Можем ли мы открыть два обособленных подразделения. Структурные подразделения: способы жизни и налоговые последствия 2 обособленное подразделение организации

Многие крупные предприятия открывают обособленные подразделения. Что это такое, разъясняется в ст. 11 п. 2 НК. Рассмотрим далее определение и особенности ОП.

Определение

Обособленное подразделение - это предприятие, территориально отделенное от основной компании и оборудованное по месту своего расположения стационарными рабочими местами. Последние должны быть созданы на период более 1 мес. Место, где находится - это адрес, по которому основная компания ведет свою деятельность через это созданное предприятие.

Ключевые признаки

Основные критерии, по которым определяется обособленное подразделение, - это:

  1. Территориальная отделенность от основного предприятия.
  2. Наличие стационарных мест для осуществления сотрудниками профессиональной деятельности. При этом они должны быть сформированы на период не менее 1 мес.

Указанные критерии имеют свою специфику. Рассмотрим их подробно.

Территориальная отделенность

В НК не содержится разъяснение этого понятия. О территориальной отделенности можно говорить после определения соответствующей (наименьшей) единицы деления. В данном случае целесообразно обратиться к другому близкому понятию. В Уставах регионов РФ используется такой термин, как административно-территориальная единица. В эту категорию относят районы в городах, населенные пункты районного подчинения, сельские поселения, поселки. Однако из анализа положений Уставов следует, что используемое в них определение нельзя применять при разъяснении налоговых вопросов. Рассматривая обособленные и структурные подразделения, территориальная единица устанавливается в соответствии с целями обложения. В данном случае речь идет о расположении предприятия географически отдельно от основной компании, за границами административной единицы, в которой была произведена регистрация и которая подконтрольна конкретной налоговой инспекции. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обособленное подразделение - это фирма, созданная головным офисом на территории, где надзор осуществляется иной ИФНС, чем та, в которой последний зарегистрирован как налогоплательщик.

Рабочие места

Их наличие является вторым обязательным признаком обособленного подразделения. При этом рабочие места должны являться стационарными. Для разъяснения понятий следует обратиться к ст. 209 ТК. В соответствии с нормой, рабочим считается такое место, в которое сотруднику надлежит прибыть или где ему необходимо находиться в связи с исполнением им его профессиональных функций и которое контролируется нанимателем косвенно либо прямо. В определении ключевым звеном выступает служащий предприятия. Соответственно, если нет сотрудников, то и нет рабочих мест и обособленного подразделения. Если отсутствуют служащие, либо деятельность не осуществляется, то нельзя определить и место нахождения предприятия. Из этого следует, что речь о создании ОП не идет.

Нюанс

С учетом вышесказанного возникает вопрос, касающийся момента, в который создается обособленное Данный нюанс в НК не разъясняется. Однако представляется, что логичным в качестве момента образования ОП будет считать дату начала осуществления рабочей деятельности. При этом соответствующую информацию необходимо брать не по адресу расположения главного офиса, а открытого им территориально отделенного предприятия.

Важный момент

Признание предприятия в качестве ОП не зависит от того, присутствуют ли в учредительной документации указания, что было создано и работает обособленное подразделение. Отдельный баланс и р/с также не выступают как неотъемлемые признаки созданной фирмы. Как указано в Правилах ведения бухгалтерской отчетности, документация должна включать в себя данные о работе всех имеющихся у предприятия ОП. Это, в том числе, относится к тем, которые были выделены на отдельные балансы. Разъяснения по этому понятию даны в Письме Минфина № 04-05-06/27 от 29.03.2004 г. Отдельным балансом является перечень показателей, которые установлены главным предприятием для своих подразделений. Из этого следует, что решение вопросов, касающихся выделения ОП, установления расчетных величин, принимается обществом самостоятельно. В законе нет требований об обязательном создании конкретных перечней для каждой фирмы в составе корпорации.

Регистрация в ИФНС

Рассмотрим, как осуществляется постановка на учет обособленного подразделения. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК, компания, в составе которой есть открытые ею территориальные отделения, находящиеся в пределах РФ, обязана зарегистрироваться в налоговой инспекции по адресу расположения каждого из них. Для этого необходимо подать в контрольный орган соответствующее заявление. Его следует направить в течение месяца с момента создания предприятия. Такая необходимость возникает в случае, если основная компания не зарегистрирована в ИФНС, расположенном в пределах муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. К заявлению прилагаются копии учредительной документации и св-ва о регистрации в налоговой инспекции. КПП обособленного подразделения - код причины регистрации предприятия в ИФНС. Он привязывается к месту расположения фирмы. При регистрации ОП имеет ИНН, идентичный номеру главной компании. Однако КПП обособленного подразделения будет отличаться от кода основного предприятия.

Ответственность

В случае нарушения срока подачи установленного перечня бумаг на плательщика налагается штраф в сумме 5 тыс. р. Если субъект опоздал более чем на 90 дней, ему вменяется взыскание в размере 10 тыс. р. Данные правила установлены ст. 116 НК. Кроме того, субъект может привлекаться к административной ответственности пор ст. 15.3 КоАП. Также в месячный срок главное предприятие должно сообщить об образовании подразделения в ИФНС по месту своего нахождения. Это правило предусматривается ст. 23, п. 2.3 НК. Сообщение составляется по специальной форме С-09-3. Если указанный срок будет пропущен, предприятию грозит штраф величиной в 1 тыс. р., а руководителю - 300-500 р. Данные санкции предусмотрены ст. 15.6 КоАП.

Дополнительные сведения

Если предприятие создало подразделение и оно стоит на учете в налоговой инспекции по месту его расположения, при образовании последующих обособленных фирм в пределах этого же муниципалитета повторно направлять заявление нет необходимости. В этом случае компания направляет письменное сообщение в соответствии со ст. 23 п. 2 НК. Оно адресуется в ИФНС по месту расположения главного офиса.

Прекращение деятельности ОП

Предприятие должно сообщить о закрытии подразделения в ИФНС по адресу своего расположения. В ст. 23 п. 2.3 НК установлен месячный срок для этого. Представляется, что этот период должен исчисляться в даты фактического прекращения работы через ОП. В качестве ключевого признака закрытия подразделения будет выступать увольнение или перевод всех сотрудников. Это мероприятие приравнивается законом к ликвидации ОП. Кроме этого, о закрытии следует сообщить в ИФНС, где была произведена постановка на учет обособленных подразделений (по адресу их расположения). Для этого направляется соответствующее заявление. При этом законодательство не устанавливает конкретный срок для его направления.

Налоговый учет обособленных подразделений

В ст. 288 НК определены правила осуществления отчислений с прибыли ОП в бюджет. В соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 2 указанной нормы, выплата авансовых и основных сумм осуществляется налогоплательщиками по адресу их расположения, а также месту нахождения каждого подразделения. Расчет отчислений осуществляется в соответствии с долями прибыли, приходящимися на эти ОП. Они исчисляются как среднее арифметическое от удельного веса средней (среднесписочной) численности сотрудников и остаточной ст-ти амортизируемого имущества, установленной в ст. 257 (п. 1) НК, по налогоплательщику в целом. Доля прибыли рассчитывается, таким образом, исключительно в части подлежащей зачислению в региональные бюджеты (соответствующей ставке 17.5%).

Юридический статус

Гражданский кодекс предусматривает следующие формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Их определения указываются в ст. 55 ГК. Представительство - подразделение, находящееся вне места расположения основной компании. Его деятельность направлена на представление интересов главного офиса и их защиту. В качестве филиала выступает подразделение юрлица, находящееся вне места его расположения и реализующее часть или все его функции. К ним, в том числе относится и представительство. ОП первого типа, таким образом, может:

  1. Вести переговоры.
  2. Заключать сделки.
  3. Проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования, ориентированные на изучение рынка в пределах региона своего расположения.
  4. Осуществлять защиту интересов главного офиса в суде.

Филиал, кроме названных функций, ведет непосредственную предпринимательскую, производственную или иную экономическую деятельность в соответствии с учредительной документацией и законодательством.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 373, п. 1 НК, в качестве плательщиков выступают лица, имеющие материальные ценности, отнесенные к объектам обложения ст. 374 НК. В п. 1 и 4 указанной нормы предусмотрено, что ими признается недвижимость и движимое имущество, в том числе переданные во временное пользование, распоряжение, владение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность либо приобретенное по концессионному соглашению, проходящие по отдельному балансу как ОС. В норме присутствуют, однако, исключения. Ими являются движимые материальные ценности, принятые с 01.01.2003 г. Соответственно, с указанной даты в качестве объектов обложения выступает только недвижимость, отнесенная к ОС.

Правила отражения в документации

В НК устанавливается особый порядок расчета и уплаты налога с имущества ОП. Кроме этого, предусмотрены правила, в соответствии с которыми составляется декларация по обособленному подразделению. Пример применения положений можно проиллюстрировать следующим образом. По смыслу ст. 384 НК компания, в составе которой присутствуют выделенные ОП, выплачивает налог (суммы аванса) в бюджет по адресу их расположения в отношении имущества, отнесенного к объекту обложения. При этом материальные ценности должны находиться на отдельном балансе. Правила предоставления отчетности установлены ст. 386, п. 1, абз. 1. Согласно норме, плательщики должны по окончании налогового и отчетного периода направить в ИФНС по месту своего расположения, а также по адресу нахождения каждого выделенного ОП, расчеты по авансовым суммам и налогу. К ним прилагается и декларация. Предприятие может и не формировать отдельный баланс для подразделения. В этом случае приобретенное имущество ОП будет отражаться по отчетности главного офиса.

Специфика уплаты

В соответствии со ст. 385 НК, компания, которая учитывает на балансе недвижимость, расположенные вне места нахождения ее самой либо выделенного ОП, отчисляет налог (авансовые суммы) в бюджет на территории, где эти объекты присутствуют. Сумма выплат определяется как произведение ставки, которая действует в данном регионе, и базы (1/4 от средней стоимости недвижимости), установленной за отчетный/налоговый период по правилам ст. 376 НК. Расчет осуществляется по каждому объекту в отдельности. Таким образом, главное предприятие исчисляет, выплачивает и декларирует налог по месту расположения имущества вне зависимости от того, будет ли предусматриваться отдельная отчетность для обособленного подразделения по ОС, которые оно использует.

Взносы во внебюджетные госфонды

В соответствии с федеральным законодательством, для возникновения обязанности обособленных подразделений отчислять указанные платежи, ОП должны соответствовать ряду требований. Взносы во внебюджетные госфонды вносятся, если представительство/филиал:

  1. Начисляет выплаты и прочие вознаграждения физлицам.
  2. Имеют отдельный баланс и р/с.

В этом случае ОП должно предоставлять также расчеты по взносам по месту своего расположения. Если подразделение не отвечает указанным требованиям, соответственных обязанностей у него не возникает.

Электронная отчетность

Как отражается обособленное подразделение в 1С? Рассмотрим бухгалтерию госучреждения. В программе поддерживается отражение двух видов ОП: выделенных и не выделенных на самостоятельный баланс. Отчетность по первым можно вести и в отдельной информационной базе, и в одной с главным предприятием. Вводятся данные как об основном офисе, так и об ОП. Баланс, главная книга и прочие регистры, а также регламентированные отчеты можно формировать консолидировано для определенной группы учреждений или отдельно для главного предприятия и обособленных подразделений. Если ОП не выделены, то отчетность по ним ведется в единой с основным офисом базе. Соответствующие данные вводятся в справочник Подразделения с присвоением категории "Обособленное". По этому параметру программа будет отличать их от иных дополнительных офисов.

Основные сведения

Для выделенных на баланс обособленных подразделений указываются следующие данные:

  1. Наименование для первичной документации.
  2. Данные о регистрации в ИФНС по месту расположения ОП.
  3. Критерий ведения отдельных номеров документов.
  4. Ответственных лиц ОП. Это может быть руководитель обособленного подразделения либо иной сотрудник, имеющий право подписи.
  5. Контактные данные.

Для подразделений, которые на отдельный баланс не выделены, указываются следующие сведения:

  1. Ведение отдельных планов по финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Указание реквизитов ОП в документации.
  3. Возможность отдельного документооборота.

В программе также предусматривается опция по настройке ведения аналитики в разрезе ОП по расходно-доходным статьям. В сведениях также указываются платежные документы, которые оформляет обособленное подразделение (счет-фактура и пр.). Они формируются по л/с ОП в казначействе либо в банке.

Регистр

Касса обособленного подразделения ведется в соответствии с нормативными предписаниями и указаниями ЦБ. Согласно распоряжению Центробанка, ОП должны вести книгу и передавать предприятию копию листа по правилам, определенным финансовой политикой компании. При этом учитывается срок формирования отчетности. По каждому подразделению должен вестись отдельный раздел. На ее титульном листе указывается номер или наименование ОП. Бланк обособленного подразделения передается в основной офис. В нем составляется единая книга по всему предприятию. (приходно-расходные ордера) оформляются кассиром подразделения самостоятельно. Их нумерация ведется в порядке, предусмотренном финансовой политикой предприятия. формируется в 2-х экземплярах. Один из них остается в ОП, второй - передается в главный офис с прилагаемой документацией. В 1С предусматривается ведение отдельной книги по ф. 0504514 и регистрационного по ф. 0310003. Они используются подразделениями с установленным критерием обособленной нумерации. Для прочих представительств/филиалов документация регистрируется в книге и журнале, которые оформляются в основном офисе. Необходимо сказать, что в первичных бумагах и отчетности, в которых предусматривается графа "Структурное подразделение", название обособленного подразделения выводится в нем программой. Если отсутствует, оно будет добавляться к наименованию основного предприятия.

, сентябрь 2018.

Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация».

Перед многими организациями с ростом бизнеса встает задача расширения географии. Тогда возникают вопрос: как грамотно делегировать функционал компании в другой район, город или субъект? Что открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? Какие могут возникнуть налоговые препятствия и последствия?

Разница и сходство филиалов и представительств

Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).

Гражданское законодательство различает два вида подразделений– это филиал и представительство (ст. 55 ГК РФ). Согласно этой статье представительство – это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал, в свою очередь, это обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительскую функцию.

Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.

Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.

  1. Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.
  2. Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.
  3. Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.
  4. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.
  5. Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.
Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.

На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.

Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.

Что такое обособленное подразделение

В НК РФ отсутствует определение филиала или представительства, однако ст. 11 НК РФ содержит понятие обособленного подразделения.

Согласно этой статье обособленное подразделение – любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.

Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается. Обособленное подразделение, отвечающее признакам, указанным в ст. 11 НК РФ, считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации. А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.

Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще. Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации. Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.

Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:

  • территориальная обособленность;
  • создание в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.

Разберемся, что это такое.

Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.

Второе условие признания обособленного подразделения таковым – это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место – это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя. Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.

Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.

Налогообложение для обособленных подразделений

Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства. Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения. Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.

Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).

Но если компания имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом и имеет те признаки обособленного подразделения, которые перечислены выше, то такая организация вправе применять УСН.

Минфин в своих письмах не раз указывал, что наличие у организации обособленного подразделения (не филиала) не препятствует применению упрощенного спецрежима (Письмо Минфина РФ от 14 октября 2015 г., № 03-11-06/2/58685; Письмо Минфина РФ от 20 июня 2013 г. № 03-1106/2/23305; Письмо Минфина РФ от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).

Некоторые налогоплательщики используют пп.1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с целью изменить налоговый режим в середине года – создают филиал формально, то есть только на бумаге. В своем свежем обзоре практики рассмотрения дел от 4 июля 2018 г. Верховный суд в п.3 указал, что создание филиала без намерения вести деятельность через него не может являться основанием для перехода организации с упрощенной системы налогообложения на общую.

Суть рассматриваемого дела была в том, что организация по каким-то причинам в середине года хотела перейти на общую систему налогообложения. А согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики на УСН не вправе перейти на другой режим налогообложения до окончания налогового периода. То есть поменять систему налогообложения «упрощенщики» могут лишь с нового года. Тогда организация решила создать филиал для автоматического перевода на общую систему налогообложения. Филиал был создан, но исключительно «на бумаге». Были подготовлены соответствующие локальные нормативные документы, внесены изменения в ЕГРЮЛ, но реальную деятельность организация через филиал не осуществляла, руководитель был назначен лишь номинально, сотрудников не было, да и собственного офиса филиал не имел. А организация, в свою очередь, уже заявила вычет на возмещение НДС.

Но суд признал, что действия налогоплательщика были направлены на обход налогового законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды. Вывод: создание филиала без осуществления реальной деятельности не переводит организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения, на общую.

Помните, что целью создания обособленных подразделений должно являться расширение бизнеса, открытие новых торговых точек, увеличение объемов и привлечение новых потребителей. Содержание любого обособленного подразделения требует финансовых и трудовых ресурсов. Независимо от выбранной формы обособленного подразделения необходимо сдавать отчетность в ту или иную инспекцию в зависимости от обособленного подразделения и самой отчетности. Таким образом, если вы решили открыть для компании обособленное подразделение, для начала необходимо будет разобраться, какие существуют способы жизни обособленных подразделений, каков процесс их создания, требует ли создание подразделения регистрации в ЕГРЮЛ, какие есть особенности у каждого из видов подразделений и, самое главное, какие это повлечет налоговые последствия.

Можем ли мы открыть два обособленных подразделения, если это два обособленных складских помещения, расположенных по одному адресу.Данная необходимость возникла для ведения отдельной нумерации первичных документов (сч/ф) по двум разным направлениям деятельности, при отсутствии возможности выписывать документы из одной информационной базы.

Двум отдельным обособленным подразделениям нужно иметь отдельные, отличающиеся друг от друга адреса. В случае нахождения обоих подразделений по одному адресу они считаются одним подразделением.

Одним из п признаков обособленного подразделения является территориальная обособленность от головной организации или иных подразделений организации. Минфин РФ считает, что если адрес подразделения, ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом (местом нахождения) головной организации, то подразделение является территориально обособленным. По его мнению, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма , , ).

Эти условия в полной мере можно отнести и к ситуации двумя обособленными подразделениями: если новое подразделение находится в непосредственной близости от прежнего, и располагается по одному с ним адресу – оно не считается отдельным обособленным подразделением организации, соответственно, уведомлять инспекцию о создании нового подразделения не требуется.

Обоснование

Из ситуации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина

эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Организация и ее подразделение расположены на территории, подведомственной одному налоговому органу. Считается ли подразделение территориально обособленным

Единой позиции по этому вопросу нет.

По мнению Минфина России, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314 , от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6 , от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550). Например, если организация зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20, а офис расположен на той же улице, но в доме 22, то этот офис в любом случае будет считаться территориально обособленным подразделением.*

Несколько лет назад (до опубликования разъяснений Минфина России) некоторые арбитражные суды кассационной инстанции приходили к противоположному выводу: «Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. № Ф08-3590/2007-1449А по делу № А63-9693/2006-С4 , ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. по делу № А26-11293/2005). Другими словами, суды считали, что подразделение является территориально обособленным, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Однако и в настоящее время (т. е. уже после того как Минфин России дал соответствующие разъяснения) арбитражные суды иногда придерживаются своей прежней позиции (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012 , от 6 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011 , Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 г. № 09АП-31980/2010 по делу № А40-105046/10-152-567).

Поскольку единый подход отсутствует, организации имеет смысл придерживаться более жесткой позиции, то есть позиции Минфина России. Другими словами, юридическому лицу целесообразно исходить из того, что подразделение считается территориально обособленным тогда, когда его адрес не совпадает с адресом организации. Такой подход в максимальной степени обезопасит компанию от споров с налоговыми органами.*

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

Любая организация с самого создания должна встать на учет в налоговой инспекции. И неважно, ведет она деятельность или нет, есть у нее налоговые обязательства или нет. Об этом сказано в пунктах и статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Создание организации – не единственная причина постановки на учет, могут быть и другие. То есть в течение всего периода своей работы организация может обращаться в налоговую инспекцию для регистрации несколько раз. Разобраться с каждым случаем поможет эта рекомендация.

Когда нужно регистрироваться в инспекции

Организация обязана обратиться в налоговую инспекцию для постановки на учет, если она:

  • только создается (п. 1 ст. 83 НК РФ);
  • открывает обособленное подразделение (п. 1 ст. 83 НК РФ);
  • приобретает или получает недвижимость и транспортные средства (п. 1 ст. 83 НК РФ);
  • получила лицензию на пользование участком недр (заключила с государством соглашение о разделе продукции) ();
  • начинает деятельность в сфере игорного бизнеса (п. 2 ст. 366 НК РФ);
  • получает статус крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 83 НК РФ);
  • становится ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков или участником договора инвестиционного товарищества (п. 4.3 и 4.4 ст. 83 НК РФ).

Регистрация организации

Прежде чем начать вести деятельность, учредитель (руководитель, доверенное лицо) должен зарегистрировать организацию по ее местонахождению (п. 2 ст. 8 и п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Местонахождением организации считается адрес, где находится ее исполнительный орган: дирекция, правление и т. п. (п. 2 ст. 54 ГК РФ , п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , п. 1 ст. 40 и Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Внимание: несовпадение фактического адреса с юридическим (тем, который занесли в ЕГРЮЛ при регистрации) может вызвать претензии у налоговых инспекторов.

Самое страшное, что может быть, если налоговые инспекторы выявят несовпадение юридического и фактического адресов, – так это то, что они могут подать иск о ликвидации организации. А узнают проверяющие о таком несовпадении, если до организации не доходят решения инспекции, направленные по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, в случае, когда почта возвращает налоговой инспекции отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи Пленума ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 .

Кроме того, за недостоверную информацию могут наказать руководителя организации. Штраф составит 5000 руб. Это следует из части 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же может привести к наказанию.

Напомним, что сейчас инспекция должна отправлять все документы на юридический адрес организации. И отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата на шестой день после отправки, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями пунктов и статьи 31 Налогового кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.*

Куда и какие документы подавать

Чтобы новую организацию поставить на учет, подайте пакет документов в то подразделение налоговой службы, которое регистрирует организации. Это может быть либо ИФНС России по местонахождению организации, либо специальная инспекция, которая регистрирует все организации независимо от того, где они в регионе находятся.

Нужную налоговую инспекцию можно найти на официальном сайте ФНС России . Например, в Москве регистрацией всех организаций занимается межрайонная инспекция ФНС России № 46 (письмо УФНС России по г. Москве от 10 сентября 2008 г. № 09-14/085833).

Для регистрации организации в налоговую инспекцию нужно подать:

Как поставить на учет обособленные подразделения

По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России .*

Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца

Да, нужно.

абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденныхпостановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 .

Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604 .

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца ().

Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Поэтому, даже если в обособленном подразделении работает только один сотрудник, организация должна встать на учет по местонахождению подразделения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550 , УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302 .

Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

День обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через подразделение.

Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ).Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать:

  • дату окончания обустройства рабочего места;
  • дату принятия первого сотрудника на работу;
  • другую дату, связанную с началом деятельности подразделения.

Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28 , Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10 , Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19) , Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541) *.

Внимание: если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.*

Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035 , постановление Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена вписьме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404 .*

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов и Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435 .

Филиал или представительство

Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.

Какие документы подать в инспекцию

В инспекцию подайте следующие документы:
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы . Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе А уведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).

Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28 , ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009 , ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.

Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность

Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.

1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.

Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют ():

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • ФСС России и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ ().

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*

Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения

Нет, не должна.

Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:

  • подразделение имеет отдельный баланс;
  • подразделение имеет отдельный расчетный счет; Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п ;
  • в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н .

Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов. Является оно филиалом, представительством или обособленным подразделением? Как и куда уплачивать налоги? Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место? На эти и другие вопросы в данной статье отвечает А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Обособленное подразделение в НК РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
  • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

Место нахождения организации и ее подразделения

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия "адрес" содержится в подпункте "д" пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий "филиал" и "представительство". К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения". В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

Создание обособленного подразделения

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации - постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ - в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности - строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.

Стационарные рабочие места

Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних - суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).

Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

"...как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002...".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

Обязанности по уплате налогов

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.


Что является обособленным подразделением Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

  • Представительства — обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.
  • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

Территориально обособленное подразделение

Сведения о выборе налогового органа компания указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения. При создании организацией нескольких обособленных подразделений в Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе выбрать для постановки на учет по данному основанию налоговый орган по месту нахождения одного из созданных обособленных подразделений.

Смена адреса обособленного подразделения Организация в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении должна направить сообщение об этом в налоговый орган. При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Обособленное подразделение юридического лица: признаки и порядок

Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца.


Внимание

Сообщение оформляется по ф. С-09-3. Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п.


1.

Инфо

В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п.


3). Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие.

Обособленные подразделения

Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами.

Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение.

По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации.

Обособленные подразделения — кратко о самом важном

Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения.Отчеты сдаются в налоговую инспекцию по месту постановки на учет ОП.Если у работника заключен трудовой договор с головной организацией, а рабочим местом является территория обособленного подразделения, то налог с доходов уплачивается по месту нахождения ОП.Если сотрудник в течение месяца работал в нескольких ОП, налог рассчитывается исходя из отработанного в каждом ОП времени и перечисляется в бюджеты, по месту нахождения всех ОП.Если подразделение было зарегистрировано не в начале месяца, то НДФЛ с доходов работников следует уплатить пропорционально доле заработной платы, начисленной за время работы в данном ОП.Следует отметить, что ОП уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке.

Онлайн журнал для бухгалтера

Для регистрации в налоговом органе обособленного подразделения потребуются следующие документы

  • Паспорт лица, подающего документы
  • Доверенность, если документы подает не генеральный директор компании
  • Заявление по форме С-09-3-1

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ). Кстати, в отличие от филиалов и представительств, никаких пошлин при регистрации иных подразделений в инспекции платить не нужно.

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения

В письме от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702 Минфин России разъяснил, что является обособленным подразделением организации. Одним из основных признаков обособленного подразделения является его территориальная обособленность от организации (п.
2 ст. 11 НК РФ): адрес обособленного подразделения должен отличаться от адреса самой организации. Подразделение, расположенное по тому же адресу, что и сама организация, не является обособленным. Еще одним признаком обособленного подразделения по п. 2 ст. 11 НК РФ является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца. Если подразделения не обладают данными признаками, они не являются обособленными.
Соответственно, на них не распространяется обязанность вставать на учет по месту нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Регистрация обособленного подразделения в ифнс

Как бы странно это ни звучало, но создать обособленное подразделение юридического лица можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике.

Нередко это «неумышленное» действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет обособленное подразделение юридического лица.

Определение Обособленное структурное подразделение юридического лица — это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц.
Еще одно требование – территориальная обособленность от главной организации.
В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение. Страховые взносы (п.11-15 ст.212-ФЗ) Страховые взносы в ФСС и ПФР начисляются на заработную плату работников ОП.Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится ОП.Отчеты сдаются в управление ПФР и филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет. НДС (ст.174 НК РФ) НДС исчисляется в целом по организации и уплачивается по месту постановки на учет головной организации. По обособленным подразделениям суммы НДС не распределяются.Отчетность сдается головной организацией по месту своего нахождения.Оформление счетов-фактур получаемых и выставляемых обособленными подразделениями имеют некоторые особенности.

Обособленное подразделение расположено по адресу головной организации

В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП.

Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете. Страховые взносы Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП.
Транспортный налог (ст.363 НК РФ) Налог уплачивается в бюджет региона, в котором зарегистрированы транспортные средства.Отчетность подается в ИФНС территории, в котором зарегистрированы т/с.Если же транспорт зарегистрирован в головной организации, а эксплуатируется обособленным подразделением, то его следует поставить на временный учет в данном регионе, и уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации. Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, в состав которой могут входить:

  • Оборотно-сальдовые ведомости
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках

В ИФНС обособленные подразделения бухгалтерскую отчетность не сдают.

Для корректной работы сайта необходимо включить в браузере поддержку javascript Заполнить 3-НДФЛ! Статус налогового резидента! Допуск СРО! Декларация КИК! Услуги Сотрудничество Помощь О компании Контакты Карта сайта Задать вопрос Главная » Услуги » Регистрация компаний » Обособленные подразделения » Регистрация обособленного подразделения в ИФНС Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании каждого обособленного подразделения Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории РФ, а также на филиалы и представительства. Законодательство предусматривает возможность создания ЮЛ не только филиалов и представительств (ст.

55 ГК РФ), но и таких обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ.

gastroguru © 2017