Слесарь — АВРальная работа. Формирование профессиональных компетенций по профессии Слесарь аварийно-восстановительных работ (слесарь АВР) методическая разработка на тему Слесарь авр

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 87. Жилищное и коммунальное хозяйство населенных пунктов. (С учетом приложений утвержденными: приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству 09.07.2004 г. N 132, приказом Госжилкоммунхоза Украины 22.11.2004 г. N 210, приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства 08.12.2009 г. N 387, приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины 23.12.2010 г. N 464)", который утвержден приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины 14.06.1999 г. N 144. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии слесаря аварийно-восстановительных работ 3 разряда - не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- схему водоснабжения участка;
- правила чтения сложных чертежей и эскизов;
- составление в натуре схем, эскизов;
- правила деталировка;
- способы забивания раструбов вручную и с использованием пневматического инструмента;
- строение аппарата для врезания под давлением;
- правила и способы отключения замерзших трубопроводов и их отогрев;
- схему размещения канализационной сети района, в котором осуществляются работы;
- технологию прочистка канализационной сети и коллекторов гидравлическим способом и устранение засоров гибким валом;
- основное оборудование и механизмы, применяемые во время ремонта и очистки канализационных трубопроводов и сооружений;
- правила выполнения земляных работ в сухих грунтах;
- порядок выполнения работ, связанных с повышенной опасностью.

1.4. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы по прочистке канализационной сети и коллекторов гидравлическим способом на глубине до 12 м.

2.2. Ликвидирует засорение в трубах гибким валом, размыванием струей воды и методом обратного гидравлического давления с помощью передвижных авто насосов.

2.3. Выполняет подготовку троса и лебедок грузоподъемностью до 1 т, металлических шаров и цилиндров заданной удельного веса.

2.4. Ремонтирует канализационные сети под руководством слесаря высшей квалификации.

2.5. Осуществляет ремонт оборудования и механизмов, применяемых во время прочистки.

2.6. Сваривает пластмассовые трубы.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Специальность: «Слесарь аварийно-восстановительных работ»

Профессиональное училище № 89 - единственное учебное заведение в Санкт-Петербурге, которое ведет обучение по такой важной для города специальности «Слесарь АВР» (аварийно-восстановительных работ).

Сложную систему водоснабжения Санкт-Петербурга составляют четыре крупные водопроводные станции, водопроводные сети протяженностью более 6 тыс. км, новые технологии подготовки питьевой воды с применением гипохлорита натрия и ультрафиолета. Чтобы питьевая вода каждый день исправно, не теряя своего качества, поступала в дома, больницы, школы, на предприятия, трубопроводы самых разных размеров и модификаций необходимо поддерживать в рабочем состоянии.

Проведение плановых ремонтов и оперативное устранение повреждений водопровода - это лишь общее представление о сфере деятельности слесаря АВР. За этими словами кроются знания в области физики и гидравлики, оборудования и техники. Экскаваторы, самосвалы, бары, автокраны, гидроударники - вот неполный перечень машин, работу которых предстоит освоить учащимся.

Умение починить задвижку, муфту, пожарный гидрант скоро станет для вчерашнего школьника обычным делом, а четко определить причину повреждения и быстро ее устранить - поводом для профессиональной гордости.

Задача будущего слесаря АВР - ликвидация последствий аварий разного уровня сложности. Его работу порой можно сравнить со специальностями МЧС. Во всяком случае, качества, которые нередко приходится применять и тем и другим, очень схожи: четкая оценка ситуации, быстрота принятия решений, выносливость, мужество и слаженность работы в команде.

Поэтому в 2007 году, с целью повышения эффективности обучения, ГБОУ НПО ПУ № 89 при помощи социального партнера - училища ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сконструировал учебно-тренировочный полигон, созданный специально для отработки практических навыков по устранению аварий с прорывом труб и прочих неполадок. Здесь, в максимально приближенных к реальным условиях, есть замечательная возможность воспроизведения сложных аварийных ситуаций.

Освоение новых технологий санации водопроводных сетей, которые применяют в Водоканале, позволит слесарю стать еще и высококлассным специалистом в области защиты труб от коррозии. Технологии «Семпайп», «Пайп Вэй» и другие применяются для того, чтобы качество воды, выходящей с водопроводных станций, не ухудшалось при транспортировке по трубам. Контроль за качеством произведенных работ осуществляется с помощью компьютерной и телевизионной диагностики, а так же с использованием контрольно-измерительных приборов.

Профессиональная подготовка по направлению «Слесарь АВР» относится к образовательной программе «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования».

    Профессиональные компетенции:
  • выполнение подготовительных работ к эксплуатации и ремонту наружных и магистральных систем водоснабжения, водоотведения (канализации) и оборудования;
  • ремонт и испытание оборудования и трубопроводов наружных и магистральных систем водоснабжения и водоотведения;
  • определение причины повреждения и оперативное ее устранение.

Если не следить за состоянием городских инженерных коммуникаций, этих невидимых артерий, позволяющих городу жить и полноценно существовать, то все труды огромного предприятия, производящего чистую воду для горожан, будут сведены к нулю. Именно поэтому профессия слесаря АВР необходима и востребована.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда назначается лицо, имеющее среднее образование, соответствующую подготовку по специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.5. Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда должен знать:

  • устройство и принцип работы аппаратуры для врезок под давлением;
  • режим работы сети участка;
  • правила и способы хлорирования трубопроводов в городских условиях;
  • безопасные способы сбрасывания воды после хлорирования трубопроводов;
  • устройство и особенность работы дюкеров;
  • устройство сальниковых компенсаторов на трубопроводах различных диаметров;
  • способы промывки трубопроводов;
  • устройство и принцип работы механических, гидравлических и электрических приводов, применяемых при открывании и закрывании больших задвижек;
  • способы устранения неисправностей в применяемых приводах;
  • схему расположения всей канализационной сети, аварийных выпусков;
  • технологию прочистки канализационной сети, дюкеров, коллекторов и каналов гидравлическим методом;
  • способы устранения засоров;
  • методы установления ликвидации загазованности, правила производства земляных работ в мокрых грунтах, сроки проведения ремонта механизмов и оборудования.

1.6. В своей деятельности слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом и различными заменителями раструбов труб диаметром свыше 900 миллиметров.

2.2. Присоединение под давлением труб всех диаметров с подготовкой и шабровкой крупных поверхностей седелок к действующим трубопроводам.

2.3. Хлорирование магистралей и сетей хлорной известью, жидким или газообразным хлором в городских условиях.

2.4. Сброс хлорной воды после хлорирования.

2.5. Производство аварийного ремонта или наливки сальниковых компенсаторов на трубопроводах под напором без выключения сети.

2.6. Закрывание и открывание больших задвижек на магистралях и водоводах автоприводом, пневмоприводом и электроприводом.

2.7. Установка, регулирование и ремонт механических приводов.

2.8. Прочистка канализационной сети, дюкеров, каналов и коллекторов круглого, яйцевидного, шатрового и других сечений на глубине свыше 12 метров гидравлическим способом.

2.9. Подготовка троса и лебедок грузоподъемностью до 2 тонн.

2.10. Подготовка деревянных и металлических цилиндров заданного удельного веса.

2.11. Удаление засоров в канализационной сети и коллекторах при помощи различных штанг с шаровыми и ершовыми якорями.

2.12. Производство ремонта действующей канализационной сети с использованием средств водопонижения и передвижных кранов.

2.13. Склеивание и сборка пластмассовых труб.

В случае служебной необходимости слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда имеет право

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.

3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.

3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

4. Ответственность и оценка деятельности

Слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы слесаря аварийно-восстановительных работ 5-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь аварийно-восстановительных работ 5-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Составлена в ___ экз. Утверждаю _______________________________ (инициалы, фамилия) _________________________________ _______________________________ _________________________________ _______________________________ _________________________________ _______________________________ (наименование работодателя, (руководитель или иное лицо, его организационно-правовая уполномоченное утверждать форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию) электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП) "___"_____________ ___ г. N _____ "___"_________________ ___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ слесаря аварийно-восстановительных работ 4-го разряда (примерная форма)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность слесаря аварийно-восстановительных работ 4-го разряда "_______________" (далее - "организация").

1.2. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда относится к категории рабочих.

1.3. На должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4-го разряда назначается лицо, имеющее ______________ образование и соответствующую подготовку по специальности.

1.4. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда назначается и освобождается от должности руководителем организации по представлению ______________.

1.5. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда подчиняется непосредственно ________________ организации.

1.6. В своей деятельности слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда руководствуется:

Нормативными актами по вопросам выполняемой работы;

Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

Учредительными документами организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя организации, непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией.

1.7. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда должен знать:

Схему водоснабжения участка;

Правила чтения сложных чертежей и эскизов;

Составление с натуры схем, эскизов и деталировок;

Способы заделки раструбов вручную и с применением пневматического инструмента;

Устройство аппарата для врезок под давлением;

Правила и способы отключения замерных трубопроводов и их отогрев;

Схему расположения канализационной сети района, в котором производятся работы;

Технологию прочистки канализационной сети и коллекторов гидравлическим способом и удаление засорений гибким валом;

Основное оборудование и механизмы, применяемые при ремонте и очистке канализационных трубопроводов и сооружений;

Правила производства земляных работ в сухих грунтах;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила техники безопасности;

Положения настоящей должностной инструкции.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда осуществляет:

2.1.1. Выполнение работ по ремонту водопроводных сетей, конопатке, заливке свинцом и различными заменителями раструбов труб диаметром от 300 до 900 мм.

2.1.2. Установку и замену фасонных частей и арматуры на действующих сетях и магистралях.

2.1.3. Определение характера повреждений на сетях и магистралях.

2.1.4. Выключение отдельных участков трубопроводов, опорожнение и наполнение их с установкой воздушек для впуска и выпуска воздуха.

2.1.5. Промывку трубопроводов.

2.1.6. Регулировку работы задвижек на сетях и магистралях труб.

2.1.7. Снятие показаний давлений по манометру.

2.1.8. Врезку под давлением в трубопроводах.

2.1.9. Производство прочистки канализационной сети и коллекторов на глубине до 12 м гидравлическим способом.

2.1.10. Устранение засорений гибким валом, размывом струей воды и методом обратного гидравлического давления при помощи передвижных автонасосов.

2.1.11. Подготовку троса и лебедки грузоподъемностью до 1 т, металлических шаров и цилиндров заданного удельного веса.

2.1.12. Производство ремонта канализационной сети под руководством слесаря более высокой квалификации.

2.1.13. Производство профилактического ремонта оборудования и механизмов, применяемых при очистке.

2.1.14. Сварку пластмассовых труб.

2.1.15. ______________________________.

3. ПРАВА

3.1. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда имеет право:

3.1.1. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.1.2. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда.

3.1.3. Повышать свою квалификацию.

3.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.1.5. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.1.6. Получать от работников организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.1.7. __________________________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Слесарь аварийно-восстановительных работ 4-го разряда несет ответственность:

4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.1.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

4.1.5. __________________________.

5. РЕЖИМ РАБОТЫ

5.1. Режим работы слесаря аварийно-восстановительных работ 4-го разряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В соответствии с ____________________ работодатель проводит оценку эффективности работы слесаря аварийно-восстановительных работ 4-го разряда. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден _________ и включает в себя:

- _____________________,

- _____________________,

- _____________________.

Должностная инструкция разработана на основании _______________________ __________________________________________________________________________. (наименование, номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения ____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__"_____________ ___ г. Согласовано: юридическая служба ____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__"_____________ ___ г. С инструкцией ознакомлен: (или: инструкцию получил) ____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__"_____________ ___ г.

Вода- начало Жизни

Служу воде, служу Отчизне!

Течение современной жизни требует, чтобы система профессионального образования готовила для народного хозяйства

всесторонне развитых, технически грамотных и культурных молодых рабочих, владеющих мастерством, способных усваивать новую технику и новые технологии, уверенно ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Отсюда следует, что ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в учебном заведении занимает производственное обучение, где основным направлением являются.
1.Соединение обучения производительным трудом у обучающихся

2.Формирования у обучающихся умений применять в работе современную технику.

3.Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирования у обучающихся прочных профессиональных умений и компетенций, развитие творческой активности и навыков самоконтроля.

4.Комплексное применение наглядных пособий и видеоматериалов, других технических средств обучения.

5.Индивидуальный, звеньевой или бригадный методы обучения.
Слесарь аварийно-восстановительных работ, это квалифицированный рабочий, который проводит ремонтные и монтажные работы по системе водоснабжения и водоотведения на предприятиях города и жилых объектов, с целью бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения города, подчас в экстремальных условиях.

Слесарь АВР должен знать следующее:
1.Виды и назначения материалов, оборудования и предъявляемые к ним требования по эксплуатации и ремонту.

2.Ассортимент труб, фасонных частей и их назначение.

3.Основные детали и узлы систем водоснабжения и водоотведения.

4.Назначения слесарных инструментов, приспособлений их применение в аварийных ситуациях.
5.Безопасные условия труда при выполнении аварийно – восстановительных работ.

6.Виды сварных соединений, правила безопасности работы с электросварочным оборудованием.
7.Назначение и применение контрольно – измерительных приборов.

Слесарь АВР должен уметь:
1.Читать схемы и чертежи систем водоснабжения и водоотведения.
2.Сортировать фасонные части, фитинги, готовить их к монтажу и конкретному применению. Сортировать средства крепления, готовить вспомогательные материалы. Выполнять земляные работы, работать в одном звене с трактористом, экскаваторщиком заниматься комплектовкой деталей и выполнять различные строительные работы.

3.При необходимости выполнять несложные сварочные работы, прихватку деталей, подготовку к сварке низкоуглеродистых сталей.

Исходя из этого, профессиональная деятельность слесаря АВР заключается в следующем:

В быстрой оценке и локализации аварийной ситуации на системах водопровода и систем канализации. В выполнении в установленные сроки ремонтных работ, связанных с комплектовкой, сортировкой фасонных частей, узлов и деталей на системах водоснабжения и канализации. В устранении неполадок на трубопроводах, выполненных из различных материалов, в замене водоарматуры старого образца на новые виды водоарматуры, с применением новых технологий, как-то: <<труба к трубе>>, работа с пневмо-пробойником, метод направленного бурения, монтаж пластиковых трубопроводов, метод бестраншейных технологий, теле -диагностика трубопровода и других.

Отсюда следует, что в современном капиталистическом мире ценится тот рабочий, который приносит наибольшую прибыль предприятию, т.е. конкурентно-способный рабочий. Конкурентно-способный рабочий- это такой специалист, который обладает профессиональной мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем профессиональных компетенций. Подготовке этих рабочих у мастера производственного обучения и преподавателей возникают задачи обучения, т.е. как учить?!

  1. Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций обучающихся, личного потенциала будущих специалистов. Компетенция – это такие узловые понятия как знания, умения, навыки, но в отличии от навыка компетенция осознана, в отличии от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия и она совершенствуется. В отличии от знания компетенция существует в форме деятельности.
  2. Воспитание у обучающихся потребности в созидательной деятельности, творчестве, положительном отношении к труду как к средству с самоутверждения.
  3. Углубление представлений о профессиональных качествах конкурентно-способного специалиста.
  4. Развитие готовности и способности к планированию своего профессионального будущего.

Этапы развития профессиональных компетенций обучающихся:

  1. Диагностический.
  2. Информационный.
  3. Проектно-организационный.
  4. самоопределения.
  5. Конкурентно-способный специалист.

Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций носит, как правило, системный и планомерный характер.

Примерно эту деятельность можно разделить на четыре части (блока):

1.Организационная.

2.Учебно-профессиональная.

3.Внеучебная деятельность.

4.Методическая деятельность.

Организационная деятельность – это создание коллектива, группы, развитие личностного потенциала будущих специалистов. Создание условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Учебно-профессиональная деятельность – это выявление профессиональных интересов и склонности обучающихся. Участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями, экскурсии на базовые предприятия <<Лучший по профессии>>. Ознакомление обучающихся с новинками, публикациями, методичками по данной профессии. Организация самостоятельной работы для обучающихся, развития у них стремления к профессиональному совершенствованию.

Внеучебная деятельность- это организация выставок технологического творчества, оказание услуг населению, организация вечером отдыха (тематических), выпускных и т.д. Организация встреч с передовиками базового предприятия, с выпускниками данного учебного заведения.

Методическая деятельность – это участие в разработках методических программ, учебной документации, корректировке программ в связи с изменениями в содержании профессионального образования. Изучение, -использование банка данных лучшего педагогического опыта по данной профессии или проблеме.

В производственном обучении успехом можно достигнуть только при использовании различных методов, которые не могут быть универсальными из-за следующих причин:

1. Цель данного занятия.

2.Особенности содержания изучаемой темы.

3.Возможности мастера данного учебного заведения.

4.Уровня развития различных групп (возрастного особенности, школьная подготовка и т.п.).

5.Условия обучения.

Значит, методы производственного обучения условно разместим в три группы:

1.Словесные - устное изложение материала.

2.Наглядные - видеоматериалы, DUD, изделия, приемы.

3.Словеснопрактические- рассказал о приемах, методах, показал 0 приемы, методы, лабораторные работы, практические работы, изделия и т.д.

Из моего опыта скажу так: хочешь научить кого-либо – работай вместе с ним, т.е. по индивидуальной программе. Хочешь хорошего специалиста: учи, требуй, плати. В итоге мы получим способного рабочего, который будет стремиться к вершинам профессионального мастерства, что улучшает качество жизни.

На сложных и опасных работах работать в одиночку невозможно, стало быть необходимо научить работать слажено и дружно в группе, звене, бригаде.

Звено – это два, три звена, где у каждого свои задачи и цели, определенные спецификой работ, приводящие к общему конкретному результату.

Правила группового обучения:

1.Определленость практических или теоретических заданий.

2.Состав групп постоянный.

3.На время работы в группе выбираем бригадира, которому доверяют остальные обучающиеся.

4.Общий контроль над работами остается за мастером производственного обучения.

Достоинство бригадной (групповой) формы обучения:

1.Создает правильное представление о современной организации труда на производстве.

2.Группа в отличие от одиночки может решать серьезные задачи, ликвидация аварий, например, на магистралях водоснабжения в сложных условиях, что стимулирует интерес к профессии.

В заключение следует отметить, что работа над этой темой раскрывает некоторые вопросы обучения и по каким направлением дисциплин будущий слесарь АВР должен обладать объемом знаний, в частности: физика и химия, для понимая определенных процессов очисти воды, геометрия и черчение пригодится при монтаже и ремонте водоводов, материаловедение и слесарное дело, чтобы уверенно работать с различными материалами, спецтехнологий и компьютеризация, чтобы быть в курсе всех новинок и технологий, сварочное производство и сопротивление материалов, электротехника, умение работать в коллективе и индивидуально. И все это, мастера и преподаватели должны выделять в программах обучения и должны подать своим обучающимся доходчиво и убедительно.

Литература:

Ф.В.Кармазинов <<Вода, нефть, газ и трубы>>

Санкт-Петербург, 2005 год.

В.А. Скакун << Слесарное дело >>

Москва, 2005 год.

Журнал №4 <>

Москва, 2009 год.

gastroguru © 2017