Что является предметом логистики. Объекты логистики

История возникновения логистики.

С конца 20 века понятие логистики стало широко использоваться в экономике. Но сам термин логистика появился раньше. В Древних Афинах была специальная должность - "логист", в их обязанности входила проверка отче­тов др. служащих. В Древнем Риме под логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. В 9 веке н.э. в Византии логистика определялась как искусство снабжения ар­мии и управления ее перемещениями.

Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значени­я. Матема­тик Г.В. Лейбниц использо­вал этот термин в значении «математической логики». В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утвер­ждено определение логистики как математическая логика.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой вой­ны в области материально-технического обеспечения амери­канской армии. Во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она сформировалась как новое направление в области управлении матери­альными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве.

Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.

В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.

Определения логистики.

Не существует универсального определения логистики. Термин «логистика» трактуется в зарубежной и отечественной литературе по-разному. Слово «логистика» происходит от английского logistics , что означает «счетное искусство», «искусство рассуждения, вычисления». До наших дней дошли две трактовки понятия логистики: в трудах Лейбница такой термин использовался для обозначения математической логики; в военной области логистика означала искусство управления войсками, сочетающее управление материально-техническим снабжением, транспортным обслуживанием армии и определение мест дислокации войск. Сегодня логистику определяют как науку , процесс, концепцию и инструмент управления .

Логистика - наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика - процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

С позиций бизнеса логистика - это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Объект и предмет изучения логистики.

Объектом изучения и управления в логистике являются материальные потоки, и сопутствующие им информационные, финансовые и сервисные потоки.

Поток - это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения.

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции.

Сервисный поток - поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, сервисными и информационными потоками.

Информационный поток - это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

Предметом изучения в логистике является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Е.А. Сидорова

Логистика

Конспект лекций

Для студентов специальностей

080507 – "Менеджмент организации",

050501 – "Профессиональное обучение (экономика и управление)"

Новочеркасск 2008


Е.А. Сидорова

Логистика

Конспект лекций

Новочеркасск 2008


ББК У 40 я 7

Рецензент: канд. экон. наук, доц. Пелевина А.Б.

Сидорова, Е.А.

С 347 Логистика [Текст]: конспект лекций для студентов спец. 080507-"Менеджмент организации", 050501 – "Профессиональное обучение (экономика и управление)"/ Е.А. Сидорова; Новочек. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, 2008. – 93 с.

В лекциях рассматривается сущность логистики, ее составляющие (производственные, закупочные, распределительные, транспортные), а также структура материального и информационного потоков, их взаимосвязь и особенности документооборота. В отдельной теме отражена специфика складских операций, сервисного обслуживания в деятельности предприятий.

Предназначены студентам всех форм обучения специальности «Менеджмент организации», «Профессиональное обучение», по дисциплине "Логистика". Конспект лекций подготовлен в соответствии с ГОС ВПО по специальности 061100.


ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхо­да – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

Цель издания заключается в закрепле­нии у студентов понимания необходимости единого управ­ления сквозными материальными потоками, в ориентации обучающихся на целостное видение процессов в логистике.

Применение логистического метода изучается на ситуациях, наиболее часто встречающихся в практике.


1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Рассматриваемые вопросы

1.1 Сущность логистики

1.2 Объект и предмет логистики

1.3 Цели и задачи логистики

1.4 Методологические основы логистики

Сущность логистики

Особенности логистики могут быть раскрыты, если уяснить, что:

а) основная концептуальная идея логистики состоит в целостном системном подходе к изучению ее объекта;

б) существуют объективные предпосылки необходимости, целесообразности и эффективности применения логистического подхода;

в) требуется методологический инструментарий логистики в сфере предпринимательской деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой логистика стала широко распространятся в предпринимательской сфере лишь с 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. В зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора возникли различные объективные предпосылки применения логистического подхода.

Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.

Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Отличительные признаки логистической системы:

Наличие потокового процесса;

Определенная системная целостность.

Системность логистики доказывается наличием у нее свойств, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. Охарактеризуем эти свойства в приложении к логистике.

1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем:

ЗАКУПКА - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

СКЛАДЫ - здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки;

ЗАПАСЫ - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах;

ТРАНСПОРТ - элемент, как и остальные, являющийся сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование;

ИНФОРМАЦИЯ - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций;

КАДРЫ - организованный персонал, занятый выполнением логистических операций;

СБЫТ- подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

В производственных логистических системах выделяют также элемент "Обслуживающие производства", под которым понимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процесса производства. Таким образом, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы, т. е. качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

3. Связи между элементами логистической системы определенным способом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

4. Логистическая система обладает интегративными качествами. Это способность поставить товар в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменения спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Границы логистической системы определяются циклом обращения производства (рисунок 1).

Рисунок 1- Цикл обращения производства

Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Логистические системы делятся на макро- и микрологистические. Исследование в работе направлено на изучение потоковых процессов в макрологистических системах.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макроэкономических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

С прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников);

Эшелонированные логистические системы (на пути материального потока есть хотя бы один посредник);

Гибкие (возможны первые два случая).

Объект и предмет логистики

Объектом логистики выступают сложные динамические производственно-коммерческие комплексные системы снабжения, сбыта, включающие организационно-экономические аспекты снабженческой деятельности, транспортно-технических, операций, производственно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность. Характерными особенностями таких систем являются:

Рассредоточенность технических средств и коллективов людей на большой территории;

Мобильность значительной массы технических средств, включая транспортные;

Высокая фондоемкость технических средств;

Зависимость от результата работы большого числа смежных подсистем -грузоотправителей, грузополучателей ресурсов.

Эти особенности воздействуют на объем и протекание информационных процессов в логистических системах и подсистемах. Добиться совпадения усилий интересов коллективов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения данной проблемы.

Существует несколько моделей альтернативных экономик - их полной централизации или полной децентрализации, в соответствии с которыми формируются понятия тоталитарного "социалистического рынка" и "свободного рынка". Между этими крайностями в реальной действительности часто встречаются промежуточные варианты, модели которых также следует иметь в виду при анализе.

Необходимость экономического централизма сегодня обусловлена задачами:

Общего развития экономики как целого;

Координации усилий для успешного достижения целей каждого участника, вовлеченного в общий производственно-коммерческий процесс.

Такой централизм неправомерно полностью идентифицировать с ролью формирования организационно-экономических структур участниками логистической деятельности.

Экономическая централизация с оттенком интеграции в модели свободного рынка имеет три опорные конструкции:

1) единую финансово-денежную и банковскую систему;

2) систему рынка, включая финансово-денежный рынок;

3) систему воспроизводственных оборотов общественного капитала и продукта, потребительских доходов и оборота общественного капитала.

Эти конструкции образуют три потоковых слоя:

Материальный;

Воспроизводственно-рыночный;

Хозяйственно-финансовый и денежный.

Тем самым остов экономической централизации слагается из экономических форм: производства, обмена, распределения, потребления. А это потоковые процессы, выступающие объектами логистической деятельности.

Предметом изучения в логистике является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов. При этом сфера предпринимательской деятельности ограничивается производственно-коммерческим циклом, который рассматривается и как многослойный замкнутый процесс, составляющий системообразную основу логистики. Границы производственно-коммерческой логистической системы определяются производственно-коммерческим циклом, включающим процессы кредитования (часть финансового потока), закупок средств материально-технического обеспечения, их складирования, транспортировки, хранения, внутрипроизводственного организационно-технологического распределения, складирования и сбыта готовой продукции, получения дохода и

погашения кредита (завершающая часть финансового потока).

Из определения предмета логистики следует, что в ее задачу входит разработка методов оценки эффективности.

  • Вопрос 7. Этапы развития и современное состояние логистики.
  • Вопрос 8. Логистические каналы и локистические цепи. Задача выбора канала распределения.
  • 9. Предпосылки использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.
  • 11. Проблемы и перспективы развития отечественной логистики
  • Вопрос 13. Основные категории логистики: логистическая функция, л операция, л цепь, л звено.
  • 14.Транспортные услуги в логистике.
  • Вопрос 15. Понятие логистической системы. Логистические системы по глубине и границам логистизации. Микро-, мета-, мезо-, макрологистические системы. Примеры л систем в торговле.
  • Вопрос 16. Понятия и виды материальных запасов. Роль материальных запасов в логистике.
  • Вопрос 17. Потоки в логистике и их классификация.
  • Вопрос 18.
  • Вопрос 20. Модели управления товарно-материальными запасами фирмы.
  • 22. Склады в логистике: понятие, классификация, основные функции. Роль складов в логистике.
  • 23. Логистика как вид предпринимательской деятельности. Концептуальная основа и философия.
  • 5.5. Эффективность применения логистики в торговле
  • 24. Принятие решения оп месту расположения склада на обслуживаемой территории.
  • 25. Основные логистические функции и их распределение между различными участниками логистического процесса на макроуровне.
  • 26. Принятие решения по количеству складов в системе распределения
  • 26. Принятие решения по количеству складов в системе распределения
  • 2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.
  • 3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.
  • 27. Посредничество в логистике.
  • 29. Организация логистики на предприятии.
  • 30. Исследование операций в складской логистике.
  • 31. Коммерческая логистика. Функции, цели и задачи логистики.
  • Вопрос 32. Информационые системы в логистике: понятия и виды, принципы построения.
  • 33. Задача «купить или сделать» («Make-or-Buy Problem»). Примеры решения задачи «купить или сделать» в коммерческой логистике.
  • Вопрос 34. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.
  • 35. Задачи и содержание закупочной логистики, логистические принципы построения отношений с поставщиками.
  • 36. Логистическая стратегия: понятия, ключевые вопросы. Влияние внешней и внутренней среды на логистическую стратегию фирмы.
  • 38.Стратегического, тактическое и оперативное планирование в логистике:временные интервалы, цели, задачи, модели принятия решений.
  • Стратегическое логистическое планирование
  • 39. Исследование операций в закупочной логистике.
  • Вопрос 43. Толкающие системы управления мп в сферах производства и обращения.
  • 45. Тянущие системы управления мп в сферах пр-ва и обращения. Система «канбан».
  • 47. Согласование логистической и маркетинговой стратегии в управлении деятельностью предприятия.
  • Вопрос 50. Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике.
  • 51. Функционально-стоимостной анализ (фса) в логистике
  • Отличие от традиционных методов
  • Преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа по сравнению с традиционными методами
  • Вопрос 52. Грузвая единица: понятие, роль в логистике. Основные характеристики.
  • Вопрос 1. Понятие, цель, предмет, объект и задачи логистики.

    Логистика - теория и практика планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием и др. операциями, совершенными в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Логистика - эффективное управление материальными и соотв. им потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами.

    Задачи логистики:

    1) прогноз спроса и планирование запасов;

    2) определение необходимой мощности производства и транспорта;

    3) разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

    4) построение оптимальных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

    5) разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, сбыта и отгрузки готовой продукции;

    6) Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно – складскими операциями в местах производства и потребления.

    Предмет логистики - комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

    Основным объектом является сквозной материальный поток. (Материальный поток - поток материальных ресурсов, перемещаемых на всем протяжении логистического процесса).

    Цель считается достигнутой, если выполнены 6 правил логистики:

      качество

      количество

    Вопрос 2. Задачи и содержание распределительной логистики на макро- и микроуровне.

    Распределительная Логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процес­се оптовой продажи товаров.

    Объект изучения в распределительной логистике - мате­риальный поток на стадии движения от поставщика к потре­бителю. Предмет изучения - рационализация процесса физи­ческого продвижения продукта к потребителю.

    Состав задач распределительной логистики на микро- и ма­кроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микро­уровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

    Планирование процесса реализации;

    Организация получения и обработки заказа;

    Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения

    других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке;

    Организация отгрузки продукции;

    Организация доставки и контроль за транспортированием;

    Организация послереализационного обслуживания.

    На макроуровне к задачам распределительной логистики от­носят:

    Выбор схемы распределения материального потока;

    Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на

    обслуживаемой территории;

    Определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, обла­сти, страны, материка или всего земного шара.

    МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ

    СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

    Экономический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине:

    «Логистика»

    Вариант 1

    Выполнил (а):

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    Номер зачетной книжки:

    ____________________

    Проверил:

    ____________________

    1. Логистика как наука: определение, задачи, объект, предмет, правила логистики

    Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

    Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

    Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

    Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

        нужный товар;

        необходимого качества;

        в необходимом количестве доставлен;

        в нужное время;

        в нужное место;

        с минимальными затратами.

    Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

    Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

    Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

    Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

    Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

    Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

    Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

    Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики» :

    1. Груз - нужный товар.

    2. Качество - необходимого качества.

    3. Количество - в необходимом количестве.

    4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

    5. Место - в нужное место.

    6. Затраты - с минимальными затратами.

    Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

    Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

    Глобальные

    Общие

    Частные

    1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами
    2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования

    1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП
    2. Разработка способов управления движением товаров
    3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров
    4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек
    5. Внедрение системы качества на предприятии
    6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.
    7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями
    8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей
    9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов
    10. Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций
    11. Планирование мощности ЛЦ
    12. Контроль МП
    13. Координация деятельности различных подразделений предприятий
    14. Внешняя и внутренняя интеграция
    15. Разработка логистической стратегии

    1. Снижение уровня страховых запасов
    2. Сокращение времени хранения продукции в запасах
    3. Сокращение времени перевозки
    4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
    5. Поиски, выбор поставщиков
    6. Организация приемки, разгрузки, складирования МР
    7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
    8. Выбор места расположения торговой точки

    9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
    10. Устранение непроизводительных участков
    11. Оформление заказов
    12. Выбор типа торгового посредника
    13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов
    14. Выбор маршрута перевозки
    15. Оформление внешнеторговой сделки

    Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

    Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.2.

    Таблица 2

    Классификация функций логистики

    Признак классификации

    Описание

    Характер выполняемых задач

    Оперативные

    Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков

    Координационные

    Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ

    Базисные

    Снабжение, производство, сбыт

    Ключевые

    Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

    Поддерживающие

    Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

    С концептуальных позиций

    Системообразующая

    Организация системы управления всеми ресурсами

    Интегрирующие

    Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

    Регулирующие

    Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат

    Результирующая

    Направлена на достижение конечной цели логистического управления - выполнение шести правил логистики

    Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

    2. Реинжиниринг в логистике

    Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса . Основная идея заключается в том, что для оценки возможных и необходимых масштабов интеграции. прежде всего, нужно выявить и изучить этапы выполнения конкретных действий. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или хотя бы минимальную степень реинжиниринга. Все зависит от решений и намерений руководства.

    Для пересмотра и анализа эффективности выполнения определенных действий, решения задач, использования ресурсов, управления отдельными функциональными областями или даже работы всей логистической системы применяются почти одинаковые процедуры.

    Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Негосударственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Московский Институт Профессиональных Инноваций»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)

    ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    «Логистика»

    НА ТЕМУ:

    «Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики.»

    ВЫПОЛНИЛ:

    Третьякова Я.В.

    группа М-09

    ПРОВЕРИЛ:

    преподаватель

    ________________

    Каменск-Уральский – 2011

    Введение………………………………………………………………...3

    1.1 Понятие и сущность логистики…………………………………...4

    1.2 Предмет изучения логистики и ее цели…………………………..8

    1.3 Задачи и функции логистики…………………………………….10

    1.4 Материальный поток……………………………………………..14

    1.5 Информационный поток…………………………………………17

    Заключение……………………………………………………………20

    Список литературы…………………………………………………...22

    ВВЕДЕНИЕ

    Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране.

    Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, - теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

    В данной контрольной работе рассматривается сущность и задачи логистики. Мы ознакомимся с понятием логистики как науки, ее целями, предметом ее изучения, с различными видами логистики и ее функциями.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ

    1.1 Понятие и сущность логистики

    Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

    Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX века, автор А. Жомини – военный специалист.

    Особенно бурное развитие логистика получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые годы логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в логистическая наука включила в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

    Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и п/ф, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.

    На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

    Теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

    Новое направление в организации движения грузов;

    Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

    Оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;

    Процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

    Эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

    Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

    Наука о рациональной организации производства и распределения.

    Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы:

    Первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;

    Другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков.

    Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

    Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.

    Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1):

    Поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

    Хранение продукции и сырья;

    Производство товаров;

    Распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);

    Потребление готовой продукции.

    Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.


    Рис.1. Логистическая цепь

    Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

    Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

    Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные, обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

    1.2 Предмет изучения логистики и ее цели

    Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых (ФП) и информационных потоков (ИП).

    Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

    1) груз – нужный товар;

    2) качество – необходимого качества;

    3) количество – в необходимом количестве;

    4) время – должен быть доставлен в нужное время;

    5) место – в нужное место;

    6) затраты – с минимальными затратами.

    Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Как наука логистика ставит и решает следующие за­дачи:

    Прогноз спроса и на его основе планирование запа­сов;

    Определение необходимой мощности производства и транспорта;

    Разработка научных принципов распределения гото­вой продукции на основе оптимального управления мате­риальными потоками;

    Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

    Разработка построение различных вариантов математических мо­делей функционирования логистических систем;

    Методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

    Основными задачами логистики являются:

    Рационализация материальных потоков предприятия;

    Максимизация загрузки производственных мощностей заказами потребителей;

    Экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока;

    Оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

    Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем.

    Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы, поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

    Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

    1.3 Задачи и функции логистики

    В соответствии с современными задачами логистики различают следующие типы функций: оперативные и координационные.

    Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

    К числу функций логистической координации относится:

    Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

    Анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;

    Обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

    Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

    С концептуальных позиций можно выделить следую­щие функции логистики:

    - системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логис­тика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемеще­ния продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организа­ция складского хозяйства);

    - интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки про­дукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспе­чивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;

    - регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат жи­вого и овеществленного труда в различных отраслях эко­номики;

    - результирующая функция. Логистическая деятель­ность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным каче­ством (состоянием), при минимальных издержках. Логис­тика стремится охватить все этапы взаимодействия «снаб­жение - производство - распределение - потребление», т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ре­сурсов в поставку готовой продукции в соответствии с су­ществующим спросом.

    Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

    Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

    Соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

    Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;

    Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

    Разработка способов управления операциями движения товаров;

    Установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

    Определение объема производства, транспортировки и складирования;

    Расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

    Рис.2. Функциональная схема логистики

    К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

    Итак, внедрение логистической системы в управление предприятием, сокращает время работы, ускоряет поставку материалов и сбыт продукции, а в целом – повышает производительность.

    1.4 Материальный поток

    Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия – потребителя этих ресурсов.

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее деля т на две подгруппы:

    1) основные материалы – материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;

    2) вспомогательные материалы – материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.

    Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток:

    Конкретность наименования материальных ресурсов;

    Четкость определения объема ресурсов;

    Указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;

    Определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;

    Указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;

    Знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;

    Установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

    Таким образом, материальный поток – это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.

    Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия:

    По номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;

    В зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные – при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;

    По степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;

    По месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;

    По признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;

    По частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких – ежемесячные и более редкие;

    По длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);

    По различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими – попутными материальными потоками);

    По различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;

    По степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие;

    По степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;

    По способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки);

    По консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

    Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения).

    Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы.

    1.5 Информационный поток

    Информационным потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций.

    Сообщения, составляющие информационные потоки выполняются на разных носителях:

    Бумажных документах традиционного типа;

    Электронных документах (магнитных и бумажных - перфоленте, перфокартах) и др.

    Сообщения могут быть и устными: телефонными, а также речевыми (общение без телефона).

    В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

    В зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

    В зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

    В зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

    Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления.

    Вертикальные – информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы.

    Внешними являются информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе.

    Входные информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем.

    Выходные информационные потоки – сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем.

    Информационные потоки разделяют по срочности: на обычные, срочные, очень срочные ("молнии"). Соответствующая пометка ("срочная", "молния") указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения.

    Информационные потоки различают по степени конфиденциальности (секретности). Сообщения, содержащие коммерческую тайну, направляются с грифом (пометкой) о секретности документа. В том же порядке направляются сообщения, содержащие государственную тайну. Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации.

    По значимости информационные потоки почтовых сообщений делят на простые, заказные и ценные.

    По скорости передачи сообщений информационные потоки классифицируют на быстрые и традиционные.

    По области охвата информационные потоки делят, на местные, иногородние, дальние, международные.

    Управлять информационным потоком можно следующим образом:

    Изменяя направление потока;

    Ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

    Ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

    Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль. Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах. Документальное обеспечение логистического процесса – важная задача логистики.

    Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.

    Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам.

    Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом.

    Информационные потоки характеризуют c помощью ряда оценок:

    По источнику возникновения;

    Направлению;

    Периодичности;

    Порядку согласования;

    Порядку утверждения;

    Срокам действия;

    Порядку хранения и др.

    Использование в логистике технологии автоматизированного управления позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса.

    Заключение

    Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему:

    Производство ориентировано на рынок;

    Налаживаются партнерские отношения с поставщиками;

    Сокращаются простои оборудования;

    Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики (анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%);

    Сокращается численность вспомогательных рабочих;

    Улучшается качество выпускаемой продукции;

    Улучшается использование производственных и складских площадей;

    Сокращается время движения продукции на 25-30%;

    Снижается уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.

    Обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.

    Повышается уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

    Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.

    Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.

    На рынке труда появился спрос на специалистов такого профиля, не исключено, что в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.

    Список литературы:

    1. Бакарев П. Ф. Этапы стратегического управления: управление компанией. – М., 2004.

    2. Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

    3. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

    4. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.

    5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005

    gastroguru © 2017