Выбор читателей
Популярные статьи
Выделяют два основных способа работы с будущим:
Сперва люди пытались понять текущие тренды, факторы их развития, оценить свои возможности и на основании этого рассчитать долгосрочную цель. Но со временем динамика изменений увеличивалась и такой подход начал давать серьезные сбои. В качестве альтернативы начали применяться методы, основанные на сценарном мышлении . Об одном из таким мы сегодня и поговорим (или познакомьтесь с более современным подходом .
Под форсайтом (видением будущего) понимается методология коллективной работы по исследованию будущего с целью его построения путем выявления экспертного знания.
В основу подхода положены следующие постулаты:
В основу методологии положен опрос экспертов для определения возможных сценариев будущего и выбор наиболее предпочтительного. Совместная работа позволяет создать единую позицию и выстроить социальные связи. Такой способ прогнозирования:
Выделяют три этапы работы с будущем:
Сегодня мейнстримовское представление о форсайте во многом сформировано книгой “Думая о будущем. Руководство по Стратегическому Форсайту” П.Бишопа. В работе описывается пять этапов:
Строительство будущего может происходить за счет:
Существуют разные модификации форсайта и дальнейшее описание работы по этому методу будет сделано на примере Rapid Foresight (скоростной форсайт) с которым мне приходилось работать. От классической методологии отличается тем, что:
Работа по методу скоростного форсайта представляет собой сессию, в которой принимают участие эксперты. У такой сессии существует заказчик на формирование будущего. В момент обращения, заказчик находится на одном из этапов процесса трансформации будущего. Соответственно работа по методу форсайт производится для конкретного этапа.
Результатами скоростного форсайта могут быть:
Ключевой идеей метода является карта времени, представляющая собой плоскость, где справа налево отмеряются промежутки времени, а снизу вверх тренды.
Для отметок на карте времени используются карточки, которые заполняют участники. На них описываются тренды, относящиеся к одному из типов:
На карточках указывается год тренда, в соответствии с которым она размещается на одной из временных зон. Линия времени имеет горизонт на десятилетия и состоит из четырех этапов:
Работу в группах задает последовательность размещения карточек:
Для эффективной организации форсайт-сессии предлагается структура в виде описания ролей. Один и тот же человек, может исполнять несколько ролей.
Оптимальное количество участников от 5 до 15, но не более 25. Участники могут разбиваться на подгруппы. Каждая подгруппа имеет модератора, организующего заполнение участниками карты времени.
Мне приходилось принимать участие, как в описанном выше формате, так и видоизмененном. Например, к описанной выше методологии относилась форсайт-сессия по определению будущего консалтинга и разработке типовых стратегий выживания на консалтинговом рынке. Ключевые выводы, которые я сделал в работе над ошибками после мероприятия:
Когда я работал по этому методу в бизнес-структурах, то в среде экспертов в основном участие принимали руководители компании, которые непосредственно управляют. Поэтому полученные результаты сразу же становятся частью дальнейшей работы, а не ложатся в красивом переплете на полку за спиной первого руководителя. Проблемой становится зашоренность участников (не все компании готовы приглашать экспертов со стороны). Этот вопрос удается решить, если менеджмент компании решает задачу не для своей компании, а как-будто выступая экспертами для компании-конкурента.
На сегодняшний день форсайт-метод является востребованным инструментом управления изменениями. Но его фундаментальные основы накладывают определенные ограничения, связывая экспертов ментальными рамками (фреймами). Как было указано выше, в основе форсайта лежит сценарный подход нелинейных систем . Идея в том, чтобы проанализировать прошлое и продолжить возможные альтернативные тренды развития. Но возможности познания прошлого столь же малы, как и прогнозирования будущего – можно сказать, сколько экспертов, столько и вариантов прошлого. К тому же, будущее зависит от тех усилий, которые предпринимают агенты перемен. Поэтому я нахожу более продуктивной технологию áкторство . Она позволяет не прогнозировать, а создавать желаемое будущее, организовав деятельность заинтересованных сторон.
Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.
Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.
Форсайт — технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.
Открытой проектной мастерской для осознания студентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных» форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.
Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.
При проведении сессии ВАЖНО:
Использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);
Эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.
Модель проведения форсайт-сессии
Введение
Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда1, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.
Задание № 1.
Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.
Задание № 2.
Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видят через пять лет.
Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего». Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.
Упражнение «Карта будущего».2
Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.
Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?
Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
На какую помощь вы можете рассчитывать?
Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.
Задание № 3.
После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.
Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).
В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.
Заключение
На последнем этапе группа при поддержке ведущего:
Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.
Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Теория и методика » http://lit. lib. ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml «Генерация Прорывных изнесе». — М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.
1 Тренд — тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
2 http://trenerskaya. ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга» ">
Степан Овчинников,
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга»
Стратегическую сессию я заказал с целью сформировать у команды единое понимание горизонта, видение целей и приоритетов, сгенерировать пул идей для конкретных шагов в 2018 году.
Общее понимание движения компании у меня было, но – только у меня и только общее. Требовалось погружение людей и проработка деталей, расстановка приоритетов.
Ведущего сессии выбирал по отзывам знакомых компаний, по сайтам. Разговаривал с каждым «потенциальным» организатором.
Дмитрий понравился хорошим пониманием ИТ-специфики, высоким интеллектом, практическим опытом, «иным» кругозором. Важно чтобы консультант был «примерно в теме», но «читал другие книги».
Работа началась с предварительной подготовки: серия скайп-сессий и «нулевой день». Отлично зашла идея со «стратегическими проектами» и сформировала суть годового плана.
Как я и предполагал, сессия — это серьезный стресс для команды, это не развлечение, это работа. Она дала и краткосрочный, и отложенный эффекты.
Лично я получил много новых идей, прямо не связанных со стратегией. Получил ряд советов и контактов. Задумался о реформах на следующие несколько лет.
Команда получила опыт осмысления работы компании в целом, диалога, формирования проектов. Мы сгенерировали 8 идей проектов, отобрали 4 приоритетных проекта, а работать начали над 6-ю. Это отлично.
Важно, что без команды Дмитрия стратегия была бы иной – до многих вещей я бы сам не дошел. Уже рекомендовал Дмитрия — дважды в FB и минимум дважды в личных беседах.
Светлана Берегулина
Директор по маркетингу в 1С-Битрикс
«1С-Битрикс» дважды приглашали компанию «Системный подход» для организации и проведения сессий по разработке стратегии продуктов.
Процесс креатива получился более структурированным, на выходе мы получили не только новые идеи для развития продуктов, но оценку их жизнеспособности, смогли правильно расставить приоритеты.
Большая часть предложенных на стратегической сессии возможностей реализована в течение двух лет. За это время наши продукты и сервисы стали на рынке еще популярнее, в том числе, это следствие правильной продуктовой стратегии.
Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.
В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.
В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.
Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.
Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.
Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.
Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.
Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.
Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.
Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?
На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.
Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.
Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?
Форсайт-сессия позволит:
Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.
Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.
И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.
Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)
Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена
Организаторы:
Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084
Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)
Контактные данные:
Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )
Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)
Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.
Группа для участников
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |