Управление персоналом организации является. Профессия - управление персоналом

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Для поступления на данную специальность большинство вузов интересует обязательный экзамен по математике, который выступает в качестве профильного, а также один экзамен по выбору вуза — это может быть русский язык, история, Информатика и ИКТ или обществознание. Кроме того, учебное заведение по своему усмотрению может запросить от студента результаты экзамена по английскому или другому иностранному языку.

В чем заключается основная сила любой компании? Конечно же, в ее сотрудниках! А вот то, кто будет сотрудником компании в первую очередь зависит от менеджера по персоналу. Успешная работа организации — это опытные и квалифицированные сотрудники. Вот их набором, контролем за качеством работы и занимается представитель этой специальности, отбирая новый персонал среди лучших соискателей. От менеджера зависит насколько един будет коллектив, каков в нем создастся психологический климат, насколько комфортно будет каждому члену в этом небольшом сообществе. Профессия достаточно востребована на рынке труда, а это значит, что выпускник никогда не будет иметь проблем с трудоустройством.

Краткое описание специальности

Специальность объединяет в себе образование в области менеджмента и специальную психологическую подготовку, что в целом позволяет подготовить квалифицированного менеджера по персоналу с широкими возможностями трудоустройства в отечественные и зарубежные организации и представительства разного профиля работы.

Крупные вузы в столице и регионах

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • Московский университет им. С.Ю. Витте
  • Государственный университет управления
  • Воронежский экономический университет
  • Кубанский государственный университет

Сроки и формы обучения

Освоение профессии по данной специальность предполагает возможность выбора любой из трех форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной.

Предметы, изучаемые студентами

В процессе обучения студенты изучают ряд полезных предметов, которые дают возможность им постичь все необходимые грани науки и стать настоящими экспертами в своем деле. Особенно важны для профессионализма студентов такие предметы, как психология, маркетинг и непосредственно управление персоналом. Все изучаемые предметы можно разделить на четыре группы:

  • экономические — статистика, бухучет, финансовый менеджмент, экономическая теория, экономическая география, финансы и кредит, налоги и налогообложение,
  • правовые — правоведение, политология,
  • социальные — социология, основы социального страхования, социальная психология,
  • управленческие — теория организации, основы менеджмента, ИТУ персоналом, маркетинг персонала, кадровый консалтинг, мотивация трудовой деятельности и другие.

Обучение: получаемые знания и навыки

В рамках обучения студенты получают все необходимые знания и умения для осуществления профессионального управления персоналом организации, в том числе в торговой сфере и предоставлении услуг, а также могут обеспечивать эффективную рабочую мотивацию персонала компании или любой организации.

Менеджер по персоналу может выполнять разные виды деятельности, включая управленческую, организаторскую, воспитательную, психологическую, правовую, социологическую и не только.

К конкретным навыкам и умениям специалистов по управлению персоналом можно отнести следующие:

  • разработка, создание и воплощение стратегической линии управления персоналом компании;
  • планирование использования человеческого потенциала;
  • выведение политики управления сотрудниками компании;
  • анализ рынка труда, его возможных вариантов развития и состояния в текущем времени;
  • разработка и воплощение мероприятий, нацеленных на развитие корпоративной культуры в коллективе;
  • организаторские способности к подбору и найму соответствующего персонала компании, а также его обучение, развитие и другие вопросы в данной области.

Будущая профессия: где и кем работать

Профессиональный работник отдела кадров (или HR-менеджер) — это настоящая находка для каждой компании, причем не только крупной, но и даже самой небольшой. Менеджер по управлению персоналом — это должность, которая включает широкий спектр задач, поэтому и выбор профессий здесь также велик — от экономиста до директора компании по подбору персонала. Возможна работа не только в организациях, но и в самостоятельных кадровых агентствах.

Начинающий менеджер может получать заработную плату в пределах 20 тысяч рублей в месяц и более. В большинстве случаев размер оплаты зависит непосредственно о количества полномочий и требований, предъявляемых руководством организации к такому работнику. Также немаловажную роль играет и конкретная специфика деятельности компании.

Профессиональный менеджер по управлению персоналом может ожидать зарплату от 30 тысяч рублей, в то время как профессионал с большим опытом работы, занимая пост директора по персоналу в большой компании, может получать до 130 тысяч рублей ежемесячно.

Продолжение обучения по специальности

По окончании бакалавриата (4 года обучения) студенты могут продолжить освоение специальности в магистратуре в течение 2 лет. Для этого, как правило, предлагают пройти собеседование по профилю желаемого направления. Магистры занимаются руководством в службах управления персоналом в разных сферах деятельности, включая торговую, банковскую, страховую, транспортную и другие

Менеджер по персоналу (HR-менеджер) — специалист, отвечающий за формирование кадровых ресурсов в организации. Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Профессия HR-менеджера (HR расшифровывается как Human Resources - человеческие ресурсы) относительно молодая, пришла в нашу страну с Запада в 1990-х годах и заменила так называемых “кадровиков”. Рекрутинг и делопроизводство лишь малая доля обязанностей менеджера по персоналу. Современный HR-менеджер это стратегический управленец, в его обязанности входит формирование кадровой политики предприятия, в которую входит разработка системы обучения персонала, поддержание здорового психологического климата в коллективе, мотивация сотрудников. Менеджер по персоналу относится к категории руководителей. Его главная задача - обеспечение эффективности работы человеческого ресурса. От деятельности HR-менеджера во многом зависит успех предприятия. Кадры решают всё. Старый лозунг актуален и по сей день. И именно от менеджера по персоналу зависит количество нужного персонала, его развитие и мотивация.

В крупных компаниях существуют целые отделы или департаменты по управлению персоналом, в которых работаю несколько сотрудников. У каждого специалиста свои конкретные задачи: рекрутинг, делопроизводство, обучение и т.д. Обычно возглавляет кадровую службу HR-директор или Директор по персоналу. В маленьких компаниях кадровыми вопросами обычно занимается один специалист, в задачи которого входят те же вопросы что у HR-менеджеров крупных фирм, только в меньших масштабах.

Обязанности менеджера по персоналу:

  • организация работы с персоналом;
  • работа с кандидатами, проведение собеседования, принятие решения годен кандидат или нет;
  • обеспечение укомплектования организации работниками необходимых профессий;
  • определение потребности в персонале;
  • организация обучения персонала (проведение тренингов, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации);
  • доведение информации по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до сотрудников организации;
  • участие в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижении в должности, наложения административных взысканий, увольнения сотрудников предприятия;
  • составление и оформление трудовых договоров;
  • ведение личных дел работников и другой кадровой документации;
  • руководство подчинёнными ему работниками;
  • наблюдение за рынком труда, информирование руководства о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате;
  • создание кадрового резерва, создание системы мотивации труда.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание трудового законодательства;
  • знание основ социологии;
  • навыки работы с кадровой документацией, знание основ делопроизводства, норм охраны труда;
  • навыки делового общения и знания в области психологии;
  • грамотный русский язык;
  • знание основ рыночной экономики;
  • владение современными методами оценки персонала и регламентации его функций;
  • умение правильно читать резюме, знание существующих тестов для проверки кандидатов и какие из них эффективны, умение оценить компетентность кандидата;
  • знание современных концепций управления персоналом;
  • знание общих целей развития организации и направления кадровой политики;
  • наличие организаторских способностей;
  • умение планировать время.

Личные качества

  • коммуникабельность;
  • самообладание;
  • беспристрастность;
  • внимательность;
  • добросовестность;
  • этичность;
  • уверенность в себе;
  • активная жизненная позиция;
  • стрессоустойчивость;
  • адаптивность;
  • стратегическое мышление;
  • креативность.

Обучение на менеджера по персоналу

Московский центр образования "ПРЕСТИЖ" проводит . Внутрифирменное управление персоналом, технологии подбора, расстановки, карьерного роста, мотивирования персонала, а так же современные концепции управления, основы конфликтологии, психология управления, экономическая теория, право, современные информационные технологии, делопроизводство и др. Помесячная оплата.

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает пройти обучение по программе начинающих HR-специалистов и тех, кому интересна эта профессиональная сфера. Курсы переподготовки при МАСПК – это качественное дополнительное образование в комфортном формате дистанционного обучения.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

В последние годы в России появилось много новых профессий, некоторые из которых вызывают у обычных людей чувство недоумения: вроде бы название новое, а вот работа их очень сильно напоминает должностные обязанности некоторых специальностей советских времен. Одной из таких профессий является менеджер по персоналу, известная многим из нас под более привычным названием "кадровик".

В последние годы в России появилось много новых профессий, некоторые из которых вызывают у обычных людей чувство недоумения: вроде бы название новое, а вот работа их очень сильно напоминает должностные обязанности некоторых специальностей советских времен. Одной из таких профессий является менеджер по персоналу , известная многим из нас под более привычным названием "кадровик".

Сразу отметим, что данная профессия в современном обществе является одной из наиболее распространенных и востребованных. При этом многие абитуриенты, которые рассматривают ее в качестве перспективного места работы, уже не знают, чем занимались кадровики советских времен, и еще не понимают, в чем заключается работа менеджера по персоналу. Конечно же, старшее поколение могло бы рассказать молодежи обо всех особенностях работы кадровика. Только вот они владеют не актуальной информацией, поскольку несмотря на общее сходство, каждая из этих профессий имеет свои нюансы. И убедится в этом вы сможете после прочтения этой статьи, в которой мы постараемся как можно подробнее рассказать о профессии менеджер по персоналу.

Кто такой менеджер по персоналу?


Менеджер по персоналу - специалист, чья деятельность целиком и полностью связана с управлением человеческими ресурсами (персоналом) той или иной организации. Представители этой профессии также могут называться "HR-менеджер" (HR - в дословном переводе с английского означает «человеческие ресурсы»).

Название профессии происходит от английского manager (управляющий). То есть, по сути профессия менеджер по персоналу относится к руководящим должностям высшего звена, от профессионализма которых во многом зависит работа и развитие всего предприятия или организации. История профессии берет свое начало в 19 веке в США, когда владельцы компаний осознали необходимость прогрессивного подхода к управлению персоналом с целью повышения продуктивности труда сотрудников предприятий. В России менеджеры по персоналу заменили "кадровиков" только в 2000-х годах, когда и в нашей стране поняли, что от человеческого потенциала зависит успех и процветание компаний.

Работа менеджера по персоналу имеет достаточно большое количество специализаций, поэтому название профессии является лишь обобщающим термином всех видов деятельности HR-менеджеров . Сотрудник может работать руководителем высшего или среднего звена, рекрутером, тренинг менеджером, делопроизводителем или специалистом определенной категории. Существует большое количество и других узких специализаций, но наиболее распространенными в России можно смело назвать делопроизводителя и рекрутера.

Основным направлением деятельности любого HR-менеджера, как и прежде, является поиск и подбор персонала. Однако помимо этого в обязанности этого специалиста входит: создание систем поощрения/наказания сотрудников, проведение корпоративных мероприятий, решение кадровых вопросов (увольнение или повышение в должности), создание и оформление трудовых договоров, управление обучением персонала (проведение курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов), наблюдение за укомплектованностью персонала и обеспечение организации кадровым резервом.

Какими личностными качествами должен обладать менеджер по персоналу?

Эффективность работы менеджера по персоналу в большинстве своем зависит от его умения "чувствовать" людей, поэтому представители данной профессии должны быть прирожденными психологами и обладать хорошо развитой интуицией. Кроме того, хорошо выполнять свои профессиональные обязанности менеджеру по персоналу помогут такие личностные качества, как:


Помимо этого, менеджер по персоналу должен иметь задатки лидера, уметь работать в команде, знать трудовое законодательство, а также с легкостью ориентироваться в вопросах социальной психологии, социальной защиты граждан, конфликтологии и безопасности труда.

Преимущества профессии менеджер по персоналу

О преимуществах профессии менеджер по персоналу можно говорить бесконечно, поэтому мы выделим наиболее значимые и интересные:

  • во-первых, данная профессии относится к разряду высокооплачиваемых - согласно статистическим данным средняя зарплата HR-менеджеров в России сегодня составляет примерно 30-35 тысяч рублей;
  • во-вторых, менеджер по персоналу достаточно часто входит в совет управления компанией, а это не только престижно, но и позволяет добиться высоких результатов в самореализации;
  • в-третьих, работа с персоналом является очень интересной и разноплановой - менеджер по персоналу практически каждый день принимает участие в разнообразных мероприятиях, бывает в новых местах и знакомится с разными людьми.

И самое главное, представители этой профессии всегда ощущают значимость и полезность своей работы, поскольку около 80% успеха и процветания компании зависит именно от их усилий.

Недостатки профессии менеджер по персоналу


Как известно, даже в бочке сладкого меда можно найти ложку горького дегтя. И этой пресловутой ложкой дегтя, то есть недостатком профессии менеджера по персоналу можно считать непростые, с точки зрения психологии, условия труда. Ведь представителям этой профессии по роду своей деятельности приходится:

  • сообщать сотруднику о его профнепригодности, или о том, что он не прошел собеседование;
  • ежедневно контактировать с огромным количеством самых разных, в том числе и не совсем уравновешенных людей;
  • брать на себя ответственность за принятые решения и работу всего персонала;
  • постоянно находиться в хорошем настроении и поддерживать позитивный настрой всей команды, даже если на самом деле хочется плакать.

Также к недостаткам этой профессии можно отнести ненормированный рабочий день, достаточно большой объем "бумажной" работы и высокий уровень конкуренции среди HR-менеджеров.

Где можно получить профессию менеджер по персоналу

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Получить профессию менеджер по персоналу можно во многих учебных заведениях. Наиболее подходящим вариантом получения образования может стать ВУЗ, так как работодатели предпочитают принимать на работу только наиболее квалифицированных сотрудников, а техникумы и различные специализированные курсы не могут обеспечить достаточный уровень квалификации. Кроме того, не имея "за плечами" высшего образования вы не сможете рассчитывать на высокую зарплату.

Управление персоналом – направление, которое имеет большие перспективы. На сегодняшний день появляется большое количество новых профессий, связанных с данным видом деятельности.

Конечно же, каждая специальность имеет определенные особенности, о которых должен знать каждый начинающий работник. Необходимо отметить, что высокий скачок популярности управленческое направление демонстрирует ближайшие 5-7 лет. Представленные специальности отличаются большой популярностью, высокой доходностью и перспективой карьерного роста.

В чем заключается специфика?

Специфика работы с кадрами подойдет не каждому человеку. Те, кто не могут представить жизнь без постоянной коммуникации, любят думать и анализировать входящую информацию, не боятся неформатной работы, могут смело претендовать на должность управленца персоналом. Профессиональные устремления могут быть реализованы через различные направления в менеджменте.

Кадровая профессия может условно делиться на четыре типа:

  • диагносты (подбор и оценка персонала);
  • консультанты (направление, связанное с поиском оптимальных путей решения проблемы);
  • тренер-менеджеры (повышают эффективность деятельности организации за счет повышения компетенции и профессионализма сотрудников);
  • администраторы (принимаются решения, приводящие к комплексному развитию организации).

Необходимо отметить, что любая деятельность, связанная с персоналом, будет зависеть от самой организации, а также специалистов, задействованных в трудовом процессе. Можно рассматривать различные варианты, среди которых наибольшей популярностью пользуются кадровые и консалтинговые агентства. Специфика их работы связана с подбором лучших сотрудников на имеющуюся должность.

Кадровое управление предполагает соответствующую компетенцию и высокий уровень профессионализма. Что касается производственной работы, то она должна быть сопряжена не только с владением нескольких специальностей, которые предполагают управление персоналом, но и одно специализированное производственное направление. Можно понять, что от размера компании будет зависеть количество специалистов, задействованных в разных отраслях менеджмента.

Диагносты

Первый тип управления связан с работой не только в кадровых агентствах, но и в других организациях, испытывающих потребность в новых работниках. Исходя из названия, можно было понять, что такая профессия предполагает комплексную оценку сотрудников, которая будет включать различные психологические методики. Нельзя забывать о проверке личного дела, после того как была пройдена первичная проверка.

Диагносты могут заниматься персоналом, подключая различные информационные источники: сайты, профессиональные выставки, конференции и т.д. Кадровое агентство оценивает потребность компании в определенной специальности и на основании полученных сведений занимается подбором.

В данном случае могут быть задействованы специалисты разного уровня. Если задача администратора состоит в процессе отбора и определения перспективы труда работника, то всегда должен быть исполнитель, который сможет проанализировать резюме и послужной список.

В кадровом агентстве можно достичь больших успехов, поскольку возможность развития в данной отрасли сможет получить даже человек без образования. Кроме того, такая профессия предполагает постепенное развитие лидерских и психологических качеств. Занимаясь самим персоналом, многие менеджеры делают акцент на профессионализм, а не на психологическую устойчивость.

Для определения перспективы надо не только знать все технологические процессы, но и иметь соответствующий опыт. Большую роль в организации играют head-hunter – специалисты, ищущие и переманивающие профессионалов из одной компании в другую. Эта профессия только начинает набирать популярность на постсоветском пространстве. Среди отличительных сторон такого работника наибольшую роль играет сочетание психологии и высокие навыки социализации.

Консультанты

Консультант – профессия, предполагающая наличие навыка преподношения новых знаний через призму личного опыта. Важнейшие качества, без которых невозможно представить себе консультанта – ограниченность мышления и отсутствие каких-либо стереотипов. Кроме того, он должен знать основы управления, маркетинговую специфику и протекающие экономические процессы.

Если диагностом или менеджером можно стать за относительно короткий срок, то возможность развития в себе навыков консультанта — это довольно сложный процесс. Карьера в данном направлении будет полна сложностей и этапов, без которых невозможно дальнейшее развитие. Для получения работы надо уметь не только правильно общаться с персоналом, но и уметь оценивать его. Конечно же, различные компании выдвигают особые требования для потенциального кандидата, но иметь базовые навыки и опыт просто необходимо.

На сегодняшний день представленная специальность не считается довольно популярной в силу глубокой специфики, но с каждым днем количество реальных потребителей возрастает. В развивающих компаниях вводится профессия специалиста по корпоративной культуре, которая связана с созданием благоприятной атмосферы в коллективе и развития традиций.

Как показывает практика, такая работа предполагает не только навыки управления, но и возможность быстрого поиска решения и выхода из затруднительных путей.

i-4">Тренер-менеджеры

Тренер-менеджеры – специалисты, которые не так плотно затрагивают управление, а предлагают различные обучающие программы. На сегодняшний день такие специальности пользуются большой популярностью. Надо понять, что высокая популярность такой работы привела к усилению требований к потенциальным кандидатам.

Тренер будет иметь большие перспективы только в том случае, если потратит достаточное количество времени на свое обучение. Другой вариант входа в данную область – обладание высокой степенью профессионализма, которая позволит передавать опыт. Для того чтобы постичь основы управления, необходимо следить за навыками тренера. Большой профессионализм непременно отразится на результатах ученика.

Специальность «тренер-менеджер» имеет существенные различия в сравнении с диагностами. Такой работник должен органично сочетать в себе:

  • высокие коммуникативные способности;
  • творческий склад ума;
  • возможность быстрого диагностирования текущей ситуации и т.д.

Администраторы

Администраторы – профессия, часто объединяющая в себе особенности вышеописанных типов. Для того чтобы познать все законы управления, надо пройти тернистый путь от стажера до начальника. Кадровый директор имеет тесные контакты со всеми направлениями предприятия, а потому многие процессы будут зависеть от него. Можно стать заместителем руководителя, но только в том случае, если хорошо развиты навыки управления, а процесс производства изучен до мелочей.

Другой вариант, имеющий большие перспективы – подготовка к управленческой работе уже с университетской скамьи. На многих факультетах есть направления подготовки, после окончания которых можно устраиваться на руководящие должности.

Для успешной работы с персоналом надо научиться работать со словом, то есть результаты проведенных работ должны быть отображены на доступном для руководителей языке. Да и потом, многие кадровики далеки от психологии, а предпочитают «сухие факты». Контактируя с персоналом, надо всегда проявлять искренний интерес к нему. Профессиональное развитие – это хорошо, но никто не отменял личных качеств каждого сотрудника.

1. Цели и функции управления персоналом

2. Планирование потребности а трудовых ресурсах

3. Методы поиска персонала

4. А Способы оценки персонала и прием на работу

5. Повышение квалификации персонала

Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг - управление людьми имеет важное значение. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Зачастую «менеджмент» трактуется именно как «управление людьми в организации», связующее звено между «интересами предприятия» и «интересами человека».

Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников в целях создания оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.

Менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта.

Первый - это определение целей организации, разработка мероприятий по их осуществлению и соответственно контроль за результатами. В данном случае менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими.

Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. В этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функционирование организации, а также жизненные потребности его сотрудников.

Иначе говоря, задачи управления персоналом можно свести к двум: как сформировать кадровый потенциал предприятия и как сделать труд этих «кадров» производительным. Причины неудовлетворенности руководителей работой своих подчиненных практически всегда лежат в неадекватном решении одной из этих задач.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.


6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем с развитием научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.

Планирование персонала по существу есть процесс определения потребностей организации в кадрах. Для удобства можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа:

1. оценка наличных ресурсов;

2. оценка будущих потребностей;

3. разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Важная задача менеджера по персоналу или руководителя - оптимизировать процессы подбора персонала, сделать их максимально эффективными и низкозатратными, без потери качества.

Процесс подбора персонала необходимо начинать с нормирования труда, анализа трудозатрат и эффективности использования рабочего времени. Это сложные процессы, но только они позволяют определить, действительно ли необходима эта должность и в какой момент она реально должна быть заполнена. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели.

Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

Качественная потребность - потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Она рассчитывается исходя из:

Профессионально-квалификационного деления рабочих, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;

Требований к должностным и рабочим местам, записанных в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;

Штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;

Документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.

В управленческой теории и практике при определении количественной потребности в персонале применяются следующие методы:

Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса;

Метод расчета по нормам обслуживания;

Метод расчета по рабочим местам и нормативной численности.

- Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть выполнено при использовании ряда методов. Понятно, что независимо от используемого метода прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата. Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на суждениях (метод Делфи), либо на использовании математики (метод экстраполяции: перенесение сегодняшнего положения фирмы в будущее).

Один из методов определения потребности в кадрах заключается в оценке штатных расписаний организации, анализе стоящих задач (анализ затрат времени). Формула расчета общей потребности в кадрах имеет следующий вид:

где - количество рабочих операций / в плановом периоде; Л - затраты времени на единицу продукции г, МИН; НРБ - нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, ч;

ПВ - потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни.

Когда организации необходимо принять новых работников, появляется два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Следовательно, планирование должно включать в себя не только сроки, но и методы поиска персонала.

Есть два возможных источника набора: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до того никак не связанных с организацией). Набор персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора. Если среди кандидатов внутри компании не находится достойных занять данную должность, компания обращается к внешним источникам - собственным базам данных на специалистов, приславших некогда информацию о себе, к средствам массовой информации, фирмам по подбору персонала, конкурирующим компаниям и компаниям-партнерам и пр.

Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа , когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции. При лом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых сотрудников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.

Для удовлетворения потребности организации во временном найме существует система кадрового лизинга. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, у них нет стимула трудиться с полной отдачей, что в целом мешает эффективной работе организации.

Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия деловых и личных качеств личности требованиям должности или рабочего места.

Основным фактором в пользу решения о приеме на работу в большинстве случаев является собеседование , в процессе которого выясняется, есть ли смысл подвергать претендента дальнейшим обследованиям (оценивается поведение, способность к общению, системы мотивации, жизненные планы, образ жизни и т.д.). В отличие от более или менее объективных, сравнимых между собой цифровых результатов тестов, итоги собеседования могут быть основаны в большей степени на интуиции руководителя или менеджера по персоналу.

Известны ошибки восприятия в общении, которых следует опасаться при проведении отборочного собеседования:

- «проекция» - приписывание оцениваемому собственных чувств и мыслей;

- «эхо» - перенесение успеха кандидата в какой-либо сфере деятельности на другую профессиональную сферу, в которой он еще не имеет опыта работы;

- «атрибуция» - подсознательное приписывание кандидату характеристик, подмеченных у другого человека;

- «по контрасту» - определение качеств собеседника на основе сравнения его с предыдущими кандидатами;

- «с первого взгляда» - уверенность в том, что первое впечатление всегда верное.

Авторы литературных источников, посвященных проблемам управления персоналом и особенностям кадровой работы, предлагают различные способы организации интервью в целях избежания этих и других ошибок. Среди них структуризация интервью, определение времени проведения в 1-1,5 ч, выделение главных тем для разговора до его начала на основе резюме или развернутой анкеты. Надо легко переключаться с одной темы разговора на другую, уметь выходить из проблемных ситуаций в беседе и при этом выдерживать тематическую линию, избегать субъективных оценок в разговоре, быть эмоционально сдержанным и терпимым к любым, в том числе и возможным невротическим срывам собеседника.

Предварительное собеседование с кандидатом в крупных компаниях, имеющих самостоятельную службу по работе с персоналом, обычно проводит менеджер по персоналу, а отборочное собеседование - руководитель подразделения. Если организация имеет сложную многоступенчатую структуру, кандидат должен пройти несколько собеседований с руководителями разных уровней вплоть до директора, курирующего данное подразделение и принимающего окончательное решение о приеме. В небольших (до 30 человек) фирмах кандидат проходит только одно собеседование с директором, который определяет его соответствие необходимым требованиям (при этом ни профессиональное, ни психологическое, ни какое-либо другое тестирование, как правило, не используется).

Последующую оценку претендента можно проводить различными методами, которые объединяются в три группы:

- прогностический метод , когда широко используются анкетные данные; письменные или устные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты;

- практический метод , когда проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы (для этого используется техника пробных перемещений);

- имитационный метод , когда претенденту предлагается решать конкретную ситуацию (ситуации).

В конечном итоге проводится экспертная оценка свойств и деловых качеств личности. В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение может быть отдано либо профессиональным, либо личным качествам.

- Типичный процесс принятия решения по отбору персонала:

1. Отбор кандидатов на занятие должности.

2. Предварительная отборочная беседа.

3. Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность.

4. Беседа по найму.

7. Медицинский осмотр.

8. Принятие предложения о приеме.

Процедура оценки и выявления из ряда кандидатов одного, получившего наивысшую оценку и согласие руководителя подразделения быть принятым на работу в организацию, завершается заключением трудового соглашения (контракта ), которому придается особое значение.

Термин «контракт» означает юридически оформленный договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что кто-то делает предложение, а кто-то принимает его. Минимальный объем информации, который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения:

Имена сторон (работодатель и работник);

Наименование работы;

Дата начала работы (и дата окончания срока действия контракта, если данный контракт заключается на определенный срок);

Тарифная ставка или указание способа расчета зарплаты;

Периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или иная);

Обычное рабочее время или иной порядок работы;

Праздничные дни и их оплата;

Правила оформления отпусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплата;

Схема расчета пенсии и указание о том, распространяется или не распространяется на работника государственная система пенсионного страхования;

Процедура подачи жалоб;

Срок, за который работник должен получить уведомление или подать заявление о прекращении работы до ее фактического прекращения.

Указанный документ должен содержать все перечисленные пункты и может адресовать работника к другим документам.

Профессиональная деятельность рассматривается как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивидуума и трудового коллектива. Это связано с тем, что одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее социально-экономический характер, обусловленный, с одной стороны, развитием экономических отношений, а с другой - развитием личности.

Профессионализм - это синоним компетентности, обладания способностями и умением выполнять функции определенного рода. Это совокупность качеств, способных обеспечивать наибольшие результаты в соответствующей сфере деятельности, экономические, социальные и т.д. Поэтому характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования от начального до повышения квалификации дипломированных специалистов.

Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

Обучение - это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:

1. Для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.

2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в своей организации.

3. Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и только после этого двигаться дальше.

4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.

-Подготовка - целенаправленно организованный процесс овладения знаниями для определенной профессиональной деят тельности.

- Профессиональная подготовка - получение новых знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

- Переподготовка - обновление теоретических и практических знаний в соответствии с повышающимися требованиями. Цели переподготовки - это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии автоматически вызывают изменения в представлении о цели переподготовки.

В связи с этим можно сформулировать основные и дополнительные цели переподготовки.

Основные: передача профессиональных знаний, общеобразовательных знаний, знаний в области методики.

Дополнительные: обучение установлению и поддержанию контактов, проведению переговоров, новым знаниям, методике обучения, сотрудничеству с внутренней и внешней средой, решению стратегических задач, развитию способностей и умению расслабляться, отдыху и сохранению хорошей физической формы, разнообразно жить и украшать жизнь.

gastroguru © 2017