Надо ли применять профстандарт "вредники"? Профстандарты. Маляр строительный Профстандарт маляр порошковой покраски

В ООО по результатам специальной оценки условий труда признаны тяжелыми (вредными, опасными) условия труда по следующим профессиям:повар,официант,кассир,электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке,каменщик, постоянно работающий в бригаде каменщиков,штукатур-маляр,машинист крана (крановщик).Будет ли обязательным с 01.07.2016 г. применение профессиональных стандартов по данным профессиям? Если да, то, что необходимо для этого сделать? Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, для данных категорий применение проф. стандарта или ЕКС обязательно и в настоящее время и будет обязательно после 01.07.2016 года.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

В отношении работников, замещающих должности, по которым работнику положены гарантии, компенсации, льготы требования проф. стандартов ИЛИ квалификационн6ых справочников обязательны и сейчас и были обязательны ранее уже с 15.12.2012 года (ст. 57 ТК РФ, Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ )

При приеме на работу на указанные должности соблюдать требования ЕКС или профстандарта. Минтруд в указанном выше письме указал, что в том случае, когда в ЕКС и профстандарте установленные разные квалификационные требования по одной должности, работодатель вправе сам выбрать, чем руководствоваться проф. стандартом или ЕКС.

  1. Сформировать комиссию по внедрению профстандарта.
  2. Составить план-график внедрения стандартов
  3. Комиссия может подготовить отчет, в котором укажет группы должностей, для которых стандарт обязателен. А по должностям, по которым еще проф. стандарты не разработаны, укажет в примечании, что в настоящее время проф.стандарт не разработан, применяется такой-то ЕКС или ЕТКС.
  4. Для работников, которым в соответствии с проф. стандартом или ЕКС требуется доп. подготовка, нужно запланировать обучение. Составить План повышения квалификации. Провести переговоры с образовательными организациями, по возможности, заключить договоры на обучение персонала.

По указанным Вами должностям:

Наименование должности Проф. стандарт Примечание
повар, Применяете либо проф. стандарт «Повар» либо ЕКС, утв. Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: "Производство алкогольной и безалкогольной продукции"; "Хлебопекарно-макаронное производство"; "Кондитерское производство"; "Крахмалопаточное производство"; "Производство сахара"; "Производство...

официант,

Применяете стандарт , утв. приказом Минтруда от 01.12.2015 № 910Н

или ЕКС, утв. Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: "Производство алкогольной и безалкогольной продукции"; "Хлебопекарно-макаронное производство"; "Кондитерское производство"; "Крахмалопаточное производство"; "Производство сахара"; "Производство...

кассир, Нет стандарта Применяете ЕКС , утв. постановлением Минтрудсоцразвития 21.08.1998 № 37
электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке,

1.Если имеет право на досрочную пенсию, должность переименовывать не надо, как минимум до принятия Правительством РФ постановления о тождестве наименований.

2.Руководствуетесь ЕКС, утв. утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45 Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 2, разделы: "Литейные работы", "Сварочные работы", "Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы", "Кузнечно-прессовые и термические работы", "Механическая обработка металлов и других материалов...


каменщик, постоянно работающий в бригаде каменщиков,
Применяете либо профстанларт , либо ЕКС, утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243
штукатур-маляр,

1.Фактически работник работает по 2-м разным профессиям. Рекомендуем в наименовании оставить одну должность, работа по которой имеет больший удельный вес у работника. А по второй должности оформить совмещение. В штатном расписании надо предусмотреть 2 должности: штукатур и маляр

2. Применяете либо профстанларт, либо ЕКС, утв. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243

машинист крана (крановщик). Применяете либо стандарт, либо ЕКС, утв. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1 (с изменениями...

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация : Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов - большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016-2018 годах эта работа продолжится. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике , разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с разработки профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, утвержденным .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. , Правил, утвержденных ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Обновление профстандартов

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным . Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Применение профстандартов

Какие организации обязаны применять профстандарты

В настоящий момент обязанность применять стандарты в части наименований должностей возникает, если выполнение работ по должности связано с (). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками.

С 1 июля 2016 года обязанность применять профстандарты не только в части наименований должностей, но и в части требований к образованию, знаниям и умениям появится еще у ряда работодателей. Обязательность применять стандарты появится, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ().

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. , Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов ();
  • аудиторов (ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом ();
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи ();
  • главных архитекторов ();
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ();
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений ();
  • государственных гражданских и муниципальных служащих ( , );
  • работников, занятых на подземных работах ();
  • работников, занятых на работах с химическим оружием ();
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта ();
  • медиаторов ();
  • медиков и фармацевтов ();
  • научных работников ();
  • нотариусов ();
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации ( , );
  • охранников ();
  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • прокуроров ();
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ ( , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции ( Положения, утвержденного );
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации ( и др.);
  • сварщиков ( , утвержденные );
  • сотрудников органов внутренних дел ();
  • сотрудников Следственного комитета России ();
  • спасателей ();
  • специалистов в области ветеринарии ();
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций ();
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. , Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных );
  • судебных приставов ();
  • судей ().

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы - работодатели обязаны применять . На это указывают и специалисты Минфина России в. При этом в настоящее время Минтруд России подготовил ст. 143 ТК РФ);

  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений ().
  • Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения

    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для , предусмотренных Трудового кодекса РФ и , и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в и письмах и .

    При этом, что касается государственных и муниципальных учреждений, то, учитывая общенациональную важность внедрения профстандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ или услуг, данным организациям рекомендовано провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профстандартам. При необходимости составить план подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Кроме того, Минтруд России подготовил , который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в , предусмотренных Трудового кодекса РФ и . При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе . При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

    Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте

    Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для , предусмотренных Трудового кодекса РФ и .

    В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

    XX - класс;

    ХХ.Х - подкласс;

    ХХ.ХХ - группа;

    ХХ.ХХ.Х - подгруппа;

    ХХ.ХХ.ХХ - вид.

    Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД ( , утвержден ).

    Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ШАРЫПОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    профессиональной подготовки

    по рабочей профессии

    13450 «Маляр строительный»

    форма подготовки: очно-заочная

    Шарыпово, 2015
    Аннотация программы
    Программа профессиональной подготовки

    по рабочей профессии 13450 « Маляр строительный»

    Согласование_________________________________________________

    Заместитель директора по УПР – Катникова Наталья Ивановна

    Преподаватель - Симонова Алла Ивановна

    Преподаватель – Уляновская Лилия Владимировна

    Преподаватель – Смирнова Наталья Валерьевна

    Мастер производственного обучения - Тимошенко Галина Николаевна

    Правообладатель программы: КГБПОУ «Шарыповский строительный техникум» г.Шарыпово, 4-ый микрорайон, дом 26,

    тел/факс: 8(39153)28536,

    email: [email protected]

    480

    Квалификация выпускника_ Маляр строительный

    Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического Совета

    1. Общие положения.....................................................................................................................

    1.1. Требования к поступающим………………………………………………………………..

    1.2. Нормативный срок освоения программы …………………................................................

    1.3. Квалификационная характеристика выпускника………………………………………….

    2. Характеристика подготовки ………………………………………………………………….

    3. Учебный план............................................................................................................................

    4. Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы …………….


    Приложение 1

    Программа учебной дисциплины ОП.01 Основы строительного черчения

    Приложение 2

    Программа учебной дисциплины ОП.02 Основы материаловедения

    Приложение 3

    Программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники

    Приложение 4

    Программа учебной дисциплины ОП.04 Основы технологии отелочных строительных работ

    Приложение 5

    Программа учебной дисциплины ОП.05 Охрана труда

    Приложение 6

    Программа учебной дисциплины ОП.06 Основы рыночной экономики и предпринимательства

    Приложение 7

    Программа учебной дисциплины ОП.07 Технология карьеры

    Приложение 8

    Программа профессионального модуля ПМ.01 Выполнение малярных работ

    Приложение 9

    Программа практики ПП.00

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Нормативную правовую основу разработки профессиональной образовательной программы (далее – программа) составляют:


    • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

    • Профессиональный стандарт «маляр строительный», утвержденный приказом Минтруда РФ от 25 декабря 2014 г. N 1138н

    • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802.10 «мастер отделочных строительных работ», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. n 746

    • Устав Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шарыповский строительный техникум»;

    • «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291

    • Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

    • Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016-94, 01.11.2005 г.;

    • «Перечень профессий профессиональной подготовки», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2011 г. N 1440 (далее Перечень 2011 г.) представлен наименованием профессий, их кодом в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1996 г. № 367 с 1 января 1996 г., с дополнениями и изменениями (далее Общероссийский классификатор)

    • «Перечень профессий профессиональной подготовки», утвержденным Приказом Минобразования России от 29.10.01 № 3477, также разработанным на основе Общероссийского классификатора (далее Перечень 2001 г.).

    • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2000 г. № 3/1 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (с изм. и доп. от 8 февраля 2001 г.)

    • Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №37 от 29.01.2007

    • письмо Министерства образования РФ от 20 января 2003 г. N 29/19-12 и Министерства труда и социального развития 14 РФ от 3 февраля 2003 г. N 739-ВЯ «О некоторых разъяснениях по применению Перечня профессий профессиональной подготовки при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения»)

    • «Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.02.2000 г. №18)

    • Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (письмо Минобразования России от 25.04.2000г. № 186/17-11(далее Рекомендации 2000 г.);

    • Письмо Минобрнауки России от 27.01.09 № 03-124-1 «О рекомендациях по формированию программ опережающего обучения»;

    • Письмо Минобранауки России № 252 12-16 13.02.2009 «Об организации работы по включению подведомственных учреждений профессионального образования в урегулирование ситуации на рынке труда, содействию занятости населения и профессиональной подготовке и переподготовке высвобождаемых работников и выпускников образовательных учреждений»;

    • Письмо Минобрнауки России от 17.02.2009 г. № ИК-123/03 «О функционировании общеророссийского банка текстов и аннотаций программ опережающего профессионального обучения»;

    • Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2009 г. № 157/09 «Рекомендации по разработке адаптированных учебно-методических материалов для реализации программ опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения»;

    • Положение об оценке и сертификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утверждённое Минобрнауки России и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.09;

    • Методические рекомендации по разработке адаптированных программ опережающего профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации), разработанные Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» от 12.11.2009 г. (далее Методические рекомендации ФИРО 2009 г.).

    Термины, определения и используемые сокращения

    В программе используются следующие термины и их определения:

    Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

    Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

    Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

    Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

    Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

    ПМ – профессиональный модуль;

    ОК – общая компетенция;

    ПК – профессиональная компетенция.

    1.1. Требования к поступающим

    Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении среднего общего образования

    1.2. Нормативный срок освоения программы

    Нормативный срок освоения программы 480 часов при очно-заочной форме подготовки.

    1.3. Квалификационная характеристика выпускника

    Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по Окрашиванию наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями:



    • для окрашивания и оклеивания обоями
    в качестве маляра строительного.

    Квалификационный уровень по национальной рамке квалификаций: 3 разряд .


    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ
    Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки.

    Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве Кровельщик 3 разряда в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

    Подготовка по программе предполагает изучение следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей:


    ОП.00

    Общепрофессиональные дисциплины

    ОП.01

    Основы строительного черчения

    ОП.02

    Основы материаловедения

    ОП.03

    Основы электротехники

    ОП.04

    Основы технологии отелочных строительных работ

    ОП.05

    Охрана труда

    ОП.06

    Основы рыночной экономики и предпринимательства

    ОП.07

    Технология карьеры

    ПМ.00

    Профессиональные модули

    ПМ.01

    Выполнение малярных работ

    МДК.01.01

    Технология малярных работ

    ПП.00

    Практика

    Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

    Профессиональные компетенции по виду деятельности


    Виды деятельности

    Профессиональные компетенции

    Очистка, для окрашивания и оклеивания обоями

    ПК1.1 Очистка поверхностей

    ПК1.2 Сглаживание поверхностей вручную

    ПК1.3 Соскабливание старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин

    ПК1.4 Предохранение поверхностей от набрызгов краски

    Протравливание и обработка поверхностей

    ПК2.1 Проолифливание деревянных поверхностей кистью и валиком

    ПК2.2 Обработка недеревянных поверхностей грунтами и пропитками кистью или валиком

    ПК2.3 Подмазывание отдельных мест

    ПК2.4 Приготовление нейтрализующего раствора

    ПК2.5 Протравливание цементной штукатурки нейтрализующим раствором

    Окончательная подготовка поверхностей

    ПК3.1 Расшивка трещин

    ПК3.2 Вырезка сучьев и засмолов

    ПК3.3 Приготовление шпатлевочных составов

    ПК3.4 Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную

    ПК3.5 Разравнивание шпатлевочного состава, нанесенного механизированным способом



    ПК4.1 Грунтовка поверхностей кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом

    ПК4.2 Техническое обслуживание краскопульта

    ПК4.3 Шлифовка огрунтованных, окрашенных и прошпатлеванных поверхностей



    ПК5.1 Приготовление клеевого состава

    ПК5.2 Обрезка кромок обоев вручную

    ПК5.3 Нанесение клеевого состава на поверхности

    Общие компетенции по виду деятельности

    Виды деятельности

    Умения

    Знания

    Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями

    Пользоваться металлическими шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей



    Пользоваться пылесосом, воздушной струей от компрессора при очистке поверхностей

    Назначение и правила применения ручного инструмента и приспособлений

    Удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой выбоин

    Правила эксплуатации, принцип работы и условия применения пылесосов и компрессоров

    Устанавливать защитные материалы (скотч, пленки) для предохранения поверхностей от набрызгов краски

    Способы и материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски

    Инструкции по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах

    Протравливание и обработка поверхностей

    Наносить на поверхности олифу, грунты, пропитки и нейтрализующие растворы кистью или валиком

    Виды и свойства основных протравливающих и нейтрализующих растворов, грунтов, пропиток

    Отмеривать и смешивать компоненты нейтрализующих и протравливающих растворов

    Правила применения олиф, грунтов, пропиток, протравливающих и нейтрализующих растворов

    Способы и правила нанесения олиф, грунтов, пропиток, протравливающих и нейтрализующих растворов

    Виды и правила использования средств индивидуальной защиты, применяемых при протравливающих работах

    Сортамент, маркировка, основные свойства олиф, нейтрализующих и протравливающих растворов

    Правила безопасности при работе с нейтрализующими, протравливающими и лакокрасочными материалами

    Окончательная подготовка поверхностей

    Пользоваться инструментом для расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов

    Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание

    Отмеривать, перетирать и смешивать компоненты шпатлевочных составов

    Способы и правила расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов

    Пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную

    Способы и правила приготовления и перемешивания шпатлевочных составов

    Разравнивать нанесенный механизированным способом шпатлевочный состав

    Правила эксплуатации и принцип работы инструментов и механизмов для приготовления и перемешивания шпатлевочных составов

    Способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную

    Устройство, назначение и правила применения инструмента и механизмов для нанесения шпатлевочных составов

    Способы и правила разравнивания шпатлевочного состава, нанесенного механизированным способом, инструмент для нанесения

    Сортамент, маркировка, основные свойства шпатлевочных составов



    Грунтование и шлифование поверхностей

    Пользоваться инструментами и приспособлениями для грунтования поверхностей

    Способы и правила нанесения грунтовок и основные требования, предъявляемые к качеству грунтования

    Заправлять, регулировать факел распыла грунта, наносить грунт на поверхность краскопультами с ручным приводом

    Устройство, принцип работы, правила эксплуатации ручного краскопульта

    Производить техническое обслуживание ручного краскопульта

    Способы и правила выполнения шлифовальных работ

    Шлифовать огрунтованные, окрашенные и прошпатлеванные поверхности

    Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей

    Инструкции по охране труда, правила пожаробезопасности и электробезопасности при грунтовании и шлифовании поверхностей

    Сортамент, маркировка, основные свойства грунтовых составов

    Подготовка стен и материалов к оклеиванию обоями

    Отмеривать, смешивать компоненты, приготавливать клей заданного состава и консистенции

    Сортамент, маркировка, основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ

    Получать ровную кромку при обрезке обоев вручную

    Способы и правила приготовления клея

    Наносить клеевой состав на поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом

    Способы раскроя обоев вручную

    Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ

    Согласно учебного плана:

    • начало учебных занятий – по мере комплектования групп численностью 10 человек на протяжении календарного года;

    • продолжительность учебной недели – пятидневная;

    • занятия проводятся по 45 минут (продолжительность академического часа) и 10 минут перерыв после окончания каждого занятия;

    • продолжительность каникул - каникулы не предусмотрены

    • оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся

    4. Оценка качества подготовки
    Оценка качества подготовки, включает текущий контроль и итоговую аттестацию.


    • текущий контроль знаний осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, самостоятельной работы, контрольной работы, устного опроса;

    • промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета, экзамена. Дифференцированные зачеты, зачеты, проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины. Успеваемость обучающегося по итогам при сдаче экзамена и дифференцированного зачета, определяется оценками «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно;
    Текущий контроль и итоговая аттестация проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формы и условия проведения текущего контроля и итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

    Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

    Согласно учебному плану предусматривается прохождение практики, которая должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

    Аттестация по итогам практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

    Формы проведения промежуточной аттестации

    Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета, экзамена. Дифференцированные зачеты, зачеты, проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины, профессионального модуля. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация проводится в отведенное врем.

    Промежуточную аттестацию по междисциплинарным курсам проводится непосредственно после завершения их освоения.

    Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля - по МДК экзамен, и по учебной и производственной практике – экзамен.

    При освоении профессиональных образовательных программ оценка квалификации может проводиться в рамках промежуточной и (или) итоговой аттестации

    Итоговая аттестация

    Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

    К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Аттестационной комиссией проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных компетенций в соответствии с согласованными с работодателями критериями, утвержденными образовательным учреждением.

    Необходимым условием допуска к итоговой аттестации является представление документов, содержащих и подтверждающих оценку компетенций обучающегося, полученную им в условиях освоения теоретического материала, учебной практики и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены характеристики с мест прохождения практик и т.д.

    Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного образца.

    Маляр в строительстве – одна из старейших и востребованных профессий. Так называют работника, который специализируется преимущественно на окраске зданий и интерьеров, оклеивании обоев.

    Работа маляра начинается после того, как завершены другие ремонтно-строительные и монтажные работы. Это делается, чтобы не допустить повреждения окрашенных поверхностей. Этот специалист может выполнять свои функции снаружи и внутри здания, окрашивать дерево, металл, штукатурку, работать с разными типами красок. Он использует краскораспылительные устройства, кисть и валик. При этом существуют требования относительно температуры и влажности, при которых может выполняться окраска.

    Он должен обладать рядом качеств физиологического и психологического характера. К ним относятся внимательность и аккуратность, правильная координация движений, хороший глазомер. Нужны творческое воображение и развитый эстетический вкус. Не должно быть противопоказанных с заболеваниями органов дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Недопустима ограниченная подвижность рук и ног, обмороки и навязчивые состояния, некоторые заболевания кожи.

    Зачем маляру стандарт

    Профессиональный стандарт является новым важным элементом социальной политики государства. Он позволяет дать всестороннюю характеристику того объема умений и знаний, который требуется маляру. Для того чтобы в комплексе оценить строительного маляра современным требованиям, Минтруда и соцзащиты РФ 25 декабря 2014 г. приняты специальные документы. Это пакет профессиональных стандартов, в которых сформулированы параметры различного уровня квалификации маляров от начального до наивысшего. Здесь содержатся принципиальные положения относительно работы специалистов малярного дела, описаны функции и характеристики в процессе труда.

    К главным положениям этого профстандарта относятся виды деятельности и их основная цель, группы, которые занимаются ними. Виды профдеятельности предполагают окрашивание изнутри и снаружи поверхностей стен и потолков домов, оклеивание их обоями. Делается это в целях покрытия защищающими материалами, декорирования поверхностей. Выполняются работы группой, состоящих из маляров и рабочих, очищающих и готовящих поверхности к нанесению краски.

    Как устанавливается квалификация

    Функции, которые маляр выполняет в процессе труда, указываются в его профстандарте, где также обозначаются три (2,3,4) квалификационных уровня. У каждого из них своя степень ответственности и объем полномочий. При этом указывается на необходимые знания и умений, способы достижения такого уровня.

    Предполагается, что маляр несет индивидуальную ответственность и им руководит более опытный работник. Второй и третий уровни допускают некоторую самостоятельность маляра. При этом во втором она возможна, когда выполняемые функции ему знакомы, а в третьем – в случае, если выполняемые практические задачи стандартны. Четвертый уровень предполагает анализ практических ситуаций и проявление самостоятельности. Ответственность на этом уровне может быть как индивидуальная, так и по результатам работы коллектива, в котором трудится маляр.

    На третьем и четвертом уровнях предполагается составление индивидуального плана работы согласно поставленным задачам. Четвертый уровень также допускает возможность составления маляром плана работы для коллектива.

    В качестве основных путей получения квалификации для 2 уровня предусматривается двухмесячная учеба или переподготовка по своей профессии. Для третьего уровня обучение и переподготовка должна длиться до двенадцати месяцев. Четвертый уровень требует среднего образования и участия в программах подготовки и квалификационного совершенствования. Для третьего и четвертого нужен опыт работы маляром. Работники второго уровня практики работы могут не иметь.

    Как реализуются функции малярного труда

    В специальном разделе стандарта разъясняются требования, связанные с реализацией функций на конкретных работах. Так, для зачистки, протравливания, обработки поверхностей и оклейки обоями достаточен второй квалификационный уровень. Его могут иметь работники, занимающие должности маляров строительных и маляров строительных 2 разряда. У них должно быть отвечающее уровню образование. Перед приемом на работу им следует пройти процедуру медосмотра, обучиться приемам безопасного труда. Требуется проверить полученные во время обучения знания и пройти стажировку.

    В случае сложных отделочных работ требуется квалификационный четвертый уровень с соответствующим образованием и минимум двухмесячный опыт работы в качестве маляра с четвертым разрядом. К такой работе могут допускаться строительные маляры 5 или 6 разрядов. К самостоятельной работе на высоте работник допускается, пройдя особый инструктаж. Таким же образом описываются прочие функции труда маляра.

    Новое о стандартах профессий

    С июля 2016 года действуют новые положения ТК РФ. Они содержатся в статьях кодекса 195.2 и 195.3. Первая конкретизирует порядок, согласно которому разрабатываются и утверждаются профстандарты, определяется роль национальной комиссии, занимающейся урегулированием проблем в сфере трудовых и социальных отношений.

    Во второй статье 195.3. содержатся принципиальные положения, в первую очередь для работников и тех, кто предоставляет им работу. Она устанавливает порядок применения профстандартов. Принципиальным является то, что работодатели должны неукоснительно соблюдать квалификационные требования, если они установлены законодательно.

    Профессиональный стандарт «маляр строительный» важно для работы с наемными работниками, повышения их профессионального потенциала. Он способствует внедрению прогрессивных систем оплаты, с учетом специфики строительных и ремонтных работ. На его основе могут разрабатываться профессиональные образовательные программы по подготовке квалифицированных маляров.

    Видео инструктаж по охране труда

    Категории


    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1138н

    "Об утверждении профессионального стандарта "Маляр строительный"

    В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

    Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Маляр строительный".

    Регистрационный N 35815

    Маляр строительный

    Профессиональный стандарт

    Регистрационный номер 347

    I. Общие сведения

    Вид трудовой деятельности (группа занятий)
    Код ОКЗ Наименование Код ОКЗ Наименование
    7138 Маляры, рабочие по очистке поверхностей зданий и сооружений и родственные профессии.

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)

    A Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями. 2 А/01.2 2
    А/02.2 2
    В Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями. 2 В/01.2 2
    В/02.2 2
    В/03.2 2
    С Выполнение работ средней сложности при окрашивании, оклеивании и ремонте поверхностей. 3 Шпатлевание и грунтование поверхностей механизированным инструментом. С/01.3 3
    Окрашивание поверхностей. С/02.3 3
    Оклеивание поверхностей обоями простыми или средней плотности и тканями. С/03.3 3
    D Выполнение сложных работ при отделке стен и потолков. 4 Отделка поверхностей стен в два и более тона. D/01.4 4
    Художественная отделка и ремонт поверхностей. D/02.4 4
    Отделка стен и потолков высококачественными обоями. D/03.4 4

    III. Характеристика обобщённых трудовых функций

    Трудовая функция

    Трудовая функция Наименование Код
    3.1.1. Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски. А/01.2 2
    3.1.2. Протравливание и обработка поверхностей. А/02.2 2

    Трудовая функция

    (Маляр строительный / маляр строительный 3-го разряда)

    Трудовая функция Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
    3.2.1. Шпатлевание поверхностей вручную. В/01.2 2
    3.2.2. Грунтование и шлифование поверхностей. В/02.2 2
    3.2.3. Подготовка стен и материалов к оклеиванию обоями. В/03.2 2

    Трудовая функция

    (Маляр строительный / маляр строительный 4-го разряда)

    Трудовая функция Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
    3.3.1. Шпатлевание поверхностей вручную. С/01.3 3
    3.3.2. Грунтование и шлифование поверхностей. С/02.3 3
    3.3.3. Подготовка стен и материалов к оклеиванию обоями. С/03.3 3

    Трудовая функция

    (Маляр строительный / маляр строительный 5-го и 6-го разрядов)

    IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

    4.1. Ответственная организация разработчик

    4.2. Наименования организаторов - разработчиков

    1 Ассоциация саморегулируемых организаций по комплексному перспективному развитию инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта "ЕДИНСТВО" (Ассоциация СРО "ЕДИНСТВО"), город Москва.
    2 ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I", город Воронеж.
    3 ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет", город Санкт-Петербург.
    4 ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", город Санкт-Петербург.
    5 ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва.
    Наименование документа Полное наименование документа
    ОКЗ Общероссийский классификатор занятий.
    ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
    ЕТКС Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск №3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"
    НПО Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
    ОКСО Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

    «Профессиональный стандарт маляр » — этот запрос все чаще адресуют поисковым системам как работники, так и работодатели. Откуда такой интерес к профессиональному стандарту маляра , в чем заключаются основные положения и особенности применения этого профстандарта, расскажем в нашей статье.

    Что такое профстандарт маляра?

    2015 год привнес в трудовое законодательство важное изменение, в результате которого существовавшая ранее в Трудовом кодексе статья 195.1, посвященная профессиональным стандартам и квалификации работника, получила обновленное звучание. Новая редакция статьи и дополнившие ее статьи 195.2 и 195.3 с 1 июля 2016 года дали старт внедрению в жизнь принятым ранее профессиональным стандартам для работников разных специальностей и дальнейшему принятию профстандартов по профессиям, не охваченным ранее.

    К настоящему времени утверждено около 800 профстандартов, среди которых есть профессиональный стандарт для маляра судового, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты России от 09.10.2014 № 679н, и профессиональный стандарт для маляра строительного, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты России от 25.12.2014 № 1138н. Эти документы устанавливают основные положения работы специалистов данного направления, описывают трудовые функции, входящие в профстандарты, а также дают характеристики обобщенным функциям труда.

    Для справки: согласно трудовому законодательству, квалификация работника — это совокупность уровня знаний, умений, профнавыков и компетенций сотрудника. Профстандарт — характеристика комплекса этих данных, необходимых работнику для ведения профессиональной деятельности.

    Так как профессиональный стандарт маляра строительного более распространен из двух вышеназванных и включает описание наиболее общих для маляров функций и требований для них, именно его и рассмотрим далее.

    Профстандарт маляра строительного. Основные положения

    Общие положения профстандарта маляра содержат следующие сведения:

    1. Вид профдеятельности — окраска внешних и внутренних поверхностей домов, оклейка стен и потолков зданий обоями.
    2. Основная цель данного вида профдеятельности — покрытие материалами защиты и декорации стен зданий и сооружений внутри и снаружи.
    3. Группы занятий: маляры, рабочие по очистной подготовке плоскостей зданий и прочие сходные профессии.

    Что такое уровни квалификации?

    Во втором разделе документа приводится перечень общих трудовых функций указанных специалистов с уточнением уровней квалификации. При этом каждая общая трудовая функция состоит из нескольких более мелких, необходимых для того, чтобы прояснить назначение общей.

    Уровни квалификации для профстандартов установлены приказом Министерства труда и социальной защиты от 12.04.2013 № 148н. Документ содержит описание 9 уровней (с 1 по 9), для каждого из которых дается перечень полномочий и ответственности, характеристика умений и знаний, а также пути достижения уровня квалификации. В профстандарте маляра упоминается три квалификационных уровня: 2, 3, 4.

    Для 2 уровня квалификации установлены:

    • работа под руководством более опытного сотрудника с элементами самостоятельности при выполнении знакомых функций;
    • индивидуальная ответственность.

    Базовыми путями достижения квалификации названы:

    Не знаете свои права?

    • образование по основным программам профподготовки по рабочим профессиям или должностям служащих либо прохождение курсов переподготовки рабочих и служащих длительностью не меньше 2 месяцев;
    • стаж работы.

    3 уровень квалификации предполагает:

    • работу под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных практических задач;
    • составление плана своей работы в соответствии с поставленными задачами;
    • индивидуальную ответственность.

    Требуется:

    • образование по программам профподготовки рабочих профессий или должностей служащих либо по программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до 1 года;
    • опыт работы.

    С 4 уровнем квалификации соотносятся:

    • деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, предполагающих анализ ситуации;
    • составление плана своей работы или работы коллектива сотрудников в соответствии с поставленными задачами;
    • ответственность за выполнение поставленных задач или результат работы коллектива сотрудников.

    Требуется:

    • среднее образование по программам подготовки квалифицированных рабочих/служащих, прохождение программ повышения квалификации рабочих, служащих;
    • опыт работы.

    Характеристика обобщенных трудовых функций.

    Третий раздел профстандарта посвящен характеристике обобщенных трудовых функций. Он содержит разъяснения по основным положениям в отношении каждой конкретной функции.

    1. Общая трудовая функция по зачистке, протравливанию и обработке стен перед проведением покраски и поклейки обоев предполагает 2 уровень квалификации работника. Возможные наименования должности:
      • маляр строительный;
      • маляр строительный 2 разряда.

      При этом требуется образование, соответствующее 2 уровню квалификации, указаний о необходимости опыта работы нет. Специальными условиями допуска к труду являются:

      • медосмотры — как перед поступлением на работу, так и периодические в процессе осуществления трудовой деятельности;
      • обучение безопасным методам труда, наставление, стажировка на рабочем месте и проверка знаний по охране труда.

      К индивидуальным верхолазным работам (на высоте более 5 метров) сотрудник, выполняющий указанную функцию, не допускается.

    2. Трудовая функция, состоящая в финишной подготовке поверхностей к покраске и поклейке обоев, требует 2 уровня квалификации сотрудника — а значит, и образования, соответствующего этому уровню квалификации. Возможные наименования должности:
      • маляр строительный;
      • маляр строительный 3 разряда.

      Для исполнения этой функции требуется опыт работы маляром 2 разряда в течение 2 месяцев и более. Специальными условиями допуска к работе являются:

      • медосмотры;
      • обучение безопасным методам труда, прохождение инструктажа и проверки знания требований по охране труда;
      • к самостоятельным работам на высоте более 5 метров работник может быть допущен после специального инструктажа.
    3. Проведение работ умеренной сложности при покраске, оклейке и ремонте стен требует 3 уровня квалификации, соответствующего ему образования и опыта работы маляром 3 разряда в течение 2 и более месяцев. Возможные наименования должности:
      • маляр строительный;
      • маляр строительный 4 разряда.

      Специальные условия допуска — такие же, как в отношении предыдущей трудовой функции.

    4. Проведение сложных работ по отделке стен и потолков требует 4 уровня квалификации, соответствующего этому уровню квалификации образования и опыта работы в должности маляра 4 разряда в течение 2 и более месяцев. Возможные наименования должности:
      • маляр строительный;
      • маляр строительный 5 разряда;
      • маляр строительный 6 разряда.

      Специальные условия допуска соответствуют условиям допуска к работе маляра строительного 3 разряда.

    Для каждой трудовой функции установлен также перечень трудовых действий, которые могут быть использованы в качестве должностных обязанностей работника в его должностной инструкции.

    Особенности применения профстандарта

    Набирая в поисковой строке запрос «профессиональный стандарт маляр », многие пользователи в первую очередь хотят прояснить для себя вопрос обязательности применения этого профстандарта. Согласно трудовому законодательству, с 1 июля 2016 года профстандарты обязательны, если об этом специально оговорено в нормативных актах или если работа на определенной должности является основанием предоставления различных льгот или компенсаций. В последнем случае наименование должности в документах должно полностью соответствовать названию, установленному в стандартах. В остальных ситуациях нормы профстандарта носят рекомендательный характер.

    Также важно помнить, что несоответствие условиям профстандарта не может служить основанием для увольнения сотрудника. Работодатель в этом случае может лишь предложить ему пройти соответствующее обучение или курсы повышения квалификации.

    gastroguru © 2017