются положения о закупке и без такой нормы.

Конечно, интерес заказчика заключается в том, чтобы иметь как можно больше свободы в возможностей для отказа от закупки после размещения извещения в ЕИС, и, как мы видим, законодательство дает ему здесь достаточно такой свободы. Поэтому оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона - в срок, обозначенный в извещении о закупке. При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Отказ заказчика от заключения договора

В своих положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

Так, например,
то же самое ОАО «НКО Роснефть» установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ никаких таких случаев пока не установлено, ничего не говорится о таких случаях и в федеральном законодательстве о защите конкуренции 8 .

А вот в гражданском законодательстве такие случае прописаны. В частности, в нем содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения» 9 .

Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса должна применяться. С другой стороны, в 223-ФЗ опять же не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона 10), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Но тем не менее, если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Да, не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Например,
в положении о закупке Дальневосточного федерального университета такой отказ предусмотрен только в случае применения запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Отметим, что данная норма никак не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (конкурсом или аукционом) 11 .

Таким образом, опять же с точки зрения интересов заказчика, оптимальным вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

Следует отметить, что на практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие такой нормы является важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством 12 .

Также нужно упомянуть, что заказчику не следует путать отказ от процедуры проведения закупки или отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки 13 , а скорее всего, и положению о закупке самого заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции, запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений 14 . После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

1 www.zakupki.gov.ru

2 Ст. 36 и ч. 5 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 П. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

4 П. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

5 Ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7 Ч. 4 ст. 448 ГК РФ.

8 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

9 Ч. 6 ст. 448 ГК РФ.

10 Ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 4 ст. 447 ГК.

12 Ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • принятие/непринятие отдельных замечаний и предложений;
  • аргументация непринятия отдельных замечаний и предложений;
  • формулирование собственного предложения по спорному вопросу;
  • изложение фактов, описание факторов, способствующих пониманию/принятию партнером позиции автора письма;
  • описание возможных последующих действий партнеров или/и автора письма в целях достижения консенсуса по спорному вопросу;
  • описание последующих действий автора письма в случае невозможности достижения компромисса;
  • выражение заинтересованности в сотрудничестве;
  • выражение надежды на достижение взаимопонимания, на успешное завершение подготовки текста договора и его подписание.

Примеры писем-отказов Письмо-отказ № 1 (в ответ на полученный от партнеров типовой договор) Коммерческому директоруОАО «Электрокомплект»М.И.

Письмо отказа поставщика от конкурса

Вы вынуждены отказать, но не хотите портить себе репутацию.Каждая из этих ситуаций потенциально опасна для вашего успеха. Но аккуратно составленное деловое письмо об отказе от участия в мероприятии поможет честно предупредить о своей позиции, не усугубляя текущего положения. Возможно, вы не укрепите отношения с партнером таким образом – но вы их и не испортите.
Отказы – нормальная практика в деловом мире. Чем раньше вы научитесь корректно их преподносить, тем лучше. Как оформить письмо-отказ? Реквизиты любого делового письма с официальным отказом соответствуют обычным реквизитам для делового письма фирмы.

Как грамотно написать письмо отказ

Внимание

Вместе с тем, если заказчик не внес изменения в документацию, а вежливый отказ от участия в тендере все же нужно организовать, то реализовать это несложно. В Законе о контрактной системе установлен запрет на подачу одним участником двух и более заявок. Таким образом, если участник подаст второе предложение от своего имени, в таком случае, на основании п.


4 ст. 78 44-

Важно

ФЗ, все документы будут возвращены без рассмотрения. Отзыв заявки в конкурсных процедурах В открытом конкурсе возможность изменить или отозвать свои заявки сохраняется до вскрытия конвертов или открытия доступа к ним в ЕИС (п. 3 ст. 52 44-ФЗ). ВАЖНО! Функциональная возможность принимать предложения в ЕИС заработает только 1 января 2019 года.


Уведомление об отзыве можно направить в той же форме, в которой заказчику были направлены документы для участия: в бумажном виде или как электронный файл.

Письмо-отказ

Письмо отказ должно содержать четкую формулировку отказа + четкое объяснение причин, по которым принято решение отказать: «Несмотря на технически грамотный проект, мы вынуждены пока отказаться от Ваших услуг. Поскольку затраты, которые будет вынуждена нести наша компания, как в период окупаемости проекта, так и после, превосходят наши текущие затраты» «При этом мы приняли решение о невозможности в данный момент принять Ваше предложение. Это связано с тем, что …» «К сожалению, в данный момент позитивное решение принято нами в пользу другого кандидата, чей профессиональный опыт более соответствует объему и сложности решаемых в данной должности задач».
6.

Письмо отказ от предложения (образцы)

Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.

  • При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  • В заключение подпишите письмо и датируйте.
  • Письмо-отказ от участия в мероприятии При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем - обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем - подпись и дата.

Отказ от участия в тендере

Например: Уважаемый Олег Олегович! или Уважаемый г-н Макаренко! или Уважаемая г-жа Митрофанова! Если сомневаемся даже в фамилии адресата, пишем просто «Уважаемые господа!» В отличие от письма-предложения или жалобы, письмо-отказ пишется тольков ответ на чужое письмо или официальный запрос. Когда вы составляете текст такого письма, стоит учитывать, что оно обязательно должно содержать ссылку на запрос, которая ставится в начале текста или (что еще лучше и абсолютно правильно) выносится в специальный реквизит – в специальные отметки, расположенные под полями для номера письма и даты: № На от - здесь и пишутся данные запроса. Если на бланках вашей компании таких специальных полей не предусмотрено, с ссылки на письмо-запрос начнется первый абзац отказа: В ответ на ваше письмо от 01.07.2015 №434 сообщаем, что… Прежде чем отказать, необходимо выразить сожаление по этому поводу.
Затраты по рискам, от которых избавляет Ваш проект, в данный момент меньше затрат по проекту.Указание на то, что предложение адресата было внимательно изучено. Комплимент по поводу предложения. Четкое объяснение причин, по которым принято решение ответить отказом. Поэтому, несмотря на технически грамотный проект, мы вынуждены пока отказаться от Ваших услуг.

Инфо

Комплимент по поводу предложения. Внятная формулировка отказа. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем вернуться к этому проекту и продолжить сотрудничество. Упоминание о возможных альтернативах. С уважением, Сергей Иванов Начальник отдела закупок непроизводственных материалов ТОО «Технология» Уверена, что письма-отказы, написанные в соответствии с предложенной структурой, имеют все шансы характеризовать автора такого письма (компанию) как грамотного, корректного, цивилизованного делового собеседника.

Юридическая консультация

Если вы отсылаете письмо по почте или с помощью факса, обязательно придерживайтесь следующих правил:

  • Пишите ответ только на фирменном бланке организации.
  • Убедитесь, что отказ заверен либо генеральным директором, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия.
  • Обязательно зарегистрируйте отказ, чтобы он имел официальную силу.

Если вы отправляете отказ по электронной почте, то большое значение имеет заголовок. Он позволяет составить первое впечатление о письме, и во многом задает настроение от прочтения. Если вы уверены, что ваш ответ будет прочитан, и планируете дальнейшие деловые отношения с адресатом, то постарайтесь избегать негативных формулировок в заголовке. Вполне вероятно, что у вашего корреспондента не появится желания открывать письмо с заголовком вида «Отказ от участия в мероприятии», поэтому лучше использовать более нейтральный вариант.

Как выразить отказ от участия в мероприятии в деловом письме

Например: «О мероприятии», «Об участии в семинаре» и так далее. Содержание письма с отказом Чтобы вежливо выразить отказ от участия в мероприятии в деловом письме, необходимо соблюдать все нормы делового этикета. Обязательно начните с обращения, при этом ориентируйтесь на данные, указанные в приглашении.
Если вы знаете имя и отчество корреспондента, то можно воспользоваться приветствием вида: Уважаемый Николай Николаевич! Бывает и так, что известны только фамилия и инициалы отправителя. В этом случае стоит ограничиться фамилией и принятым в России деловым обращением (господин, госпожа): Уважаемый г-н Николаев! Использовать инициалы не следует: это не только неряшливо смотрится, но и невежливо.

На основании вышеизложенного мы вынуждены выразить свое несогласие с Вашим предложением по включению в текст договора односторонних штрафных санкций к Исполнителю. Если Ваша позиция по этому вопросу не будет Вами пересмотрена, мы будем вынуждены настаивать на включение встречных штрафных санкций к Заказчику за несоблюдение сроков предоставления информации по объектам рекламы и сроков прохождения этапных платежей. Мы надеемся, уважаемый Олег Денисович, что возникшие разногласия будут успешно преодолены.

По нашему мнению, согласование договора находится на завершающей стадии и его подписание может состояться до конца января текущего года. С наилучшими пожеланиями и глубоким уважением, Генеральный директорЗАО «Рекламное агентство «Вымпел»»М.В. Баринова Письмо-отказ № 6 (в ответ на полученные от партнеров формулировки отдельных пунктов договора) Генеральному директоруООО «Партнер»Б.Т.

  • Главная
  • Тендер

Разберемся, как оформить отзыв для разных процедур, а также изучим образец письма об отказе участия в тендере. Отзыв заявки в электронном аукционе Поскольку электронные аукционы проходят при посредничестве электронной площадки (ЭТП), то, чтобы реализовать право отозвать предложение, нужно направить уведомление оператору (ч.14 ст. 66 44-ФЗ). Как правило, сделать это можно на площадке в один клик, нажав на кнопку «Отозвать».

Обратим внимание, что это необходимо сделать до окончания приема предложений.
Если послание было отправлено от имени фирмы и об адресате неизвестно ничего, то используется универсальное «общее» обращение «Уважаемые господа!» Этого достаточно, чтобы выразить уважение при отсутствии других данных. Даже если вы отвечаете на письмо по электронной почте, позаботьтесь о том, чтобы уведомить отправителя, на какое именно обращение направлен заказ. Вы можете оформить эти данные двумя способами: либо вынести ссылку на запрос в отдельном реквизите под номером и датой письма (обычно такие реквизиты присутствуют в общих официальных бланках), либо сообщить эти данные в начале обращения. Если вы выбрали второй способ, то письмо должно начинаться со следующих строк: В ответ на ваше письмо от 01.02.2017 №341 сообщаем, что… Желательно не сообщать об отказе «в лоб», особенно если данные о письме вы прописали в реквизитах. Первые строки обязательно должны иметь позитивное содержание.

Учитывая то, что основания для отказа в участии в торгах являются одинаковыми как для конкурса, так и для аукциона, то рассматривать причины отказа мы будем на одной из форм проведения торгов, проводимых в форме открытого конкурса при размещении заказа на поставку товаров.

Отметим, что условия допуска к участию в торгах определены в статье 12 Закона N 94-ФЗ. Из пунктов 1 и 2 указанной статьи вытекает, что перечень оснований влекущих за собой отказ в допуске к торгам является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Рассмотрим каждую из причин отказа подробно для участников размещения заказов, претендующих на участие в торгах, проводимых в форме конкурса с целью заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

В первую очередь причиной отказа в допуске к участию в конкурсе выступает непредставление документов, требуемых Законом N 94-ФЗ от участника размещения заказа или же наличие в представленных документах недостоверных требований.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ вытекает, что конкурсная комиссия не вправе допускать участника размещения заказа на поставку товаров к участию в конкурсе в случае непредставления им документов, определенных пунктом 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, прямо указанных в данной норме закона), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, на поставку которых размещается заказ.

Обратимся к пункту 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, в соответствии с которым заявка участника размещения заказа на поставку товаров должна содержать «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ//Российская газета.-2005.-№167. (в ред. От 12.12.2011 г. №426-ФЗ)//СПС Консультант Плюс:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

Фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для организаций), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для индивидуальных предпринимателей), номер контактного телефона;

Полученную не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию (для организаций), полученную не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из ЕГРИП или ее нотариально заверенную копию (для индивидуальных предпринимателей), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;

Документ, подтверждающий полномочия руководителя организации действовать от имени компании без доверенности (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность руководителя). Если при размещении заказа от имени организации действует лицо, отличное от руководителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать доверенность на осуществление действий от имени организации, заверенную печатью фирмы и подписью руководителя (уполномоченным этим руководителем лицом), либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным на то руководителем организации, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

Копии учредительных документов организации;

Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара и прочее. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

Документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения);

Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, такие товары, являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией;

Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закон N 94-ФЗ, в случае, если такое требование установлено заказчиком;

Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации.

3.1) Заявка на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.

Пункт 4 статьи 25 Закона N 94-ФЗ прямо указывает на то, что отказ по данному основанию может быть правомерен лишь в случае непредставления тех документов, на которые прямо указывает сам Закон N 94-ФЗ. Поэтому если в конкурсной документации содержится указание на представление, каких либо иных документов, не поименованных в пункте 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, то отказ в допуске к конкурсу можно оспорить в суде.

Заметим, что закон запрещает требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов, следовательно, к заявке участником прикладываются копии документов, причем нотариально заверенные копии представляются, только по тем документам, на которые прямо указывает сам Закон N 94-ФЗ, например, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Поэтому, если в случае отказа в допуске к торгам из-за того, что к заявке приложены копии учредительных документов, не заверенные нотариально, то отказ в допуске к торгам будет неправомерен. Аналогичный вывод следует из Письма УФНС РФ по городу Москве от 30.08.2006 г. N 09-14/076085. Подтверждает мнение налоговиков и судебная практика, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2010 г. по делу N А57-356/2010, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2007 г. N Ф03-А73/07-1/5883 по делу N А73-2006/2007-19 и другие.

О том, что требование о представлении участником размещения заказа иных документов, не поименованных в пункте 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, противоречит нормам закона, указывает Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2010 г. по делу N А31-3978/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2010 г. по делу N А12-25929/2009 и так далее.

Причиной отказа по данному основанию может стать и несовпадение сведений, в представленных участником размещения заказа документах, что подтверждает, например, Постановление ФАС Московского округа от 01.11.2010 г. N КГ-А40/12882-10 по делу N А40-5982/10-149-90, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2010 г. по делу N А05-3476/2010 и другие.

Неправильная расшифровка подписи в представленных документах не может служить причиной для отказа в допуске к торгам, на что в частности, указывает Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2010 г. по делу N А45-2840/2010.

Вторым основанием для отказа в допуске к торгам в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ выступает несоответствие требованиям, установленным статьей 11 Закона N 94-ФЗ.

Указанной статьей Закона N 94-ФЗ установлены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, причем в ней определены как обязательные требования, так и дополнительные, которые заказчик предъявляет инициативно.

Состав обязательных требований приведен в пункте 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, к ним относятся:

Соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов. Так, например, если деятельность поставщика товаров или их производителя является лицензируемой, то наличие лицензии является обязательным;

Непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

При этом законом прямо указано на то, что участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Исходя из перечня дополнительных требований, определенных пунктом 2 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, можно сказать, что в отношении участника размещения заказа на поставку товаров заказчиком может устанавливаться такое дополнительное требование как отсутствие в предусмотренном Законом N 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа. Если дополнительное требование установлено, то оно в обязательном порядке включается заказчиком в конкурсную документацию.

Заметим, что состав требований, предъявляемых к участнику размещения заказа, является исчерпывающим и не подлежит расширению.

Причем конкурсная комиссия обязана лишь проверять участника на соответствие обязательным и дополнительным требованиям и не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям. Запрещено это делать и заказчику. Аналогичные разъяснения содержаться в Письме Минэкономразвития от 25.05.2006 г. N Д07-997.

Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что нередко заказчиком устанавливается требование о документальном подтверждении соответствия участника размещения заказа требованиям статьи 11 Закона N 94-ФЗ. Причем в большинстве своем суды считают такие действия заказчика правомерными, соглашаются с судьями федеральных округов и суды высших инстанций, на что, в частности, указывает ВАС РФ в своем Определении от 13.02.2008 г. N 1576/08.

Третьим основанием отказа в допуске к торгам является непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.

В целях защиты своих интересов от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков, заказчиком при проведении открытого конкурса может устанавливаться требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В отношении таких участников размещения заказа, как субъекты малого предпринимательства, размер указанного обеспечения ограничен 2% цены лота. Если денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается заказчиком в конкурсной документации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ если заказчиком установлено требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, то заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе - платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копию такого поручения.

Последняя причина, по которой конкурсная комиссия вправе отказать участнику размещения заказа в допуске к торгам выступает несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара и так далее.

Если нарушения в заявке участника являются по своей сути формальными, то отказ конкурсной комиссии о допуске к торгам участник размещения может оспорить в суде. О том, что шансы отстоять свое право на участие в конкурсе являются весьма высокими, свидетельствует, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2010 г. по делу N А70-6966/2009.

Как следует из материалов указанного судебного решения, при подаче заявки на участие в торгах организация оформила заявку на участие в аукционе по форме, отличной от формы, предусмотренной документацией об аукционе. В результате заказчик отказал заявителю в допуске к торгам. Посчитав свои права нарушенными, организация-участник размещения заказа обратилась в суд. Исследовав материалы дела, арбитры указали на то, что действия организации в отношении удаления из формы заявки таблицы, подлежащей заполнению физическими лицами, означают лишь формальное нарушение формы заявки, в силу чего отказ участнику в допуске к торгам был признан неправомерным.

1. Письмо-отказ от участия в тендере. Образец

Почему организации отказываются от участия в тендере? В порядке вещей считается отказ фирмы от тендера. Бывает так, когда компания не может соответствовать всем требованиям, или же есть иные причины, при которых отказ является правильным решением руководства.

2. Частые причины отказа от тендера

Бывает, что сами организаторы проводят тендер со своей выгодой и поэтому присылают извещение менее чем за три дня до начала. Некорректное отношение к участникам со стороны организаторов действия приводит к массовой отписке.

Кроме этого, написать письмо-отказ от тендера компания может, если не соблюдены условия организации тендера:

    было приглашено более 6 фирм;

    не представлены условия тендера;

    махинации при выборе победителя;

    нет четко указанных сроков на подготовку.

3. Требования, что предъявляются к любому тендеру:

    вся информация о нем открыта для ее членов;

    со всеми участниками проводится разъяснительная работа;

    все заявки рассматриваю строго в соответствии с ФЗ.

Оценив выше изложенную информацию, компания может оценить свои силы и возможности своих конкурентов.

Заказчик описывает условия для фирм, участвующих в тендере. На подготовку к нему дается компаниям от 3 недель.

Что нужно для написания письма-отказа от участия в тендере? У каждой компании есть специальные бланки, которые заполняются в такой ситуации.

Для написания письма к организатору тендера необходимы:

  • документация компании, которой пришло приглашение;
  • условия для фирм, что будут участвовать;

    информация с уведомления;

  • реквизиты организатора торгов.

Если ваша компания еще не принимала участия в различных тендерах, или по каким-либо причинам вы не можете этого делать сейчас, вы просто не разбираетесь в этом, то можно обратиться за консультацией к специалисту. Он правильно сформулирует и заполнит бланк. Тогда ваш отказ будет выглядеть правильно, и репутация фирмы не будет задета.


Возникли сложности с заполнением формы КС-3?

Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

4. Действия при отказе от участия в тендере

Разберемся, что нужно делать, чтобы снять компанию с участия в тендере. Для этого необходимо следовать такому алгоритму действий:

    ознакомиться с организаторами и другими участниками, которые решили принять участие в данном тендере;

    оцениваем свои возможности относительно других компаний;

    удостоверяемся, что все требования соблюдены, и срок от полученного извещения до самих торгов – не менее 2 недель;

    в случае, если выше изложенные действия частично или полностью не соблюдаются заказчиком, то необходимо составить письмо-отказ от участия в тендере;

    оформляем отказ на бланке с реквизитами вашей организации. При заполнении формы в левом верхнем углу указываем реквизиты заказчика тендера, включая адрес, где располагается офис, и номера контактных телефонов. Зачастую заказчиком выступает генеральный директор или руководитель компании. Далее в правом углу должен располагается круглый штамп вашей организации. В случае отсутствия штампа указываются данные из учредительных документов и данные об организаторе компании. Кроме этого, прописывается адрес фирмы и контактный телефон. Указываем на документе номер и дату уведомления от заказчика. Пишем непосредственно обращение к организатору торгов.

Относительно статьи 43 44-ФЗ обусловлено право исполнителя отредактировать или отозвать заявку до завершения срока ее подачи.

Отзыв заявки на участие в электронном аукционе происходит на самой электронной площадке. Оно отправляется оператору торгов. Данное действие делается в один клик. Данное обращение от вашей компании должно поступить до окончания приема предложений.

Отзыв заявки в запросе котировок происходит, если заявка не была принята компанией до проведения котировок, описанных в части 1 статьи 77 44-ФЗ. В нем указано, что фирма не может одновременно участвовать в нескольких заявках.

Отзыв заявки в конкурсных процедурах производится, если необходимо отозвать заявку до открытия в ЕИС в пункте 3 статьи 52 44-ФЗ. Отзыв отправляется в том виде, в котором было отправлено уведомление.

5. Образцы писем для отказа от тендера

Письмо «Отказ от участия в тендере» не предполагает обязательной формы, которая была бы установлена законодательством. Все, что необходимо, так это соблюдать наличие всех информационных данных о заказчике и исполнителе.

Скачать образец письма-отказа от участия в тендере

Образец №1

Официальное уведомление

Название компании организатора, ФИО компетентного представителя, приглашает вас на тендер, что будет проходить в (адрес) и в определенное время.

Оговаривается форма одежды для приема.

Отпишитесь о вашем решении.

Образец №2

Наша компания (полное название) принимает ваши условия и прибудет на проведение торгов в указанное время и место.

Образец №3

Отказ от приглашения

(Название компании) весьма почтен за приглашение на участие в тендере, который будет проходить в (указанном месте и дате), но, к сожалению, мы не сможем участвовать в связи с запланированной встречей.

Указывается данные о сотруднике, который заполнял отказ.

6. Видео-инструкция проблемы участия в тендерах


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Принимая решение об участии в электронном аукционе, подавая заявку на участие, и, тем более, участвуя в самих торгах, участник берет на себя обязанность заключения контракта на условиях, установленных документацией и предложенных в заявке. Стоит обратить внимание, что данное обязательство касается только победителя аукциона.

Зачастую, как ни удивительно это звучит, участники не осознают до конца, в каких именно случаях они являются победителями и несут упомянутую обязанность.

Кто является победителем аукциона в соответствии с 44-ФЗ

Не стоит полагать, что для победы в торгах достаточно предложить наиболее низкую цену контракта. Определение победителя происходит отнюдь не только по результатам торгов.

Победитель определяется Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Заявки пяти участников, предложивших наиболее выгодную цену, проверяются на соответствие требованиям документации и законодательства. Более того, сами участники также проверяются на соответствие требованиям законодательства (если таковые имеются).

Проще говоря, для победы необходимо выполнение одновременно трех условий – соответствие заявки требованиям документации и законодательства, соответствие участника требованиям законодательства и самая низкая цена контракта. Таким образом, если вами сделано не самое выгодное ценовое предложение по результатам торгов, это не говорит о том, что вы не можете являться победителем.

Необходимо дождаться публикации протокола подведения итогов. Некоторые участники допускают ошибку, прекращая отслеживать закупку сразу после торгов, в результате чего оказываются застигнутыми врасплох при направлении карточки контракта в их адрес.

Обязанность подписания контракта

Как уже выяснилось, в том случае, если в соответствии с протоколом подведения итогов организация признана победителем аукциона, она обязана подписать контракт. Уклонение от подписания контракта в данном случае грозит определенными санкциями, а именно возможностью включения сведений о юридическом лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Принимая участие в торгах, разумно оценивайте ваши предпринимательские риски, возможности и размер прибыли при очередном шаге по снижению цены контракта. А также подробно изучайте результаты рассмотрения вторых частей заявок.

Случаи, когда возможно отказаться от подписания контракта

К сожалению, в закупках не всегда принимают участие добросовестные ответственные поставщики и подрядчики. Да и в целом, возможны различные форс-мажорные ситуации. В том случае, когда победитель уклонился от подписания контракта по тем или иным причинам, Заказчик имеет право направить контракт участнику, чье ценовое предложение является наиболее низким после победителя, при условии, что его заявка и он сам соответствуют требованиям.

Опять же, следует обратить внимание, что это только право Заказчика, которым он вполне может и не воспользоваться. Право выбора предоставляется и участнику. В данном конкретном случае организация вполне может отказаться от подписания контракта, не объясняя причин принятого решения.

Следует также отметить, что исходя из разъяснений Министерства экономического развития РФ, данное правило распространяется также на случаи, когда Комиссией или Заказчиком до подписания контракта сторонами установлено несоответствие участника требованиям законодательства.

gastroguru © 2017