Отраслевая программа закупок пао росатом exe. Росатом утвердил электронные торговые площадки для проведения закупок

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

Закупки ГК «Росатом» проходят в соответствии с единым отраслевым стандартом. Как стать поставщиком госкорпорации, какие процедуры она проводит, расскажем в материале.

Какие закупки проводит «Росатом»

Корпорация работает в области атомной энергетики, проектирования и сооружения АЭС, энергетического машиностроения. Госкорпорация проводит закупки по 44-ФЗ за счет средств из федерального бюджета, а также по 223-ФЗ за счет собственных средств. Проведение госзакупок регламентировано Законом о контрактной системе, тогда как процедуры по Закону о закупках отдельными видами юрлиц корпорация проводит согласно положению о закупках «Росатом». Оно размещено в ЕИС, а также на сайте компании.

Чтобы понять, какие типы процедур чаще всего проводит корпорация, заглянем в план закупочной деятельности компании на 2019 год. Он размещен в ЕИС, в разделе «Планирование» - «Планы закупок по 223-ФЗ». В плане фигурируют не только закупки, непосредственно связанные с атомной энергией, но и другие, например, закупки:

  • услуг по проведению семинаров, форумов, круглых столов;
  • услуг по выпуску информационных бюллетеней;
  • услуг по разработке нормативных документов и правил безопасности;
  • услуг по проведению рыночной оценки имущества;
  • страхования;
  • аудиторских и юридических услуг;
  • услуг по обеспечению защиты информации и др.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Единый отраслевой стандарт закупок госкорпорации «Росатом» с приложениями

Это аналог положения о закупках. Документ регламентирует закупочную деятельность корпорации. Найти его можно на сайте zakupki.rosatom.ru в разделе «Документы» - «Нормативные документы по закупочной деятельности атомной отрасли». Он содержит:

  • принципы закупок «Росатома»;
  • функции и полномочия корпорации;
  • особенности формирования планов закупок, их корректировка;
  • возможные способы закупок, в том числе конкурентные и неконкурентные;
  • процедура подготовки к торгам;
  • требования к продукции и условиям договора;
  • нюансы проведения закупочных процедур: размещения сведений в интернете, предоставления документации, отбора заявок и выбора победителя;
  • определение обеспечения заявки на участие в закупке.

Также в едином стандарте закупок «Росатома» можно найти типичные условия договора, последствия уклонения участника от его заключения, порядок обжалования и ответственность сторон.

В приложениях к единому стандарту можно найти:

  • положение о закупочной комиссии;
  • методику расчета НМЦ договора;
  • типы заказчиков;
  • аукционный перечень;
  • требования к поставщикам и критерии оценки;
  • особенности проведения конкурентных и неконкурентных закупок;
  • требования к банкам-гарантам и т.д.

К примеру, приложение 9 единого отраслевого стандарта закупок госкорпорации - это список ТРУ, которые нужно закупать путем аукциона или редукциона. А в приложении 10 содержится методика оценки заявок.

Единый отраслевой стандарт закупок «Росатом»: поправки 2019

В июне 2018 года корпорация внесла изменения в Единый отраслевой стандарт закупок. Они связаны с вступлением в силу 1 июля 2018 года поправок в Закон № 223-ФЗ. Кроме того, правки были внесены в феврале 2019 года.

Основания проведения неконкурентной закупки установлены в ст. 4.2.2 единого стандарта. В частности, у едпоставщика «Росатом» проводит малые закупки:

  • закупки, стоимостью до 1 млн руб. - для любых видов продукции;
  • закупка ГСМ для обеспечения административно-хозяйственной деятельности заказчика общей стоимостью до 5 млн руб. в год;
  • закупка продуктов питания для обеспечения рабочего питания в организациях, предприятиях и учреждениях атомной отрасли, продовольственного обеспечения специализированных медицинских учреждений и организаций атомной отрасли общей стоимостью до 3 млн руб.

Также корпорация проводит неконкурентными способами упрощенные закупки и прямые закупки. В частности, основаниями для прямой закупки у единственного поставщика являются:

  • заключение договора на оказание услуг, связанных с использованием сетевой инфраструктуры;
  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • заключение договора на оказание финансовых услуг;
  • закупка продукции, включенной в перечень специальных товаров, работ и услуг для нужд атомной отрасли и т.д.

Также в 2018 году были установлены новые требования к содержанию извещения по 223-ФЗ. Оно должно включать сведения о начальной цене договора, формулу цены или стоимость единицы товара, работы, услуги и максимальное значение стоимости договора. Кроме того, в извещении нужно прописывать адрес ЭТП, где проводится закупка (ч. 9 ст. 4 № 223-ФЗ).

Информация, которая должна быть включена в извещение о закупках «Росатома», указана в приложении 15 с Единому стандарту:

  • способ закупки в соответствии со стандартом;
  • основание выбора способа закупки по единому отраслевому стандарту;
  • наименование заказчика, его адрес, ФИО должностного лица и контактная информация;
  • предмет договора;
  • состав, объем и количество товаров, работ, услуг или ссылка на соответствующее приложение к договору;
  • срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • место исполнения условий контракта;
  • НМЦ со всеми расходами и указанием на НДС;
  • коды товаров, работ, услуг в соответствии с классификаторами ОКВЭД 2, ОКПД 2;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, информация об обеспечении;
  • адрес центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом» для направления жалоб;
  • список приложений (проект договора, техзадание и т.д.).

В 2018 году в своем стандарте госкорпорация прописала, когда закупки могут проводить в бумажной форме:

  • в извещении или документации о закупке есть сведения, составляющие государственную тайну;
  • есть разрешение генерального директора корпорации;
  • проводится закупка по выбору субподрядчиков в рамках исполнения обязательств заказчиков по договорам с контрагентами, не являющимися организациями атомной отрасли;
  • договор исполняется на территории иностранного государства; проводится закрытая закупка.

Был дополнен пункт 10.3 раздела 1. Теперь срок проведения всех переторжек может быть увеличен на количество дней подтвержденных сбоев в работе информационных систем.

Торговая площадка закупок «Росатом»

Перечень ЭТП для закупок «Росатома» смотрите в приказе от 04.02.2016г. №1/83-П. В список входят:

  • Единая электронная торговая площадка www.roseltorg.ru ;
  • ЭТП «Фабрикант» www.fabrikant.ru ;
  • ЭТП В2В-Center www.b2b-center.ru .

Закупки по 44-ФЗ для атомной отрасли проводятся в силу требований закона на единой электронной торговой площадке.

Как стать поставщиком «Росатома»

Для участия в госзакупках необходимо зарегистрироваться в ЕИС и попасть в реестр поставщиков. Комиссия отбирает участников в соответствии со стандартом закупок «Росатом»:

  • сначала отсеиваются заявки, которые не соответствуют требованиям к оформлению, участнику, продукции, условиям договора;
  • далее заявки анализируют по заранее установленным критериям;
  • следом идет переторжка - участники могут предложить более низкую цену, чем указывали ранее;
  • только после этого выбирают лучшую заявку.

Если малое или среднее предприятие хочет принять участие в закупках корпорации, рекомендуем ознакомиться со списком ТРУ, которые «Росатом» закупает у субъектов МСП.

Закупки «Росатом»: проверка организации

В атомной отрасли есть свой реестр недобросовестных поставщиков. Он размещен на сайте закупок «Росатома». Чтобы найти РНП, перейдите в раздел «Закупки» - «Реестр недобросовестных поставщиков атомной отрасли» . Откройте форму поиска и введите информацию об организации:

  • наименование;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • адрес;
  • предмет договора.

Вложенные файлы

  • Единый отраслевой стандарт закупок.zip
  • Как стать поставщиком атомной отрасли.pdf
  • Как стать поставщиком атомной отрасли субъекту МСП.pdf

1. Общее количество заключенных контрактов и сумма заключенных контрактов

Приступим к сравнительному анализу эффективности закупок, осуществленных по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Анализ необходимо начать с определения общего количества заключенных контрактов и суммы заключенных контрактов непосредственно ГК «Росатом» и всех его дочерних организаций по обоим законам за 2015 год. Результаты такого анализа предложены Приложении 1.

Предложенная статистика составлялась следующим образом. С официального сайта закупок ГК «Росатом» из раздела «Заключено договоров» было взято общее количество договоров за 2015 год ГК «Росатом» и всех его дочерних обществ. Из-за отсутствия фильтра по критерию «способ финансирования» или «применяемый закон» далее был использован Официальный сайт размещения закупок. С помощью фильтрации на данном сайте все заключенные договоры за 2015 год каждой дочерней организации ГК «Росатом» и непосредственно закупки ГК «Росатом» были проверены на использованный закон, то есть способ финансирования с помощью фильтрации по законам. Оценка была бы более объективной при наличии статистики об общей сумме заключенных договоров в разрезе двух законов, но такая статистика отсутствует в открытом доступе, а составление подобной базы с помощью фильтрации не представляется возможным.

Таким образом были проанализированы все заключенные контракты за 2015 год. Всего в анализе участвовало 98 организаций: ГК «Росатом» и 97 дочерних организаций. Всего было заключено 59472 договоров на сумму 482 211 835 786,84 рублей. Из этого количества было заключено 1041 договоров с применением норм 44-ФЗ и 58431 договоров с применением норм 223-ФЗ.

Сравним полученные данные с данными за 2014 год. Согласно финансовому отчету ГК «Росатом» за 2014 год, за счет средств бюджета корпорацией в соответствии проведено 806 конкурентных закупок на общую сумму 125,4 млрд руб., экономия от закупочной деятельности составила 2,4 млрд руб. В 2014 году за счет собственных средств Госкорпорации «Росатом» и организации? заключены 37000 договоров. Основную часть закупок материально-технических ресурсов и оборудования отечественного производства (89 %) составляет оборудование стоимостью свыше 100 млн руб. Таким образом, количество заключенных договоров в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ повысилось за год на 235 (22%) и 21 431(36%) договоров соответственно. Данные показатели достаточно высокие, что свидетельствует о развитии компании и серьезном развитии ее закупочной деятельности.

Максимальная общая сумма стоимости договоров за 2015 год - 142 276 096 028,38 рублей, заказчиком при этом было АО "Концерн Росэнергоатом". При этом все 12139 договоров были заключены на собственные и внебюджетные средства, то есть в рамках 223-ФЗ. Далее по убыванию идут следующие суммы договоров - 82 660 528 631,99 и 25 390 236 541,97 рублей. Заказчиками являются, соответственно, АО "Атомэнергомаш" и АО "Атомэнергопром". Все данные закупки были совершены в рамках 223-ФЗ. Пять заказчиков с максимальной суммой договоры представлены в табл.1.

Заказчик

Количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (ед.)

Количество договоров, заключенных в рамках 44-ФЗ (ед.)

Количество договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ (ед.)

Общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (руб.)

АО "Концерн Росэнергоатом"

142 276 096 028,38

АО "Атомэнергомаш"

82 660 528 631,99

АО "Атомэнергопром"

25 390 236 541,97

АО "Техснабэкспорт"

25 033 573 733,66

20 811 967 748,14

Табл.1 Заказчики с максимальной общей стоимостью договоров, заключенных за 2015 год.

Рассмотренные данные свидетельствуют о большей применимости (примерно в 58 раз) норм 223-ФЗ, чем норм 44-ФЗ, то есть о большем распространении в компании закупок за счет собственных и внебюджетных средств. Это объясняется тем, что сущность государственных корпораций состоит в том, что государство возлагает на них определенные цели, указанные в федеральных законах о госкорпорациях, наделяя их хозяйственными полномочиями для самостоятельного принятия решений о большинстве закупок и, соответственно, совершения их за счет средств госкорпорации. Исключения составляют закупки, проводимые в рамках 44-ФЗ, которые государство инициирует самостоятельно для достижения определенных целей в рамках различных государственных программ.

2. Анализ закупок ГК «Росатом за 2015 год

Далее анализ будет проводиться на примере закупок непосредственно ГК «Росатом», так как анализ в разрезе всех дочерних организаций невозможен из-за отсутствия информации, а в практике закупок «Росатом» за 2015 год присутствуют как закупки, осуществленные за счет как бюджетных, так и собственных и внебюджетных средств. Всего организация провела в 2015 году 154 закупки в рамках 44-ФЗ и 347 закупок в рамках 223-ФЗ.

Рассмотрим результаты закупочной деятельности непосредственно ГК «Росатом» за 2015 год, использовав статистику аналитического портала «СПАРК-маркетинг», предоставленную автору данной дипломной работы во время прохождения преддипломной практики сотрудниками Управления закупочной деятельностью дочерней организации ГК «Росатом» - акционерного общества «Ураниум Уан Груп». Далее будет рассмотрена статистика закупок только ГК «Росатом», такое ограничение на исследование накладывает отсутствие в открытом доступе статистики закупок всех дочерних организаций рассматриваемой госкорпорации.

Всего организация провела в 2015 году 154 закупки в рамках 44-ФЗ и 347 закупок в рамках 223-ФЗ. Превалирование закупок за счет собственных средств над закупками за счет бюджетных средств объясняется тем, что государство, создавая государственную корпорацию, перекладывает на нее все хозяйственные функции, соответственно, корпорация самостоятельно решает вопрос об осуществлении закупок и осуществляет их за счет собственных средств. В то время как остальные закупки, то есть закупки в рамках 44-ФЗ, инициирует лично государство.

3. Количество закупок у единственного поставщика

Одним из критериев успешности закупок является сумма контрактов, заключенных у единственного поставщика. К сожалению, как было сказано ранее, из-за отсутствия информации о сумме контрактов в данной работе будет проанализировано количество закупок у единственного поставщика. Рассмотрим статистику использования различных способов определения поставщика в рамках этих законов.

Закупки компании в рамках 223-ФЗ в 2015 году по способу определения поставщика распределились следующим образом. (табл.2) Процент от общего количества процедур был округлен до первый цифры после запятой:

Табл.2. Закупки компании в рамках 223-ФЗ по способу определения поставщика

В предложенной статистике мы видим превалирование такого способа как закупка у единственного поставщика, что упрощает работу заказчика, но в некоторых случаях может являться ограничением конкуренции, что отрицательно сказывается на эффективность закупки. Кроме того, заказчик не дает разъяснений по поводу того, что подразумевается под «иным способом». В рамках 223-ФЗ компания ни разу не провела конкурс в 2015 году и только 4 раза провела электронный аукцион, что также отрицательно сказывается на эффективности закупок.

В то же время закупки компании в рамках 44-ФЗ в 2015 году по способу определения поставщика распределились следующим образом. (табл.3) Процент от общего количества процедур был округлен до первый цифры после запятой:

Табл.3. Закупки компании в рамках 44-ФЗ по способу определения поставщика

В предложенной статистике в качестве способов определения поставщика превалируют электронный аукцион и открытый конкурс. Это свидетельствует о том, что, благодаря этим процедурам, заказчику, возможно, удалось сэкономить бюджетные средства в большей мере, чем при большом количестве закупок у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ. Причины этого были описаны ранее.

Рассмотрим соотношение закупок у единственного поставщика в рамках обоих законов. Всего организация совершила 65,1% закупок у единственного поставщика от количества всех закупок за счет собственных средств в рамках 223-ФЗ и 20,1% закупок у единственного поставщика от количества всех закупок за счет бюджетных средств в рамках 44-ФЗ. В анализе существует некоторое ограничение: проведенный анализ был бы более объективным, если при этом была бы известна сумма контрактов, заключенных в ходе закупки у единственного поставщика, но такая информация отсутствует в открытом доступе, а поиск с помощью фильтров на сайте не представляется возможным.

Несмотря на ограничение в анализе, разница в процентном соотношение закупок у единственного поставщика в рамках двух законов велика, поэтому, проведя анализ по критерию «количество закупок у единственного поставщика», можно сказать о большей результативности закупок по 44-ФЗ, нежели закупок, осуществленных в рамках 223-ФЗ.

4. Экономическая эффективность, количество участников в торгах и количество допущенных участников

Далее анализ результативности будет проведен по следующим критериям: экономическая эффективность, количество участников в торгах и количество допущенных участников. ГК «Росатом» не предоставляет открытых данных о подобной статистике за 2015 года, а статистика за 2014 год не обширна и представляет собой информацию лишь об общем уровне снижения НМЦК.

В идеале работа об анализе снижения НМЦК и количестве участников в торгах должна быть представлена в разрезе всех закупок за один год, но подобный анализ в рамках данный работы не осуществим, так как за 2015 года «Росатом» и его дочерние организации совершили большое количество закупок, и анализ каждой из них на уровень снижения НМЦК и количества участников в торгах невозможен. Или же должны быть сравнены сопоставимые категории закупок, например, закупка бумаги одного формата и качества по 44-ФЗ и закупка бумаги по 223-ФЗ. Но из-за особенностей использования данных законов подобный анализ становится невозможным. В ГК «Росатом» товары и услуги, закупаемые за счет бюджета, то есть в рамках 44-ФЗ, не совпадают с товарами, закупаемыми в рамках 223-ФЗ. Практически все товары, услуги и работы, закупаемые за счет бюджетных средств, имеют сложнейшие технические характеристики, не подлежащие сравнительному анализу, например, строительство атомной подводной лодки.

В связи с описанными выше ограничениями предлагается практически апробировать разработанную систему оценки успешности закупок следующим образом. Необходимо сравнить закупки, проведенные организацией в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Во-первых, необходимо сформировать базу осуществленных закупок, используя данные о которых будет проводиться исследование. База будет сформирована следующим образом: будут выбраны 10 первых в рассматриваемом периоде конкурентных закупок непосредственно ГК «Росатом» в 2015 году, осуществленных в рамках 44-ФЗ, и 10 первых в рассматриваемом периоде конкурентных закупок непосредственно ГК «Росатом» в 2015 году, осуществленных в рамках 223-ФЗ. Для сопоставимости уровня цен для составления базы данных необходимо выбрать единый регион поставки продукции и услуг - г.Москва.

В базе закупок необходимо указывать следующие данные о закупке: номер извещения, закупаемая продукция, используемый при осуществлении закупки закон, способ выбора поставщика, НМЦК, цена договора, количество участников в торгах, количество допущенных к торгам участников.

Отобранные закупки будут проанализированы следующим образом. Во-первых, необходимо сравнить показатель экономичности закупки, который будет рассчитан по следующей формуле:

Economy - экономичность закупки;

Pmax - начальная (максимальная) цена контракта;

Pmin - цена, предложенная победителем закупки, т.е. цена контракта.

Следующим шагом будет анализ количества участников и количества допущенных участников в каждой рассматриваемой закупке и сравнение данного показателя в закупках, осуществленными по 44-ФЗ, с закупками, осуществленными по 223-ФЗ.

Рассмотрим базу данных об экономической эффективности и уровня конкуренции по закупкам, проведенным в рамках 223-ФЗ (Приложение 2).

Было рассмотрено 10 торговых процедур, проведённых в 2015 году в рамках 223-ФЗ. 6 из них являются запросом предложений в электронной форме, 4 оставшихся являются аукционом в электронной форме. Максимальная НМЦК составила 127 950 000 рублей, минимальная - 2 485 000 рублей. Среднее количество участников в торгах - 4 (без округления - 3,666666667). Среднее количество допущенных участников - 2. Средняя экономия, вычисленная по формуле, описанной выше - 19,58825115. Данные результаты представлены в таблице 4.

Табл.4. Среднее снижение цены, среднее количество участников и допущенных участников в выборке закупок ГК «Росатом» в рамках 223-ФЗ за 2015 год.

Отметим закупку под номером 1 - на право заключения договора на оказание переводческих услуг. При проведении запроса предложений в электронной форме стоимость от НМЦК снизилась на 60%. В положении о закупках ГК «Росатом» не предусмотрено отклонение заявок со столь высоким уровнем снижения цены, как и в целом не предусмотрено понятие «демпинг». Но столь высокий уровень показателя эффективности может говорить о необходимости проверки обоснованности НМЦК и необходимости особого внимания к исполнению контракта победителем. Для сравнений был выбран общий уровень по городу Москве, так как наибольшее количество закупок ГК «Росатом» происходит для нужд московского представительства среди московских поставщиков, общий уровень этого показателя по Москве составляет 10,5%.

Средний уровень экономический эффективности составляет 19,58825115%, что является очень высоким уровнем экономической эффективности. Среднее количество участников в торгах - 4 - соответствует среднему уровню по г. Москве.

Было рассмотрено 10 торговых процедур, проведённых в 2015 году в рамках 44-ФЗ. Все 10 из них являются электронным аукционом. Максимальная НМЦК составила 99 847 110,21 рублей, минимальная - 594 061,52 рублей. Среднее количество участников в торгах - 2 (без округления - 2,444444). Среднее количество допущенных участников - 2 (без округления - 2,222222). Средняя экономия, вычисленная по формуле, описанной выше - 15,65197151. Данные результаты представлены в таблице 5.

Табл.5. Среднее снижение цены, среднее количество участников и допущенных участников в выборке закупок ГК «Росатом» в рамках 44-ФЗ за 2015 год.

Сравнительный анализ полученных данных говорит о том, что по критерию «снижение цены контракта» закупки в рамках 44-ФЗ проигрывают закупкам в рамках 223-ФЗ с небольшим отрывом - 4%. Учитывая то, что в выборке были учтены не все закупки, что средние показатели экономичности закупок по двум разным законам должны быть примерно равны. Таким образом, не существуют различия в рамках данного критерия в выборе используемого закона.

Далее рассмотрим закупки по двум следующим критериям: количество участников и количеством допущенных участников. Среднее число участников закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ - 3,6 и 2,4 соответственно. Конкуренция на участие в закупках, совершаемых по 223-ФЗ, выше конкуренции в закупках по 44-ФЗ. Причиной этого может быть специфичный характер продукции, закупаемой в рамках 44-ФЗ, так как такая продукции закупается в рамках особого государственного заказа за счет бюджетных средств. Тем не менее, чем больше участников в закупке, тем оптимальнее соотношение «цена-качество», соответственно, по данному критерию закупки по 44-ФЗ проигрывают закупкам по 223-ФЗ. Среднее же количество допущенных участников совпадает в обоих случаях - 2 участника.

5. Несостоявшиеся торги

Далее необходимо рассмотреть количество несостоявшихся торгов ГК «Росатом» по обоим законам. Для этого достаточно рассмотреть статистику, составить базу причин несостоявшейся закупки, рассмотрев при этом торги, проходившие в 2015 года, и сделать выводы относительно каждого закона.

Для осуществления данного анализа необходимо определить случаи в соответствии с 44-ФЗ и ЕОСЗ, принятым в соответствии с 223-ФЗ, при которых закупка считается несостоявшейся.

В 44-ФЗ установлены случаи для каждого способа определения поставщика, в которых закупка считается несостоявшейся. Несмотря на небольшое различие условий признания закупки несостоявшейся, можно выделить общие ситуации при которых закупка признана оной:

  • 1) по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации;
  • 2) по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации;
  • 4) участник закупки, заявке на участие которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
  • 5) участники не подали ни одной заявки на участие, а электронный аукцион признан несостоявшимся, в соответствии с частью 20 статьи 68, если в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение.

Единой отраслевой стандарт закупок ГК «Росатом» (положение о закупках рассматриваемой организации) предусматривает следующие случаи, при которых закупка признана несостоявшейся: если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка от одного участника или не подана ни одна заявка. Также закупка признана несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки или о допуске только одного участника закупки.

Таким образом, положения 44-ФЗ совпадают с положениями ЕОСЗ, а случаи несостоявшихся закупок, использованные для сравнения, сопоставимы. Далее рассмотрим все случаи несостоявшихся закупок за период с 01.01.2015 года до 31.12.2015 года, выявим причины и сравним количество несостоявшихся закупок, совершенных непосредственно ГК «Росатом»в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Закупки, признанные несостоявшимися, будут выявлены с помощью фильтра «несостоявшиеся закупки» на официальном сайте закупок ГК «Росатом» - zakupki.rosatom.ru. Напомним, что всего организация провела в 2015 году 154 закупки в рамках 44-ФЗ, то есть за счет средств бюджета, и 347 закупок в рамках 223-ФЗ. В ходе исследования была разработана база данных, предложенная в Приложении 3.

Сразу необходимо отметить, что в 2015 году не было ни одной несостоявшейся закупки, заказчиком которой была бы ГК «Росатом, проведенная в рамках 44-ФЗ, но при этом было 9 несостоявшихся заявок в рамках 223-ФЗ. Соответственно, 0% закупок по 44-ФЗ были признаны несостоявшимися и 2,6% закупок, проведенных по 223-ФЗ, были признаны несостоявшимися. Между данными показателями существует лишь небольшая разница, но, тем не менее, закупки по 44-ФЗ в рамках данного критерия должны быть признаны более успешными, хоть и с не очень существенным отрывом.

Рассмотрим причины несостоявшихся торгов (табл.6).

Табл.6. Причины несостоявшихся торгов ГК «Росатом» в 2015 г. в рамках 223-ФЗ.

В соответствии с нормами ЕОСЗ (п.13.5.6.) в данных обстоятельствах заказчик может провести повторную закупку, обратиться к единственному поставщику или отменить закупку. Во всех рассмотренных случаях заказчик обратился к после признания закупки несостоявшейся к закупке у единственного поставщика, что, возможно, уменьшило экономичность закупки, что повлияло на успешность закупочной деятельности компании в 2015 году отрицательно.

Причинами оснований для признания данных торгов несостоявшимися могут являться: некорректно составленная конкурсная документация, слишком низкая НМЦК, сложный лот закупки, неудобные для поставщика условия. В любом случае отсутствие несостоявшихся закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ, говорит о лучших условиях проведения закупки, нежели при закупках в рамках 223-ФЗ. Причинами данных обстоятельств могут быть как и более строгие нормы проведения закупок по 44-ФЗ, в том числе к, так и более халатное отношение контрактной службы заказчика к собственным средствам, чем к бюджетным средствам.

Таким образом, из-за отсутствия несостоявшихся закупок по 44-ФЗ и 9 несостоявшихся закупок по 223-ФЗ, которые в итоге привели к закупке у единственного поставщика, по данному критерию закупки, проведенные в рамках 44-ФЗ, отмечены большей результативностью, хоть и с небольшим отрывом.

Подобную работу необходимо провести с жалобами на действия заказчика, чтобы оценить успешность закупок ГК «Росатом» по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Далее перейдем к рассмотрению статистики и причин жалоб на действия или бездействия ГК «Росатом». Для этого необходимо рассмотреть жалобы с Официального сайта. Необходимо выбрать период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

За рассмотренный период в ФАС поступила только одна жалобы по 44-ФЗ и 0 жалоб по 223-ФЗ. Номер жалобы - №CA/FAS/29.01.2015/018. Она была признана частично обоснованной. Жалобы поступила 28.01.2015, ГК «Росатом» выдано предписание»

С одной стороны, к сожалению, единственная жалоба не имеет практической пользы в рамках данного исследования, с другой же стороны наличие всего одной жалобы свидетельствует об успешности закупочной деятельности ГК «Росатом», что подтверждает гипотезу о том, что исследование было необходимо проводить на примере данной корпорации.

ГК «Росатом» производит закупки товаров, работ услуг для осуществления своей деятельности согласно положениям нормативно-правовых актов (а именно, согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а также согласно положениям установленного в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами Единого отраслевого стандарта закупок ГК «Росатом» (далее - ЕОСЗ).

При этом закупки товаров, работ, услуг ГК Росатом, осуществляемые для государственных и муниципальных нужд, выполняются на основании положений Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. Данные закупки осуществляются за счет бюджетных средств, информация о закупках для государственных и муниципальных нужд размещается Госкорпорацией Росатом на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок. Электронная торговая площадка для размещения закупок для государственных и муниципальных нужд – ЕЭТП «Росэлторг».

Для других видов закупок товаров, работ услуг, в целях осуществления деятельности ГК «Росатом» и ее структурных подразделений действуют положения Федерального закона №223-ФЗ от от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также положения ЕОСЗ. При этом закупка осуществляется за счет собственных и внебюджетных средств.

Данный единый отраслевой стандарт закупок регулирует отношения, связанные с проведением закупок для нужд ГК «Росатом» и нужд иных организаций, предприятий и учреждений атомной отрасли, в следующих целях: эффективное расходование средств из всех источников; развитие конкуренции; повышение прозрачности в сфере закупок; предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в области размещения заказов; создание условий для своевременного и полного обеспечения нужд атомной отрасли качественной продукцией на выгодных условиях; обеспечение установленного федеральным законодательством уровня безопасности эксплуатации объектов атомной промышленности. То есть в целом принципы и цели ЕОСЗ соответствуют принципам и 44-ФЗ, и 223-ФЗ. Кроме основных требований закона к принципам ЕОСЗ добавлен принцип безопасности эксплуатации объектов атомной промышленности, что является спецификой отрасли.

При этом закупки товаров, работ, услуг осуществляются за счет внебюджетных и собственных средств госкорпорации. Информация о данных закупках размещается на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и Официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд государственной корпорации «Росатом».

Планирование закупок по 44-ФЗ осуществляются с помощью формирования плана закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд на трехлетний период, а также составляется план-график на год. При осуществлении закупок, согласно положениям 223-ФЗ, план закупок формируется на год.

Контроль закупочной деятельности осуществляется в целях исполнения положений 44-ФЗ с помощью норм самого федерального закона от процесса планирования закупок до исполнения контракта, при этом предусматриваются установленные 44-ФЗ виды, способы контроля, процедуры обжалования.

Контроль закупочной деятельности товаров, работ, услуг, осуществляемой по 223-ФЗ осуществляется с помощью внутренних и внешних контролирующих органов. Внешним контролирующим органом, в соответствии с положениями 223-ФЗ, является Федеральная антимонопольная служба (далее-ФАС). Внутренним контролирующим органом – Центральный арбитражный комитет Корпорации и иные арбитражные комитеты. Данные подразделения ГК «Росатом» также занимаются принятием и рассмотрением жалоб на действия (бездействия) корпорации.

Рис. 1. Способы определения поставщика, условия их применения и сроки подачи заявок в соотвествии с ЕОСЗ.

«Росатом» проводит электронные процедуры выбора поставщика с помощью электронных торговых площадок (далее – ЭТП) с 2009 года. Согласно официальным данным с сайта ГК «Росатом» ежегодно 99% всех закупочных процедур проводятся в электронном виде. Также ежегодно Росатом и его дочерние компании проводят порядка 30 000 закупок на трех основных ЭТП. При этом закупки за счет бюджетных средств проводятся на ЕЭТП Росэлторг, а процедуры по закупкам, совершенным на внебюджетные средства проводятся на следующихъ ЭТП: ЕЭТП «Росэлторг», ЦЭТ «B2B-Center» и ТП «Фабрикант.ру».

Госкорпорация «Росатом» занимается не только вопросами регламентации и управления закупочной деятельностью, но также построением системы органов закупочной деятельности, эффективных и современных инструментов ведения деятельности, подготовкой и выстраиванием добросовестных взаимоотношений между всеми участниками процесса закупок, так с 2009 года в атомной отрасли на базе Корпоративной Академии Росатома создано специализированное направление по закупкам.

Направление осуществляет образовательные, научно-методические, организационные и информационно-консультационные услуги по вопросам организации и проведения торгов и иных процедур в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, Единым отраслевым стандартом закупок (положением о закупке) Госкорпорации «Росатом».

Основная задача направления: обучение должностных лиц, занятых в сфере закупок и представителей поставщиков, а также неотраслевых заказчиков с целью достижения принципов открытости, добросовестной конкуренции в закупочной системе, профессионализма заказчиков, грамотности поставщиков, обоюдной ответственности за результативность закупок и эффективности расходования средств.

Сравнительный анализ закупок при использовании Федерального Закона №44-ФЗ и Федерального Закона №223-ФЗ в ГК «Росатом»

В Госкорпорации «Росатом» прошел третий, завершающий этап отбора электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения закупок в электронной форме.

По результатам отбора, который проводился в 2015 году, были выбраны три электронные торговые площадки: ТП «Фабрикант.ру», ЕЭТП «Росэлторг» и ЦЭТ «B2B-Center». Электронные торговые площадки успешно прошли третий этап - период опытно-промышленной эксплуатации. В результате все три площадки были официально утверждены для проведения электронных закупок Росатома.

Новый отбор ЭТП проводился с целью повышения уровня информационной безопасности и улучшения качества обслуживания поставщиков. Кроме того, Центральный арбитражный комитет Госкорпорации «Росатом» теперь принимает и рассматривает жалобы участников закупок на электронные торговые площадки. Если на площадку поступает жалоба, и она будет признана обоснованной, проведение закупок на ЭТП будет приостановлено на один месяц. Если же в течение года на одну площадку поступит более трех обоснованных жалоб, Росатом оставляет за собой право снизить загруженность площадки или прекратить сотрудничество с ней. Также правилами Госкорпорации предусмотрено регулярное проведение аудита ЭТП. Если по итогам проверки будут выявлены нарушения ЕОСЗ (Положения о закупке Росатома), недостатки в программной функциональности или в регламентах работы площадки – сотрудничество с ЭТП будет приостановлена до полного устранения недостатков.

Отбор электронных торговых площадок для организации закупок предприятий атомной отрасли проходил в три этапа: отбор, доработка функционала и опытно-промышленная эксплуатация. В феврале 2015 года прошел первый этап отбора. До конца августа 2015 года в рамках второго этапа операторы провели все необходимые изменения и подготовились к работе с закупками Росатома: доработали интерфейс и функциональность ЭТП, провели интеграцию ЭТП с автоматизированной системой управления закупочной деятельностью Росатома. После проверки на соответствие функциональности ЭТП заявленным требованиям, все площадки были переведены на этап опытно-промышленной эксплуатации. На данном этапе площадками были успешно проведены по пять процедур закупок каждым из способов: конкурс, аукцион/редукцион, запрос цен и запрос предложений. Сейчас все три площадки, допущенные к проведению закупок в электронной форме, официально утверждены.

Справочно:

С 2009 года Госокорпорация «Росатом» проводит закупочные процедуры на электронных торговых площадках. В настоящее время в электронной форме проходит 99% от суммы всех конкурентных закупочных процедур атомной отрасли. Ежегодно предприятия атомной отрасли проводят порядка 30 тыс. закупок на трех электронных торговых площадках. Закупки за счет бюджетных средств проводятся на ЕЭТП «Росэлторг», а процедуры по внебюджетным и собственным средствам теперь проходят на ЦЭТ «B2B-Center», ТП «Фабрикант.ру» и ЕЭТП «Росэлторг».

gastroguru © 2017