Шахова алена анатольевна департамент образования. Система образования проходит контроль

На сайт столичного Департамента образования ежедневно приходят жалобы на поборы

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Изменить размер текста: A A

Похоже, за наведение порядка в системе образования столицы всерьез взялись лишь прошлым летом. Тогда разразилось несколько крупных скандалов, связанных с директорами-миллионерами. Больше всего отличился руководитель школы № 1317 Константин Петров : на деньги, собранные с родителей, он умудрился построить себе дворец в Подмосковье .

Но, оказывается, это было только начало. На днях «КП » опубликовала заявление главы Департамента образования Москвы Исаака Калины о том, что в последнее время уволены десятки директоров школ и заведующих детсадами. Но за что? Я встретилась с главой службы финансового контроля департамента Аленой ШАХОВОЙ .

Подайте кадетам на форму

В первую очередь, конечно, поборы, - рассказывает она. - Директора привыкли привлекать родительские деньги для решения проблем, на которые поступают средства из городского бюджета - ремонт, закупка оборудования. У родителей берут деньги, а потом им показывают свежевыкрашенную стену и говорят: «Смотрите, это на ваши деньги сделано!» Мы не против помощи родителей. Но она должна быть добровольной, прозрачной и не дублировать бюджетные статьи.

А вот за поступление сейчас стали просить реже - с тех пор как ввели электронную запись в школы и детские сады. Но недавно мы доказали, что директор Первого кадетского корпуса требовал взятку за поступление. Материалы проверки были направлены в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сумму не могу назвать - тайна следствия. А в кадетском корпусе имени Шолохова с родителей постоянно собирались деньги - на ремонт, на покупку мебели, на форму для ребят. По 40 тысяч в год как минимум. Директор уволился.

Поборы есть и в детсадах. Например, в садике № 1775 с родителей собирали вступительные взносы по 30 тысяч рублей. Плюс ежемесячные «благотворительные» платежи.

- И что, папы с мамами запросто отдавали такие деньги?!

Сейчас родители активно отстаивают свои права - на сайт департамента ежедневно приходят десятки обращений, - объясняет Шахова . - Но часто они непоследовательны: вначале жалуются на поборы, а когда мы приходим с проверкой, все отрицают. А потом снова пишут жалобу, что мы плохо работаем. Люди боятся выступать открыто: «Вот я пожалуюсь, а потом моему ребенку будет плохо». А иногда, наоборот, надумывают проблемы. Но из всех жалоб, которые мы получаем, процентов 60 обоснованные.

«Мертвые души»

Другой популярный тип махинаций - «мертвые души» в классах. С переходом на нормативно-подушевое финансирование школам выгодно увеличивать количество детей на бумаге.

Самый яркий случай был в школе № 377. Там в классах появилось около 40 несуществующих учеников, - рассказывает Шахова. - За год администрация школы получила лишние 2 миллиона рублей. На ребенка оформляется приказ о зачислении, но он в школу не ходит. Дошло до курьеза: одна учительница даже не знала пол ребенка, который у нее «учился».

А среди персонала «мертвые души» бывают? - спросила я у Шаховой.

Еще как! Директор детского оздоровительного центра «Команда» вписал в штат 37 «мертвых душ» и получил на них 11 миллионов рублей. Но все это рано или поздно вскрывается: обычно «мертвые» - это не педагогический состав, а младший персонал и вспомогательные сотрудники. Функции несуществующих людей приходится кому-то выполнять - например, воспитателя заставляют убирать аудиторию или мыть здание. Люди не будут долго терпеть такое.

Еще одна махинация - с фондом оплаты труда, через премии, объяснили мне. Например, в школе № 80 коллективу выплатили премии по окончании учебного года. А потом учителей заставили сдать деньги обратно наличкой - больше миллиона рублей. Отследить, на что они пошли, невозможно. Бывает и так: директора выписывают дополнительные премии на приближенных - бухгалтеров, завхозов, секретарей. В одном детском саду заведующая пристроила на работу не только своих родственников, но и родственников главного бухгалтера. Премии они получали в 3 - 6 раз больше обычных.

А иногда для родственников выдумываются фантастические должности, - рассказывает Алена Шахова. - В школе № 1371 на Крылатских Холмах сестру директора наняли для того, чтобы раздавать детям… лыжи! Работа, мягко говоря, непыльная, а зарплату за это она получала приличную.

Случаются и совсем выдающиеся нарушения. В санаторной школе № 32 зачем-то закупили китайские БАДы на 9,1 миллиона рублей.

Мы запросили Департамент здравоохранения, и оказалось, что эти биодобавки могут привести к необратимым клиническим последствиям для здоровья детей. Они не были сертифицированы не только в России , но даже и в Китае . К счастью, до употребления в пищу дело не дошло - мы накрыли их раньше. Видимо, на основе школы хотели создать коммерческий оздоровительный центр. А бывают и абсолютно липовые коммерческие услуги. В одном детсаду открыли гимназические группы, которые ничем не отличались от обычных, и за них собирали деньги.

Почему компот несладкий

- У детсадовских жуликов своя специфика?

Там основная проблема - питание. Помните волну недовольства в связи с введением нового меню? Так вот не в меню дело: ребенок не будет сыт, если в кашу не положить молоко, масло и сахар. А у нас именно так и делают - продукты забирают себе повара. Бывает, во время проверки фиксируем нарушения на 14 тысяч рублей - и это за один день, то есть это только то, что не успели от нас спрятать. Один раз к ревизору подошел малыш и сказал: «Приходите к нам почаще! Когда вы приходите, у нас компот слаще».

Администрация учебных заведений старается мешать проверкам. Если ревизия затягивается на несколько дней, руководство школы может внезапно уйти на больничный.

Директор слег с гипертоническим кризом, а кроме него никто в документах не разбирается, - понимающе кивает Шахова. - Но бывает и так: приходим с проверкой, а через три дня директор сам несет заявление об увольнении. Или по привычке пытаются договориться с ревизором - все норовят «напоить чаем» и удивляются, если мы отказываемся. Зимой был случай - ревизору подложили в пакет пачку денег.

Чтобы у наших сотрудников не возникло тесных знакомств с конкретными школами или окружными управлениями, у нас нет разделения по округам - ревизоры ездят по всему городу.

Напоминаем: жалобы родители могут оставлять на сайте Департамента образования Москвы .

В 1978 г. окончил Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО. Инженер по эксплуатации автоматизированных систем управления и электронных вычислительных машин.

В 1985 г. окончил Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО. Инженер-радиотехник.

В 2016 г. окончил Московский городской университет управления при Правительстве Москвы. Магистр государственного и муниципального управления.

Профессиональная переподготовка по экономике, педагогике, психологии, праву, информационным технологиям, менеджменту, закупкам.

1985-1999 гг. - преподаватель, старший преподаватель, начальник кафедры, начальник учебного отдела, заместитель начальника военного училища по учебной и научной работе.

1999-2002 гг. – старший офицер, заместитель начальника отдела, начальник отдела Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации.

2002-2006 гг. – профессор кафедры анализа хозяйственной деятельности, учета и аудита, профессор кафедры управления экономики Института развития дополнительного профессионального образования Министерства образования Российской Федерации.

2006-2009 гг. – консультант, референт, начальник отдела в департаментах Министерства образования и науки Российской Федерации.

2009-2010 гг. – проректор по учебной работе Санкт-Петербургского торгово-экономического университета.

2010-2016 гг. – заместитель начальника Управления, начальник Управления, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы – руководитель контрактной службы.

2016-2019 гг. – директор ГБОУ Школа № 1191.

С 18.07.2019 по 17.11.2019 – начальник Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования города Москвы.

С 18.11.2019 – руководитель Службы финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы.

Доктор технических наук по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации» (2002 г.).

Профессор по кафедре педагогики и психологии (2002 г.).

Почетный работник высшего образования.

Награжден Почетной грамотой Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «За помощь в восстановлении системы образования в Южной Осетии» (2008 г.).

Получил Благодарность от Мэра Москвы С.С. Собянина за организацию социально-значимых мероприятий в Москве (2014 г.).

Имеет двух взрослых детей и трех внуков.

Еще недавно в каждом округе было свое контрольно-ревизионное управление, а в департаменте - свое, объединение КРУ в единую службу позволило обеспечить единый подход к организации проверок, а также проведение проверок по единой методологии для всего города. Кроме того, ротация ревизоров между округами позволила повысить эффективность и непредвзятость проверок. Ведь ранее, когда ревизоры находились в своих округах, после проверок в течение нескольких лет одними и теми же ревизорами одних и тех же учреждений проверки теряли свой смысл.
Служба финансового контроля операционно не зависит от окружных управлений образования и профильных управлений Департамента образования, что обеспечивает независимость, непредвзятость и объективность проверок.
Почему мы принимаем решение о проведении проверки? Во-первых, у нас есть план, утверждаемый руководителем Департамента образования, во-вторых, поручения руководителя, в-третьих, запросы из правоохранительных и контролирующих органов, включая Контрольно-счетную палату Москвы, Рособрнадзор, Роспотребнадзор, в-четвертых, проверки проводятся по поручениям руководителя МДО в связи с обращениями как от педагогов, так и от родителей, в том числе поступающими на сайт Департамента образования.
Проверки мы проводим не ради проверок, а для защиты интересов детей и работников образовательных учреждений. Наша задача - добиться, чтобы выделяемые бюджетом средства направляли по целевому назначению - на образовательную деятельность и материальное обеспечение работников образовательных учреждений, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств. Например, Департамент образования финансирует централизованные поставки оборудования и компьютерной техники для подведомственных учреждений, сегодня все школы Москвы полностью обеспечены техникой, однако нынче возникла другая проблема - ее эффективное использование. При проверке полноты, своевременности и эффективности централизованных поставок имущества в 34 образовательных учреждения Зеленограда на сумму более чем 18 млн рублей мы установили, что оборудование, полученное в 2011-2012 учебном году, в основной массе не используется и находится в коробках и заводской упаковке. За время работы службы мы провели 1316 контрольных мероприятий, рассмотрели 113 обращений граждан (из них 41 подтвердилось, 35 не подтвердились, остальные подтвердились частично), проверили финансово-хозяйственную деятельность в 188 учреждениях образования, осуществили 1005 различных тематических проверок, по результатам некоторых проверок материалы передали в правоохранительные органы. Общая сумма выявленных нарушений составила более 680 млн рублей.
В последние два года система образования столицы получает значительные бюджетные средства, но нам приходится бороться со стереотипами 90-х годов о недостаточности финансирования школ и детских садов, которые все еще живы. Борьба эта необходима, так эти стереотипы приводят к восприятию родительских поборов как к чему-то неизбежному, а ведь это совсем не так. Сегодня школы и детские сады не нуждаются в деньгах родителей на свое содержание, город выделяет значительные средства на ремонты, поэтому потребности в дополнительных средствах родителей на эти цели нет. Однако, несмотря на приказы Департамента образования о запрете сбора денежных средств с родителей, некоторые руководители образовательных учреждений продолжают решать проблемы своих учреждений по старинке: вместо того чтобы воспользоваться правом подачи заявок на проведение ремонтов, они предпочитают собирать деньги с родителей. Например, в детском саду №1775 ЮЗАО при поступлении детей в учреждение родители были вынуждены вносить вступительные взносы в размере 30 тысяч рублей наличными и ежемесячные платежи на счет благотворительного фонда, незаконный сбор денег с родителей воспитанников на различные нужды учреждений шел в детских садах №1808, 2032, 2639 ЦАО. Сплошь и рядом в детских садах собирают деньги на моющие и гигиенические средства, например, в детском саду «Теремок» с родителей брали деньги на хозяйственные нужды учреждения, в том числе на приобретение туалетной бумаги и салфеток. Заведующая ДОУ объясняла это недостаточным финансированием детского сада, при этом в конце года часть бюджетных средств на материальные расходы детский сад возвратил как невостребованные. Документально подтверждены постоянные и систематические принудительные поборы с родителей воспитанников на содержание кадетской школы-интерната №7 «Московский кадетский казачий корпус» имени Михаила Шолохова на ремонт различных помещений, приобретение спальных принадлежностей, камуфляжной формы, мебели, штор, карнизов, сантехники, хозтоваров, инвентаря, питьевой воды. В ходе опроса установлено, что родители учащихся, поступивших в корпус в 2009 году, сдавали по 15000 рублей, в 2010 году - по 40000 рублей, в 2011-м - по 20000 рублей.
Серьезное внимание СФК уделяет проверке организации питания в образовательных учреждениях. В своей работе ревизоры тесно сотрудничают с родительской общественностью. При проведении тематических проверок по организации питания в образовательных учреждениях, которые СФК проводит постоянно на внезапной основе, в состав комиссии мы включаем родителей, которые могут участвовать в таких проверках квалифицированно. Еженедельно мы проверяем 12-15 учреждений по вопросам питания, снимаем остатки в кладовых и пищеблоках, проверяем соответствие фактического рациона заявленному меню, правильность закладки продуктов, соблюдение веса порций. К сожалению, выявляемых нарушений много. Если в школах, куда поставляют готовое питание, ответственность за нарушения несет организация-поставщик и ей незамедлительно выставляем штрафные санкции, но в детских садах ситуация сложнее - нарушения допускают работники ДОУ. Например, в детском саду №461 ВАО при снятии остатков питания единовременно были установлены нарушения на общую сумму 14 тысяч рублей. В излишках проверяющие обнаружили 4 кг абрикосов, 6 кг апельсинов, 7 литров молока, 7 кг кабачковой икры, сливочное масло, говяжий язык, кальмары, печень - всего более 40 наименований продуктов. Возникает вопрос: чем же вообще кормили детей?! Во время споров родителей по поводу нового меню я советовала им встречать поваров после работы у входа в ДОУ: каким бы ни было меню, если в кашу не положить молоко, масло и сахар, ребенок останется голодным. В практике работы службы есть случаи, когда ревизоры, выявляя нарушения, защищают здоровье детей. Например, руководство школы-интерната санаторного типа №32 закупило биологически активные пищевые добавки производства КНР, не зарегистрированные в РФ, на сумму 9,1 млн рублей. Эти препараты, по мнению специалистов, могут привести к нежелательным последствиям для здоровья детей.
При проверках, проводимых СФК, выявляются такие основные нарушения, как денежные поборы с родителей и сотрудников учреждений, зачисление в штат ОУ «мертвых душ» (неработающих сотрудников) с последующим присвоением денежных средств, трудоустройство родственников с выплатой им повышенных премиальных, фиктивное завышение контингента обучающихся для получения увеличенного бюджетного финансирования, незаконное предоставление площадей образовательных учреждений в аренду, неэффективное использование бюджетных средств. Практически все эти нарушения, выявляемые сегодня, имеют старые корни, просто при новой системе финансирования эти проблемы стали более заметными.
При переходе на новую систему оплаты труда руководителям и трудовым коллективам учреждений предоставлено больше самостоятельности в использовании бюджетных средств на формирование штатного расписания и определении размеров заработной платы. Однако предоставленное право некоторые руководители ОУ используют как средство личного обогащения. Значительное количество выявленных нарушений приходится на незаконное расходование средств, предназначенных для оплаты труда работников. При проверках установлены акты зачисления в штат фактически не работающих сотрудников. Например, при проверке финансово-хозяйственной деятельности детского оздоровительно-образовательного центра городского подчинения «Команда» были выявлены акты выплаты заработной платы 37 лицам, фактически не работавшим, на сумму более 11 млн рублей. В детском саду №738 ЮАО проводили незаконные выплаты заработной платы лицам, фактически не выполнявшим какую-либо работу, в детском саду №50 ЗАО по распоряжению руководителя работники писали заявления о предоставлении им отпуска без сохранения заработной платы, при этом в табелях учета рабочего времени дни отпуска были указаны как рабочие, а начисленную зарплату присваивал руководитель. В учреждениях образования очень распространена семейственность, когда в штат зачисляют многочисленных родственников. Несмотря на то что это не нарушение трудового законодательства, тем не менее это приводит к тому, что родственники оформляются сразу на несколько ставок, не выполняя должностные обязанности в полном объеме, при этом премиальные им выплачивают в завышенных размерах. Например, руководитель детского сада №1713 СЗАО зачислила в штат мужа, дочь, зятя, которые фактически не работали, а денежные средства оставались в распоряжении руководителя. Как правило, коллектив работников, наблюдая происходящее, не остается безучастным, поскольку в этом случае ущемляются права конкретных людей, которых заставляют бесплатно выполнять чужую работу и не платят премии.
Мы выявляем многочисленные нарушения интересов работников школ и детских садов. Например, в школе №80 СЗАО администрация школы принудительно собирала с сотрудников денежные средства на нужды учреждения (замена окон и приобретение различного оборудования), ранее выплаченные им в качестве премий. В детском саду №1312 СВАО производили принудительный сбор денег с работников на оформление устава учреждения, на прохождение аттестации, на ремонт канализации. В детском саду №1271 ЮАО при проверке по жалобе работника на несправедливое распределение премиального фонда был подтвержден факт взаимосвязи между размерами выплаченных в 2011 году премий и наличием родственных связей с руководящими лицами ДОУ. Анализ премиальных выплат показал значительное превышение выплат родственникам заведующей и главного бухгалтера по сравнению с выплатой работникам, выполняющим основные функции в соответствии с целями учреждения - воспитателям. В результате в коллективах возникают конфликты, которые работодатели не желают разрешить справедливо и пытаются погасить угрозами и давлением, а работники начинают писать жалобы. Специалисты СФК провели проверку в детском саду №738 ЮАО по обращению работника ДОУ, она подтвердила все факты, изложенные в обращении: существующую в учреждении практику возврата наличными части денег заведующей, нарушения в оформлении трудовых отношений, включение в штат «мертвых душ» - работников, зачисление родственников заведующей и главного бухгалтера и выплату им повышенных вознаграждений. Материалы проверки СФК стали основанием для возбуждения против заведующей уголовного дела и позволили сохранить рабочее место заявительнице, которую администрация ДОУ активно выживала, сокращая ей нагрузку и угрожая увольнением по статье ТК РФ.
Как известно, сегодня учреждения образования получают средства на основе принципа нормативно-подушевого финансирования. При этом некоторые руководители идут на всяческие ухищрения, для того чтобы получить как можно больше бюджетных средств. Ревизоры службы выявляют случаи преднамеренного завышения числа обучающихся и воспитанников ОУ, что влечет за собой увеличение финансирования. Например, при проверке школы №377 ВАО был установлен факт несоответствия списочной и фактической численности обучающихся. Должностные лица школы при формировании государственного задания на оказание государственных услуг подали искаженные данные о контингенте обучающихся - 357 человек, в то время как согласно данным классных журналов численность обучающихся составляла всего 309 человек. Кроме того, в классных журналах были сделаны приписки так называемых мертвых душ - учеников. В результате учреждение получило из бюджета излишнее финансирование на выполнение государственного задания в сумме около 2 млн рублей.
Все эти действия - следствия прямого злоупотребления служебным положением руководителями этих учреждений, которые не принимают во внимание то, что акты злоупотреблений будут рано или поздно установлены, что это приведет к негативным последствиям для всего коллектива. За полтора года после проведения контрольных мероприятий с 35 руководителями учреждений системы МДО были расторгнуты трудовые отношения, с некоторыми руководителями - в ходе проверки (ДОУ №2119, школы №80 и 377).
Да, нарушения есть, но мы с ними боремся, и эта борьба приносит свои плоды. Улучшается ситуация в системе Департамента образования, меньше становится грубых финансовых нарушений и злоупотреблений, изменяется отношение к нашей службе трудовых коллективов и родителей - люди понимают, что мы не только выявляем нарушения, но и помогаем их не допускать. Мы работаем именно для того, чтобы количество нарушений уменьшалось, чтобы руководители и иные должностные лица в образовательных учреждениях поняли: как раньше уже не будет, что нужно перестраиваться, адаптироваться к новым условиями работы. В настоящее время образовательным учреждениям созданы все условия для нормальной деятельности, для выплаты достойных вознаграждений педагогам и вспомогательному персоналу, а мы хотим помочь людям не делать ошибок.

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ


В связи с кадровыми изменениями в Департаменте образования города Москвы,

приказываю:

1. Внести изменение в приказ Департамента образования города Москвы от 1* декабря 2013 г. N 832 "Об установлении единого порядка использования и оформления объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества государственных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы" , изложив приложение 3 к приказу в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 11 декабря 2013 г. N 832". - Примечание изготовителя базы данных.

2. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 21 января 2014 г. N 27 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 1 декабря 2013 г. N 832".

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель
И.И.Калина

Приложение. Приложение 3 к приказу Департамента образования города Москвы от 11 декабря 2013 года N 832

Приложение к приказу
Департамента образования
города Москвы
от 21 апреля 2014 года N 366

Приложение 3 к приказу
Департамента образования
города Москвы
от 11 декабря 2013 года N 832

Состав Комиссии по проведению оценки последствий заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, подведомственными Департаменту образования города Москвы

Председатель Комиссии:

Васильева
Татьяна Викторовна

Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы

Заместитель Председателя Комиссии:

Шахова
Алёна Анатольевна

Руководитель Государственного казённого учреждения города Москвы Службы финансового контроля Департамента образования города Москвы

Члены Комиссии:

Смирницкая
Марина Владимировна

Начальник Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования города Москвы

Алимов
Гайяр Таерович

Начальник Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы

Алексеева
Людмила Валерьевна

Начальник правового отдела Управления экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения Департамента образования города Москвы

Муратов
Александр Владимирович

Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы "Московский центр технологической модернизации образования"

Саркисян
Мартирос Сосикович

Заместитель начальника Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы

Жданова
Анастасия Александровна

Начальник юридического управления Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы

Секретари Комиссии:

Сухова
Светлана Владимировна

Консультант Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования города Москвы

Чичеурова
Наталья Михайловна

Инженер Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Департамента
образования г.Москвы
www.dogm.mos.ru (сканер-копия)
по состоянию на 30.01.2017

Руководитель ГКУ Служба финансового контроля Департамента образования города Москвы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемыми объектами, но и контролирующими субъектами по отношению к получателям бюджетных средств. В целях реализации этих полномочий в 2011 году Департамент образования города Москвы создал Службу финансового контроля. Это первый орган внутриведомственного финансового контроля такого типа, созданный в функциональных органах исполнительной власти столицы.

Основная задача, которую Департамент образования поставил перед Службой финансового контроля (далее - Служба), заключается в организации эффективной системы финансового контроля в образовательных и других подведомственных организациях и разработке наиболее оптимальных способов осуществления контрольной деятельности. Контрольная деятельность Службы регламентирована приказами департамента «О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений» и «Об утверждении Правил проведения контрольного мероприятия». После издания в августе 2014 года постановлений Правительства Москвы № 487-ПП и № 488-ПП, утвердивших Порядок осуществления внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и осуществления ведомственного контроля в сфере закупок в городе Москве, приказами департамента на Службу финансового контроля были возложены функции проведения контрольных мероприятий в этих сферах. Этими же приказами утверждены порядок проведения проверок внутреннего финансового аудита и регламент осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

Служба контролирует выполнение утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы) организации, состояние государственного имущества, его сохранность, эффективность использования, выявляет неиспользуемое или используемое не по назначению, проводит внутренний финансовый аудит в учреждениях, подведомственных Департаменту образования. Служба оперативно контролирует целесообразность проведения ремонтных работ и работ по благо­устройству в образовательных организациях, обоснованность их объемов, включенных в сметы, соблюдение условий государственных контрактов при производстве и оплате этих работ, организацию питания и фактическое присутствие детей.

О пользе опросов

Контрольные мероприятия осуществляются в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности, выездной или камеральной тематической проверки, проверки эффективности, аудиторской проверки, мониторинга и обследования. Проводятся они в плановом порядке и внеплановом по поручению руководителя Департамента образования. Практическая деятельность Службы финансового контроля показала, что специфика нашей отрасли требует поиска новых подходов к получению достоверной информации, которые позволили бы сформировать действительно объективную картину положения вещей на объекте контроля. В связи с этим учредитель наделил наших ревизоров правом при проведении контрольных мероприятий проводить опросы среди совершеннолетних обучающихся, их родителей (законных представителей) и сотрудников для выявления фактов незаконного сбора денежных средств, а также других нарушений в соответствии с целями, задачами и предметом контрольного мероприятия. Опросы проводятся без издания приказа по объекту контроля и в отсутствие представителей объекта контроля с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных». Ревизоры не прилагают результаты опросов к актам проверки и не передают их объектам контроля - в актах и письмах, направляемых по результатам проверки, приводится только статистика опросов. Данные опросов хранятся в материалах проверки и могут быть представлены только в правоохранительные органы.

Внедрение такой практики дало результаты. В Москве удалось почти полностью искоренить поборы с родителей в детских садах и в школах, которые до 2011 года носили практически системный характер. Образовательные учреждения фактически перекладывали на родителей обязанности по финансированию содержания помещений и их ремонта. В некоторых учреждениях плата за предоставленные услуги производилась через благотворительные фонды, что приводило к занижению доходов учреждений.

Опросы помогли предотвратить и избыточные расходы бюджетных ассигнований на субсидии организациям дополнительного образования, преднамеренно завышающим контингент в заявке на получение субсидии. Образовательные учреждения на бумаге создавали фиктивные кружки, занятия которых вообще не проводились, а их членами числились дети, посещающие другие объединения дополнительного образования. В результате выявленных фактов Департамент образования принял решение о внесении ряда изменений в порядок предоставления субсидий организациям дополнительного образования.

Контроль в сфере закупок

В рамках осуществления ведомственного контроля в сфере закупок в 2014 году проведено 62 проверки подведомственных заказчиков, в том числе 18 плановых и 44 внеплановых. Наиболее часто встречающимися являются нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части неразмещения или размещения с нарушением установленных сроков на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством; необоснованный отказ (или допуск) участнику закупки в участии в аукционе; нарушение порядка определения штрафных санкций и отсутствие экспертизы результатов исполнения контрактов. Благодаря проводимым мероприятиям по ведомственному контролю в образовательных организациях предотвращается неэффективное использование денежных средств - были расторгнуты договоры, заключенные по завышенным ценам; повышается профессиональный уровень работников контрактных служб и членов экспертных комиссий.

Аудиторские проверки - новая сфера контроля

В феврале - марте 2015 года Служба в соответствии с планом аудиторских проверок Департамента образования города Москвы на 2015 год впервые провела выездную аудиторскую проверку Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы, наделенной частью полномочий главного распорядителя бюджетных средств, на предмет законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета города Москвы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года.

Есть результат

Основными и наиболее серьезными являются нарушения и ошибки, допускаемые при определении объема субсидий на выполнение государственного задания в результате завышения образовательными организациями контингента обучающихся и предоставления недостоверных данных в отчетах о выполнении государственного задания; нарушения, а иногда и злоупотребления при расходовании средств на оплату труда работников, в том числе при распределении стимулирующих выплат. Следует отметить, что в настоящее время, после принятия департаментом мер по централизации функции финансирования подведомственных учреждений путем передачи ее Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы, количество и суммы нарушений и ошибок при определении объемов субсидий и проведении корректировок объемов субсидии существенно снизились.

Целенаправленная контрольная деятельность, проводимая Службой, рекомендации и консультации, предоставляемые образовательным организациям по результатам проверок, приносят положительные результаты. Как позитивный, хочется отметить факт снижения в первом квартале 2015 года на 66% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года сумм выявленных нарушений при расходовании бюджетных средств, подлежащих возмещению (восстановлению). В 2014 году по сравнению с 2012 годом возмещаемость возросла в четыре раза.

рублей - общая сумма выплат, произведенных 14 образовательными организациями в 2014 году «мертвым душам» - лицам, фактически не выполняющим свои должностные обязанности. Эти нарушения были выявлены в результате опросов

По результатам опроса родителей детей, посещающих одно из учреждений дополнительного образования, было установлено, что родители на постоянной основе осуществляли пожертвования в благотворительный фонд. Размер взносов составлял до 2,5 тысячи рублей. При определении суммы «благотворительных» взносов существовали льготы для многодетных семей.

внимание

В целях урегулирования спорных вопросов по итогам проверок, проведенных Службой финансового контроля, в Департаменте образования города Москвы создана специальная комиссия. За редким исключением выводы контрольных мероприятий находят у комиссии подтверждение и поддержку. Результаты особо важных и ответственных проверок рассматриваются на совещаниях, проводимых лично руководителем Департамента образования И. И. Калиной .

Учись, студент!

Новшеством контрольной деятельности Службы является практика включения в группы ревизоров, проводящих тематические проверки, студентов старших курсов профильных колледжей. Участие студентов в контрольных мероприятиях происходит в рамках соглашений, заключенных с организациями среднего профессионального образования системы департамента, на безвозмездной основе и является для молодых людей производственной практикой.

gastroguru © 2017