Этническая деревня как начинать работу. Туристический проект «этнографическая деревня сохранившихся обрядов беларуси

В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева

МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
[email protected],
[email protected]

Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15 .

"Этнодеревня", "этническая деревня" – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:

Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),

Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),

Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)

Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

Рис. 1. Этнические деревни в современной России

  1. В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.
  2. «Региональные этнодеревни» национальных республик , отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск (Музеи России, http://www.museum.ru).
  3. Локальные этнодеревни , или этнодеревни локальной культурной традиции и малых народов России, создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким, к примеру, относится Поморская Тоня Тетрина, экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. На стане постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. "Музейные экспонаты" на стане (старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон) сами являются предметами современного обихода. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

  1. Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь («Этномир»,http://ethnomir.ru).

Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Некоторые выводы. Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

Список использованной литературы

  1. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.
  2. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.
  3. Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.
  4. Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.
  5. Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.
  6. http://www.museum.ru (Музеи России).
  7. http://ethnomir.ru («Этномир», «этнодеревня мира», Калужская обл.).

Приложение. Свод этнодеревень России

Существующие этнодеревни

Мировые этнодеревни:

  1. Этномир, этнодеревня мира (Калужская обл., 80 км от Москвы, рядом с Боровском, д. Петрово)
  2. Трам, Этнографический комплекс (Краснодарский край, д. Фадеево)

Региональные музеи деревянного зодчества:

  1. Ангарская деревня, архитектурно-этнографический музей (Иркутская обл., г. Братск)
  2. Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво (г. Торжок, Тверская обл.)
  3. Витославлицы, Новгородский музей народного деревянного зодчества (Новгородская обл., г. Великий Новгород)
  4. Владимиро-Суздальский м.д.з. и крестьянского быта (Владимирская обл., г. Суздаль)
  5. Дружба, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник (Якутия, Усть-Алданский улус, с. Соттинцы; правый берег р. Лена, в 70 километрах от г. Якутска)
  6. Ибресинский этнографический музей под открытым небом, филиал Чувашского национального музея (Чувашия, Ибресинский район, с. Ибреси, в 114 км от г. Чебоксары)
  7. Кижи, музей деревянного зодчества (Карелия, Петрозаводск, музей-заповедник «Кижи») Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)

11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)

12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)

13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)

14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)

15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)

16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)

17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)

18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)

19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)

20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)

21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)

22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)

23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)

24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)

Новые региональные этнодеревни:

25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)

26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)

27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)

28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)

29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)

30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)

Локальные этнодеревни:

31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)

32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)

33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)

35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)

36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)

37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)

38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)

39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)

40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)

41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)

42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)

43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)

44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)

45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)

46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)

47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)

48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)

49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ - начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)

50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)

51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)

Проектирумые этнодеревни

52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)

53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)

54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)

55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)

56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)

57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)

58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)

59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)

60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее - культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)

61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)

63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)

64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)

65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)

66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)

67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)

68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)

69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)

70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)

71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)

72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут "кругосветное историческое путешествие" (Краснодарский край, г. Сочи)

73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)

74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)

 ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

2016/4(7) 1 Щ) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Музейное дело

Свиридова О.Ю.

Расположение и некоторые особенности существующих и проектируемых этнографических музеев, парков этнографической реконструкции и этнических деревень на территории Российской Федерации

Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы таких объектов, как этнографические музеи, этнические деревни, музеи под открытым небом и парки этнографической реконструкции. Этнокультурное наследие в различных федеральных округах на территории Российской Федерации. Формирующаяся система этнических деревень и музеев национального быта в России, как инфраструктура развивающегося в стране вида туризма - этнокультурного туризма.

Ключевые слова: этнографический парк, этнические традиции, архитектурные сооружения, охранные мероприятия, этнографическая реконструкция, этнокультурный туризм, историческое наследие, культурная традиция.

В мировой практике этнографические парки и музеи под открытым небом возникли из необходимости сохранения, консервации и изучения памятников народной архитектуры и быта с целью глубокого понимания образа жизни предшествующих поколений. Охранные мероприятия, при этом организованные, позволили сохранить и восстановить множество объектов народного зодчества. Стал возможен открытый (или частично открытый) доступ публики к таким объектам, повысил интерес к ним, и к истории в целом. Эти объекты отражают самобытность местных культурных традиций, выступая оплотом местной идентичности. Этнические деревни по сути своей являются новым типом культурного ландшафта. Также эти объекты называют «этнографические деревни», «национальные», «эколого-этнические деревни».

При создании этнодеревень преследуются следующие цели:

Сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности;

Демонстрация внутренних и внешних планировочных решений;

Приобщение к местной культуре, к этническим традициям;

Демонстрация основных хозяйственных, промысловых и бытовых особенностей реконструируемого поселения;

Проведение традиционных народных праздников и концертов;

Организация этнокультурного туризма и культурного досуга.

Функции таких комплексов различные - охрана объектов этнографического наследия, просветительские, воспитательные и образовательные, туристические. В культурном пространстве это явление быстро развивается, так как понятие этнографической деревни неразрывно связано с понятием этнического туризма. В мировой практике и в масштабах нашей страны этнический и этнографический туризм получает всё большее распространение. Он является одной из успешно реализуемых форм культурного досуга, одной из разновидностей культурно-познавательного туризма. В этнографическом туризме выделяют также два подвида - этнический и аборигенный. Этнический туризм в целом основан на интересе к жизни народов, проживающих на какой-либо определенной территории. Аборигенный же туризм предполагает знакомство с коренным народом, изначально и до сих пор проживающим на данной территории.

В условиях современного уровня развития общества и расширения влияния городской среды возрастает интерес к подобным объектам. В мегаполисах и городах во многом утрачены национальные и культурные традиции и обычаи. Межнациональные особенности людей, живущих в городах, стёрты глобализацией и урбанизацией, в этих условиях особенную актуальность и популярность приобретает этнический туризм. Он помогает не только прикоснуться к истокам собственной национальной культуры, но и отвлечься от привычной среды и городской суеты.

В современных российских условиях отмечается рост количества этнических поселков и этнографических музеев. Характерно, что во множестве они появляются в многонациональных регионах. На сегодняшний момент этнические деревни функционируют и строятся практически во всех федеральных округах. В зависимости от географического расположения округов и их национального состава количество этнических деревень отличается.

Учитывая многонациональность нашей страны, (на её территории проживает более 190 народов, в число которых входят также коренные малые и автохтонные народы) это направление можно считать очень перспективным. Наряду с уже существующими этнографическими музеями под открытым небом и частными коммерческими этнопарками в стране планируется строительство целого ряда новых масштабных проектов.

Количественное соотношение существующих и проектируемых объектов по Федеральным округам Российской Федерации

Центральный ф.о. Южный ф.о. Северо-Западный ф.о. Дальневосточный ф.о. Сибирский ф.о. Уральский ф.о. Приволжский ф.о. Се веро-Кавказ ский Крымский ф.о. г. Севастополь

О 5 10 15 20 25 30

В России наибольшее количество таких объектов расположено в Дальневосточном и Приволжском Федеральных округах, затем следуют Центральный и Сибирский, за ним Северо-Западный, затем Уральский, Южный и Северо-Кавказский округа. На последнем месте в списке находится Крымский округ. В нем процессы создания подобных объектов находятся сейчас в стадии развития. Связано это с тем, что более 20-ти лет полуостров находился под влиянием другого государства, что наложило отпечаток (во многом негативный) на все процессы, там происходившие. В Крыму и городе федерального подчинения Севастополе существуют несколько проектов этнических деревень.

В настоящее время насчитывается более девяносто, а проектируется свыше сорока этнических деревень и этнографических подворий в различных российских регионах.

В Дальневосточном федеральном округе расположено наибольшее количество объектов, в том числе проектируемых. Больше всего их в Республике Саха (Якутия), в Камчатском и Хабаровском Краях.

Из работающих объектов на Камчатке интересны для посещения ительменская деревня «Пимчах», этнокультурный комплекс «Кайныран», эвенкийские стойбища «Нюлтен» и «Мэнэдек». Локализуются они в южной части Края, на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, в частности рядом расположены комплекс «Кайныран» и ительменская деревня «Пимчах». На территории последнего каждый год проходит праздник «Алхалалалай» - обряд благодарения природе, завершающий летний промысловый сезон.

Этнокультурный комплекс "Мэнэдек"

эвенкийское стойбшце /--

Родовая община эвенков "Нюлтен" эвенкийское стойбище /-

Этнокультурный комплекс "Кайныран" деревня в этническом стиле

Этнокультурный комплекс "Пимчах" этническое стойбище

Расположение существующих этнокультурных комплексов на территории Камчатского Края

На Камчатке сохранилась самобытная культура коренных малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов, что является прекрасным ресурсом этнографического туризма. Сегодня на Камчатке же расположено наибольшее количество проектируемых этноподворий. Это этнографические деревни (корякская этнодеревня), этнографические комплексы, туристско-этнографические центры. Важным фактором является наличие больших свободных земельных участков площадью до нескольких тысяч гектаров. Этих площадей достаточно для реализации практических любых туристических проектов. Согласно стратегии развития туризма в Камчатском крае необходимо создание условий для развития туризма как приоритетной отрасли экономики Края в долгосрочной перспективе, увеличение вклада туристической отрасли в развитие региона, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.

В Приволжском Федеральном округе этнографические деревни расположены практически во всех субъектах - но более всего их в Пермском Крае и Нижегородской области. Архитектурно -этнографический музей «Хохловка» - это пример долгого и успешного функционирования объекта. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт в сентябре 1980 года. В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII - второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали.

Центральный округ в этом отношении характерен наличием различных по концепции и исполнению проектов. Присутствуют как крупные,

многонациональные объекты, такие, как «Этномир» в Калужской области, так и небольшие объекты, популяризирующие культуру и наследие отдельных этносов -например культуру Чукотки - этнокультурный комплекс «Хаски Лэнд» в Подмосковье. Московская область характеризуется также большим количеством проектируемых объектов этнографических деревень.

В Северо-Западном федеральном округе также большое количество существующих и проектируемых объектов находится в крупном и развитом образовании - в Ленинградской области. Также этнографические комплексы расположены на территории Мурманской и Новгородской областей. На территории последней расположены Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» и «Славянская деревня X века» в поселке Любытино. В музее «Витославлицы» собраны лучшие сохранившиеся до наших дней образцы народного деревянного зодчества XIII - начала XX вв., в «Славянской деревне» знакомят с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян.

Уральский округ характерен наличием разнообразных культурных традиций. В Ханты - Мансийском автономном округе находится большое количество этнографических деревень и стойбищ. Это «Чуанели» - детский этнооздоровительный центр - школа труда и отдыха. Он находится в Березовском районе, в деревне Чуанели. Другой необычный объект - этническое стойбище -детский этнооздоровительный центр «Мань Ускве», расположенный в Березовском районе, в деревне Ясунт. Он организован для детей из народа манси. По сути это детский лагерь, только дети в нем живут в чумах и учатся разным народным промыслам и языкам. Очень самобытны объекты в Ямало - Ненецком автономном округе. Например, природно-этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск. Это этнографический комплекс под открытым небом, расположенный в Приуральском районе, в 12 км от г. Салехарда. Музей функционирует с 2001 года и знакомит с историей и традициями местных жителей - хантов, ненцев и коми. Воспроизведен традиционный поселок северных народов. Выстроены семь чумов, а также деревянные постройки. В экспозиции более 400 экспонатов - предметов быта оленеводов, охотников, рыбаков Севера. Посетители имеют возможность прокатиться на оленях, попробовать национальную кухню (адаптируемую соответствующим образом), заказать экскурсию по комплексу с обрядами.

В Южном федеральном округе функционирующие этнографические парки консолидируются главным образом в Краснодарском Крае. Там же планируется осуществить большое количество проектов. В Ростовской области находится уникальный объект - Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в Станице Старочеркасская. Музей включает в себя заповедную

Этно-культурный комплекс «Хаски Лэнд» в Ленинском районе Московской области. Выступление фольклорного коллектива

территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с более чем 100 памятников гражданской и культовой архитектуры. Фонды музея насчитывают около 50 000 экспонатов. Станица известна как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова и многих донских героев. Проводятся праздники, выставки и культурно-просветительские мероприятия, выступает фольклорный ансамбль. Музей был основан 30 декабря 1970 года по инициативе М. А. Шолохова на базе памятников истории и архитектуры станицы, ведущей свою историю с 1570 года. Он находится на историческом месте. На бывшем подворье атаманов Ефремовых сосредоточены архитектурные памятники XVNI-XIX вв. Интересен Атаманский дворец, выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м2. На территории музея проводятся выездные и обменные выставки, в том числе проект, посвящённый истории казаков -некрасовцев - «Казаки-некрасовцы. Вновь обретенная Родина». Это потомки участников восстания Кондратия Булавина, они получили свое название по имени атамана Игната Некрасова, который после подавления восстания увел на Кубань несколько тысяч казаков, переселившихся затем в Турцию. Живя на чужбине своеобразным казачьим укладом, некрасовцы сохранили национальную самобытность, язык, обычаи, фольклор, основные элементы казачьей одежды, бытовавшей на Дону в XVII - начале XVIII века.

В Северо-Кавказском округе также отмечается рост проектов. В Карачаево-Черкесской республике это проект этнодеревни «Алан-шахар» («Медовые водопады»). Деревню намерены оформить в кавказском стиле XVII-XIX веков, она будет представлять культуру не только карачаевского, но и других народов республики. На базе этнокомплекса планируется проводить культурно-массовые мероприятия, этнографические праздники, фестивали. Две действующих этнодеревни расположены в Чеченской Республике. Это этнографическая деревня «Шира-котар» - в переводе на русский -«Старый хутор» (вайнахская деревня) и этнографический музей «Донди-юрт» (музей под открытым небом) в городе Урус-Мартан.

Становится все более популярным, несмотря на свою экстремальность «Джайлоо - туризм» - один из новых видов туризма. Это одно из перспективных направлений активного отдыха, ответвление экотуризма, путешествия в котором совершаются в места планеты, практически не тронутые современной цивилизацией. Проявился этот вид отдыха в конце 1990-х годов, когда туроператоры предложили своим клиентам из развитых стран пожить некоторое время вместе с чабанами Киргизии. Отсутствие благ цивилизации в полной мере компенсировалось чистым воздухом, прогулками по горам, погружением в местные традиции и культуру. Результаты такого эксперимента превзошли все ожидания, и этот вид отдыха начали включать в перечень своих услуг многие туристические фирмы мира. Часто существует возможность совмещать такой отдых с осмотром интересных природных достопримечательностей.

Туры устраиваются в населенные коренными народами труднодоступные места, в которых часто отсутствует электричество и мобильная связь. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Этот вид туризма находит все новые и новые направления. Туристы-экстремалы путешествуют в сибирской тайге, приарктической тундре, в пустынях, в горных районах Юго-Восточной Азии.

Ранее европейцы жили и работали в среде первобытных племен Африки, Индокитая и Южной Америки в качестве зоологов, этнографов и исследователей в других областях науки, собирая необходимую информацию для научных работ.

Сегодня этот вид туризма не требует от его участников изучения и классификации местных обычаев, ритуалов и быта. Им предоставляется возможность погрузиться в окружающую действительность и почувствовать себя членами первобытного общества, вместе с жителями племени собирать съедобные растения, изготавливать примитивное оружие, участвовать в процессе охоты. Часть культурной программы составляет пение и танцы под звуки барабанов вместе со всем племенем. В лесах Амазонии, например, племена до сих пор не знают железа и живут первобытно-общинным строем. Некой разновидностью этого вида туризма можно считать туры в Чернобыльскую зону отчуждения. Со времени техногенной катастрофы прошло довольно много времени, уровень радиации заметно снизился, и популярность туров в Чернобыльскую зону постоянно растет.

Любители экологического туризма посещают специальные деревни и поселения, предназначенные для проживания и отдыха. Они располагаются на относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территориях. На таких объектах воссоздан традиционный уклад жизни, основанный на натуральном хозяйстве, в пищу предлагается употреблять только экологически чистые продукты. Во время пребывания в таких поселениях посетители имеют возможность принять участие в традиционных занятиях населения - собирательстве, охоте и рыбной ловле, попрактиковаться в верховой езде.

В различных регионах особенности и проблемы, связанные со строительством и функционированием объектов различны. Например, в комплексе «Этномир», расположенном в Калужской области сделан акцент не на какой-то конкретный этнос, а представлены культуры многих стран мира. Хорошо развитая инфраструктура с кафе, ресторанами, сувенирными магазинами, спортивными площадками и отелями в этническом стиле позволяет погрузиться в культуру множества народов одновременно. Обусловлено это масштабностью проекта и его расположением.

Этнодеревни в регионах - и частные, и создаваемые в рамках туристических программ, помимо развития экспозиций и проведения мастер-классов, вынуждены бизнес - ориентироваться - проводить фестивали, праздники, устраивать гуляния с целью извлечения выгоды - средств на развитие. Такой культурный комплекс в Оренбурге, представляющий из себя парк с 10-ю разными этническими подворьями, в которых действуют кафе, даже благоприятно повлиял на обстановку в районе. По некоторым данным, после его открытия там выросли цены на недвижимость.

Еще одна особенность устройства подобных объектов - это нивелирование претензий соседних государств на территории. Например, в Приморском Крае - это историко-тематический парк «Изумрудная долина». Там реконструируют дома жителей Уссурийского края разных исторических эпох - от палеолита до русских острогов. Инициатору проекта показалось необходимым утвердиться на родной земле. Парк находится в процессе развития, и местное население отнеслось к проекту в целом

Историко-тематический парк «Изумрудная допина». Главный вход

положительно.

По такому же принципу образован национальный парк «Русская Арктика». Задачами парка являются сохранение культурного, исторического и природного наследия Западного сектора Российской Арктики, развитие экологического туризма, также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов. Уникально культурное наследие национального парка: здесь находятся места и объекты, связанные с историей открытия и освоения российской Арктики с XVI века, в частности, связанные с деятельностью русских полярных исследователей, стоянки голландского мореплавателя Виллема Баренца, открывшего эти земли для западных европейцев, и русских поморов, бывавших там задолго до него.

Крупные этнографические комплексы представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Такие объекты представляют собой имитационные культурные ландшафты, изначально запроектированные, как система развивающих, познавательных и развлекательных кластеров. Местные культурные традиции при их создании, как

правило, не учитываются.

«Этномир», расположенный в окрестностях города Боровска Калужской области - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На сегодняшний день это самый большой этнографический парк в России. На его территории размещены этнодворы, имитирующие жизнь и быт различных народов. Крупный выставочный комплекс представляет собой сплошной ряд павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из них задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: Европы, Востока, Азии, Африки, Австралии и Океании и стран Нового Света - Северной и Латинской Америки.

Так называемые «региональные» этнодеревни, расположенные в национальных республиках, отражают традиционный этнический культурный ландшафт. По своей пространственной организации и принципам деятельности они близки к музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные

этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, (Ибресинский этнографический музей под открытым небом), Бурятии (этнографический музей народов Забайкалья), в Республике Марий-Эл, (этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянске) и многие другие.

Этнические деревни «локальной культурной традиции» и малых народов России создаются по частной инициативе или по инициативе местной власти. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким объектам, например, относится Поморская «Тоня Тетрина». Это экологический этнографический

комплекс в Мурманской области, представляющий собой

музеефицированный рыбацкий стан. Музей организован на Терском берегу Белого моря, на месте исторически существовавшей тони, и реконструирует быт поморской тони 20-х годов ХХ века. Восстановлены жилая изба, поварня, амбар, баня, ледник, вешала для сетей. В музее проводятся ознакомительные экскурсии. На территории комплекса постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. Предметы обихода - старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон сами по себе являются музейными экспонатами. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию. А они сами по себе очень интересны. Само понятие Тоня (в северных диалектах тоня) - это место на реке или водоёме, на котором производится лов рыбы неводом. Размеры тони бывают весьма различны, иногда до 2 км.

Картины и литографии позволяют создать наглядное представление о происходящих процессах. Визуальный ряд не менее важен, чем литературные источники для воссоздания быта и уклада жизни комплексов.

Некоторые проекты создаются специально для представителей определенного народа, их деятельность носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов создают так называемые этнические стойбища. Их основное отличие от парков в том, что в качестве этнического объекта обычно выступает музейный экспонат или культурная традиция одного народа. Этническое стойбище «Мань Ускве» функционирует, как детский лагерь, в нем живут в традиционных жилищах, учатся языкам и различным народным промыслам.

Н.А.Сергеев. Тоня на Днепре.1889 г.

Соловки. Остров Малая Муксалма Лит. В.Черепанова, 1884 г.

В целом, деятельность таких этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой. Примерами этому являются комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии, Этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск Ямало - Ненецкого автономного округа.

Невозможно не отметить, что существует проблема коренных народов Севера - это утрата традиций и культурной идентификации. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов. Также существует проблема взаимодействия коренного населения и туристов. Представители народов ханты и манси озвучили свои опасения в том, что развитие этнотуризма может губительно сказаться на их традиционном образе жизни: туристы занимаются охотой и рыболовством, собиранием ягод и грибов, то есть нарушают экосистему и составляют конкуренцию живущим таким промыслом аборигенам. В специально же воссозданных для посетителей местах этого можно не опасаться.

Этническая деревня представляет собой новый тип культурного ландшафта - имитационный культурный ландшафт, то есть искусственно воссозданный. Он выступает в качестве образной стилизации традиционного деревенского ландшафта при создании этнодеревни на базе реального поселения. Происходит процесс моделирования материальных и духовных составляющих. При строительстве объектов происходит моделирование материальных компонентов - природного ландшафта, архитектуры, производится планировка селения с использованием элементов традиционной хозяйственной и промысловой деятельности. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам - то есть происходит процесс моделирования духовной культуры.

Появление этнодеревень в

многонациональных регионах - это общемировая тенденция. Например, Китай является одним из самых

многонациональных государств - здесь официально насчитывается 56 этнических групп, из которых 55 принято называть национальными меньшинствами.

Путешественников привлекают не только шумные города с крупнейшими

Юньнаньская национальная деревня

небоскребами, но и исторические достопримечательности, а также знакомство с «истинным», нетуристическим Китаем. Туристам интересно посещение отдаленных деревень национальных меньшинств. Туризм начал проникать в традиционные поселения этнических групп, он пока не носит массового характера, то есть не нарушает культурную целостность местного этноса. Местные жители в определенной степени заинтересованы в привлечении туристов, поэтому в крестьянских домах можно обнаружить семейные гостиницы с необходимыми удобствами. Жители в таких деревушках продолжают вести традиционный уклад жизни, занимаются ручным трудом и народными промыслами.

Часто этнические деревни создаются таким образом, что в них соединяются несколько культурных направлений. Примером этого является этническая деревня Леседи. Она расположена в ЮАР, в 40 километрах от Йоханнесбурга. Эта деревня дает уникальную возможность познакомиться с традиционным бытом и укладом пяти коренных народов Южной Африки: зулу, педи, коса, ндбеле и басуто. Первоначально эта деревня принадлежала племени зулу. В 1993 году по задумке Кингслея Холгейта, известного исследователя Африки, в деревне было объединено пять племен.

Непосредственно на месте посетители «погружаются в эпоху» и традиции каждого народа. Экскурсии проводит местный гид, являющийся также вождем одного из племен. Здесь у туристов есть возможность примерить национальную одежду африканцев, посетить жилища и увидеть быт жителей деревни изнутри. После экскурсии их приглашают в Бома - крытый соломой дом, где устраивают шоу с этнической музыкой и танцами коренных племен Африки. Гостям предлагают ужин, состоящий из блюд местной кухни.

В России практика создания подобных комплексов появилась в советский период - в 1960-70-х годах в основном в форме музеев деревянного зодчества. Для сохранения уникальных и традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений были разработаны определенные методики. В деятельности самих музеев -заповедников преобладали охранительные и просветительские функции. Типичными для этого периода являются музеи под открытым небом -архангельский музей «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В результате этой деятельности к 1980-м годам XX века во многих регионах были созданы полноценные культурно -ландшафтные комплексы, отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции. На протяжении двух десятилетий - в 1980-90-е годы в музеях - заповедниках происходила ориентация на поддержку традиционных промыслов, организация ярмарок, возрождение традиционных праздников с участием фольклорных коллективов. В музеях - заповедниках консолидировались центры региональной культурной жизни. Сложная ситуация в стране в 90-х годах некоторым образом приостановила эту деятельность.

Этническая деревня Леседи

В 2000-е годы в музеях появляются новые направления развития, в том числе идет развитие этнодеревень, как самостоятельных объектов. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы «этнодеревенских культурных ландшафтов» - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, и этностойбища. Развитие подобных объектов связано с процессами утверждения региональной и местной идентичности, развитием внутреннего туризма и с глобальными процессами, происходящими в национальной политике.

Этнографические парки, развивающиеся на базе музеев, обладают самой большой научной ценностью. Примером этого является Пермский этнографический парк истории реки Чусовой, основанный в 1981 году. В парке сохранены уникальные постройки XIX века, собранные из разных деревень. Были транслитерированы такие объекты, как: кузница, сельская лавка, пожарная станция, крестьянские избы, трапезная, церковь. Так же характерен пример Костромского музея народной архитектуры и быта. Он возник в 1955 году. Сейчас там функционирует около 30 построек-экспонатов: это церкви, избы, амбары и бани. В подобных музеях проводят экскурсии и мастер -классы, представляют игровые и информационные программы, организовывают праздники, «корпоративные встречи» и свадьбы в народных традициях.

Часто понятие «этнодеревня» используется как туристический объект, специально выделенный (оборудованный) для развития этнического туризма, и в некоторых случаях он имеет «привязку» к историческим местам.

Примером создания такой этнографической деревни является казачья станица «Атамань», расположенная в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Выставочный комплекс создан по инициативе губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева и расположен на берегу Таманского залива. На территории комплекса воссоздан быт казачьей станицы, произведена историческая реконструкция (комплекс имеет привязку к историческому месту). Подворья станицы являются своеобразными мини -образом, что каждое подворье дает посетителям представление о теме, связанной с бытом, материальной культурой, ремеслами, фольклором кубанского казачества. Хаты построены по современным строительным технологиям, но внешне стилизованы под казачьи хаты конца XVNI-начала XX вв. При создании деревни использовались подлинные документы, фотографии, орудия труда, предметы быта конца XVNI-начала XX вв., подаренные жителями Кубани специально для открытия комплекса.

Часть музейных экспозиций комплекса посвящена истории Таманского полуострова в целом. В ней отражены такие темы, как «Долина скифов», исторический парк «Гермонасса», тропа Великого Шелкового пути, копия знаменитого на весь мир Тьмутараканского камня, найденного казаками в конце XVIII в. при разборке старой крепости в Тамани, и хранящегося в настоящее время в

Этнографический комплекс «Казачья станица Атамань;

музеями. Комплекс спроектирован таким

Государственном Эрмитаже. Выставочный комплекс «Атамань» несет в себе просветительские функции, часть территории посвящена организации досуга и отдыха, проводятся этнические фольклорные фестивали, проводится реконструкция обрядов кубанского казачества.

Этнические деревни популяризуют культуру местного этноса. Этничностью называют свойства этнической общности, обозначающие её особенные отличия от других общностей. Этничность в этнодеревнях проявляет себя и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

С позиции этнографии такие комплексы являются объектами, сохранившими свой «этнический тип» и обладающие признаками, характерными для традиционной культуры данного этноса. Так как этничность сама по себе является формой общественной организации культурных сообществ, очень важное значение имеет наличие общей исторической памяти. Общие элементы культуры, обладание одним или несколькими общими названиями, представление об общем происхождении приводит к появлению чувства групповой солидарности. Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях.

На сегодняшнем этапе развития подобных комплексов в России региональный принцип организации получил новый импульс. Он проявляется в продвижении инициатив региональных администраций в отношении национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание рассматривается, как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Постройки в таких комплексах представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей, часто аутентичность не имеет большого значения. В таких комплексах создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, передвижные выставки, фольклорные коллективы, контактные зоопарки.

Формирующуюся сейчас систему этнических деревень и музеев национального быта в России можно рассматривать как инфраструктуру развивающегося в стране вида туризма - этнокультурного туризма. Целью его является приобщение к этнокультурному наследию, и он является весьма перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так и из-за рубежа. В целом тенденция к развитию этой сферы имеет положительную динамику. Необходимо отметить, что в России достаточно много частных этнообъектов, а соответствие своего предприятия заявленной теме и этнографическим источникам не регулируется, что может привести к искажению исторической действительности. То есть, с одной стороны от необходимости завлекать туристов может пострадать культурная ценность и историческая достоверность, с другой стороны люди «на местах» заинтересованы в сохранении своего наследия, популяризации культуры и извлечении прибыли.

Безусловно, необходимо отметить, что тенденция развития этнотуризма свидетельствует о повышении уровня культурного и этнического самосознания граждан. Отечественные туроператоры в поиске новых видов досуга обратили внимание на этнических активистов и местных краеведов. Именно их совместная деятельность влияет на развитие интереса к своим этническим корням, на воспитание патриотизма у граждан многонациональной России, но это невозможно выполнить без принятия местных региональных программ.

ЛИТЕРАТУРА

Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ. 2000.

Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.

Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.

Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.

Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.

Калуцков В.Н., Латышева А.Ю. «Этническая деревня» - новый тип культурного ландшафта. МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва. Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. - URL: Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 715. - URL: http://regionalstudies.ru/publication/article/198.

Эколого-этнические деревни. - URL: http://www.travel-mne.ru/restoptions/ecological/ethno_eco_villages/.

Музеи России. - URL: http://www.museum.ru.

Обзор этнопарков России. - URL: http://nazaccent.ru/content/9000-nastoyashee-proshloe.html.

Выставочный комплекс «Атамань». - URL: http://www.atamani.ru.

Этномир-этнографический парк-музей. - URL: http://ethnomir.ru.

Этнопарки Росссии. - URL: httpY/этнопаркироссии.рф.

Джайлоо-туризм: история и география. - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/djailoo.htm.

Деревня национальных меньшинств, Санья. URL: economlegko.ru.

Этническая деревня Леседи. - URL: https://www.tripadvisor.ru.

Этническая деревня Леседи в Йоханнесбурге (Южная Африканская Республика). - URL: http://stirringtrip.com/yohannesburg/dostoprimechatelnosti/yetnicheskaya_derevnya_lesedi.html.

Этно-культурный комплекс «Хаски Лэнд». - URL: http://huskyland.ru/index.php.

Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года. - URL: https://docviewer.yandex.ru/www.ilovekamchatka.ru.

Тоня. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

© Свиридова О.Ю., 2016. Статья поступила в редакцию 07.12.2016.

Свиридова Ольга Юрьевна,

старший научный сотрудник,

Российский научно-исследовательский институт

культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва),

e-mail: olgasvirid [email protected]

The location and some features of the existing and planned ethnographic museums, parks ethnographic reconstruction and ethnic villages on the territory of the Russian Federation

Annotation. The article describes the features of the objects, such as the ethnographic museum, ethnic village, the open-air ethnographic museums and parks reconstruction. Ethnic and cultural heritage in different federal districts of the Russian Federation. The emerging system of ethnic villages and national life museums in Russia, as the infrastructure of the developing country type of tourism - ethno-cultural tourism.

Key words: ethnographic park, ethnic traditions, architecture, security measures, the reconstruction of ethnographic, ethno-cultural tourism, historical heritage, cultural tradition.

Sviridova Olga Yurievna,

senior researcher, Russian Scientific Sesearch Institute of cultural and natural heritage named after D. Likhachev (Moscow), e-mail: olgasvirid [email protected]

"Этнодеревня", "этническая деревня" - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин "этнографическая", "национальная" и даже "интернациональная".

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый "этнический тип", с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие "этнодеревня" интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский "Малые Корелы" и новгородский "Витославицы".

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" до сих пор нет сектора поморской культуры - "ядерной" культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

"Региональные этнодеревни" национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище "Мань Ускве", созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы "Бакалдын", "Ус Хатын" и др. в Якутии; Ительменская деревня, "Мэнэдек" в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. "Этномир", расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс "Трам" в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные ("мировая деревня"), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к "другому", к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» разрабатывается не только с туристической целью - создание национального турпродукта и развитие культурно-познавательного туризма Беларуси. Также он несет в себе значительный культурно-просветительский потенциал: популяризация и сохранение нематериального наследия Беларуси, повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры. Следует отметить, что данный проект включает в себя не все сохранившиеся белорусские обряды, а только те, которые обладают наибольшим туристическим потенциалом и которые занесены в Государственный список историко-культурных ценностей. При этом не исключается возможность обнаружения «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые были бы интересны с туристической точки зрения и могли бы быть в дальнейшем включены в данную этнографическую деревню.

Для данного проекта очень важным является принцип аутентичности, поэтому за основу были взяты именно сохранившиеся белорусские обряды: наблюдение и запись данных обрядов в естественной среде и прямая передача от их носителей в значительной степени повышают возможность их аутентичного воспроизведения. Кроме того, следует учесть тот факт, что перед реализацией данного туристического проекта должна быть проведена серьёзная научная работа по изучению предложенных сохранившихся обрядов Беларуси, должны быть совершены этнографические экспедиции в места их проведения.

Описание этнографической деревни

Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси включает в себя следующие объекты (см. ниже рисунок 2.1):

1) пять белорусских хат (1-5), в каждой из которых в театрализованной форме будет показываться сохранившийся белорусский обряд;

2) пункт проката народных костюмов (А);

3) кафе (В), предлагающее белорусскую национальную кухню;

4) магазин белорусских сувениров (C);

5) небольшая гостиница на 15-20 чел. (D);

6) научный отдел по изучению белорусской этнографии (E).

Таким образом, данный комплекс должен включать всю необходимую туристическую инфраструктуру (кафе, гостиница, сувенирный магазин).

В этнографической деревне будут представлены следующие белорусские обряды:

1) обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района (Минская область);

2) обряд «Шчадрэц» деревни Рог Солигорского района (Минская область);

3) обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі», Лепельский район, Витебская область;

4) обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» деревни Казацкие Балсуны Ветковского района (Гомельская область);

5) обряд «Вясельны каравай» деревни Мотоль Ивановского района (Брестская область).

А теперь рассмотрим каждый обряд по отдельности:

1. Белорусский обряд «Колядные цари»

Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) .

Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами - деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями .

В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

2. Белорусский обряд «Шчадрэц»

Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, - яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера - территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных - «козой», «кобылой», «медведем» - и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» .

Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных - козы, журавля, коня, так и антропоморфных - деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог - это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты .

3. Белорусская обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі»

Обрядовое игра «Жаніцьба Цярэшкі» - один из наиболее интересных рождественских обычаев, который сохранился на Витебщине, особенно в Лепельском районе. Обряд проводится каждый год в разных деревнях в период Рождества. Действие происходит в большом доме. Молодежь приглашает самых почтенных участников - «бацьку» и «матку». Начало представляет собой обычную танцевальную вечеринку: полька, краковяк, подыспань... В какой-то момент объявляется: «А ці не пажаніць нам Цярэшку?». «Матка» ведет игру, «бацька» помогает, подбирают пары. Символическая «женитьба» молодых осуществляется поочередно во время особого танца-ритуала.

О своих симпатиях участники должны тайком сообщить «матцы» перед игрой, иначе есть опасность получить нежелательного партнера. «Матка» берет за руку парня, «бацька» - девушку, распевая, выводят в круг выбранную пару и «перекручивают» их вместе в обрядовом танце. Эту пару символично «поженили», они становятся «дзядулькай» и «бабулькай». Тогда выбирают следующую пару, потом следующую... Самая эмоциональная и веселая часть обычая - игры и испытания, через которые проходят «молодые» («ручеек», «поцелуи» и т.д). Заканчивается забава традиционным праздничным угощением.

В 2009 году обряд включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является одним их претендентов на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

4. Белорусский обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы»

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» проводится в деревне Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Он приурочен к Вознесению, которое празднуется на сороковой день после Пасхи.

По разнообразию песен и хороводов, театрализации обрядовых ритуалов как отзывов задабривания самой устрашающей для древнего человека природной стиxии - молнии-стрелы - «Ваджэнне і пахаванне стралы» не имеет себе равных. Полноправными, а иногда и наиболее активными участниками обряда являются дети. Дети во время данного обряда со смехом и песнями разбегаются по полю и валяются - набираются здоровья на молодых озимых всходах .

В основе ритуальных действий, песен и хороводов лежит защитная магия от молнии. Сами певцы говорят: «Засцерагчыся ад маланкі, закапаць яе». Но позже на это наслоилось способствование росту хлеба: «Цягнем каласы на небясы» .

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» состоит из пения заклинальных песен про стрелу, шествия шеренгой по улицам деревни, вождения хороводов магической формы - круга, выхода к ржаному полю, качания по нему, погребения разнообразных предметов («стрелы») в землю. На ржаном поле сидели дети, между которыми женщины водили хоровод «змейкой», после чего брали ребятишек на руки и подбрасывали их вверх, чтобы рожь росла высокой. Закапывая монеты, бусы и т.д., каждая участница обряда загадывала желание с надеждой, что оно осуществится. Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки .

5. Белорусский обряд «Вясельны каравай»

«Вясельны каравай» пекут на Полесье - в д. Мотоль Ивановского района Брестской области. Здесь выпечка каравая представляет собой обряд. С давних времен и по сегодняшний день полесская свадьба начинается с выпечки каравая, который является символом богатства и благополучия молодой семьи. На каждую свадьбу выпекают два каравая - один для жениха, второй - для невесты. Украшаются караваи одинаковым узором: оба обводятся сплетенной из теста косой, которая символизирует объединение двух семей. Каравайный обряд включает в себя ряд почетных и ответственных моментов - «чыноў». Называются они так: «расчыненне», «замес каравая», «гібанне каравая», «саджанне ў печ», «кавалі» и «выкуп каравая». Обряд сопровождается песнями, которые сменяют одна другую. В конце обряда каравай украшается так называемыми «шишками». «Шишки» представляют собой разветвленные палки обязательно из фруктовых деревьев (яблони, груши), на которые специально накручивается тесто и запекается в печи. Каждую «шишку» высотой около полуметра под песни украшают цветами и ветками барвинка, а потом втыкают в каравай и обвязывают символической красной ниткой.

Каравайный обряд существует в различных деревнях и районах Беларуси, но на Полесье он особенно выразителен. В д. Мотоль местные жители бережно относятся к своей духовной культуре и обрядам и передают их новым поколениям. В значительной степени этому содействует и Мотольский музей народного творчества. На сегодняшний день обряд «Вясельны каравай» является кандидатом на внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.

Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма .

Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.

В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.

В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.

Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.

Бизнес на этнотуризме в 2020 году

Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.

Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.

В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .

Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:

Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.

Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.

По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.

Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.

Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны .

От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.

В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.

Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).

Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.

Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.

Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.

Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие . Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.

В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.

Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.

Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «

gastroguru © 2017