Закупка свыше 500 тысяч по 44 фз. Малые закупки: ограничения, экспертиза, штрафы

Рассмотрим в статье правила подготовки закупки малого объема, ответственность за нарушение лимита годового объема закупок, а также когда можно заключать прямые контракты, какие организации могут заключать прямые контракты на сумму до 400 тысяч рублей.

Контракты малого объема с единственным поставщиком удобно заключать, например, для приобретения курьерских услуг, бумаги и канцелярских товаров для офиса, и так далее.

Какие организации могут заключать прямые контракты на сумму до 400 тысяч рублей?

Есть категория заказчиков, для которых лимит на закупки малого объема составляет не 100, а 400 тысяч рублей. К ним относятся государственные и муниципальные учреждения культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, образовательные учреждения, а также ряд других организаций:

  • Зоопарк;
  • Планетарий;
  • Парк культуры и отдыха;
  • Национальный, природный или ландшафтный парк, заповедник или ботанический сад;
  • Театр, цирк или учреждение, которое осуществляет концертную деятельность;
  • Телерадиокомпания;
  • Музей;
  • Дом или дворец культуры, клуб;
  • Библиотека или архив.

Правила подготовки закупки малого объема

Первым делом заказчику необходимо определиться с объектом закупки, стоимостью контракта и условиями, на которых он будет заключаться. Эти сведения передаются исполнителю, и, если его устраивают предложенные параметры, можно подписывать контракт. В документе необходимо отметить, что закупка осуществляется на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

При заключении контракта на закупку малого объема заказчик не обязан размещать информацию о планируемой сделке в ЕИС. В то же время, он должен вести журнал регистрации подобных договоров, занося их в отдельный реестр, и хранить всю документацию по ним - в конце финансового года на основании этих сведений составляются отчеты и публикуются в ЕИС . В реестре нужно указать:

  • краткое наименование приобретаемых работ, услуг или товаров;
  • название и местонахождение исполнителей услуг или поставщиков;
  • цену и дату заключения контракта.

Ответственность за нарушение лимита годового объема закупок

Заключать прямые контракты легко и удобно, однако при соблюдении одного важнейшего условия: нужно следить за тем, чтобы не превысить допустимого годового лимита. В противном случае нарушитель может быть привлечен к ответственности в соответствии с частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ - штраф составит 30 000 рублей.

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушение требований в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начнет работать электронный магазин, функционал которого будет заключаться в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса будут указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агреготор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он будет взаимодействовать с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019

У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.

Обращаясь к статистике, будет очевидным тот факт, что малые закупки вовсе не малые. Если посмотреть на 223-ФЗ по годам, то:

2016 год

  • Всего закупок - 1 422 676;
  • Сумма - 25 720 076 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 78%;
  • Из них по прямым договорам - около 700 000.

2017 год

  • Всего закупок - 1 312 126;
  • Сумма - 27 039 648 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 72%;
  • Из них по прямым договорам - около 600 000.

Если посмотреть на 44-ФЗ по годам, то:

2016 год

  • Всего закупок - 3 085 448;
  • Сумма - 6 403 723 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 11%;
  • Из них по прямым договорам - 70 170.

2017 год

  • Всего закупок - 3 160 724;
  • Сумма - 7 100 691 млн. руб.;
  • Из них у ед. поставщика - 7%;
  • Из них по прямым договорам - 74 280.

В среднем в России в год проходит около 1 200 000 закупок по прямым договорам в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ на сумму свыше 1 триллиона рублей.

Проблемы малых закупок и их решения

На данные момент регуляция малых закупок не конкретна. По-прежнему очевидны следующие проблемы:

  1. Непрозрачность процедуры выбора поставщика, завышение цен;
  2. Отсутствие предварительного контроля бюджетных лимитов;
  3. Отсутствие контроля соответствия плана закупок фактическому осуществлению;
  4. Существенные, по отношению к стоимости контрактов, трудозатраты на ведение бумажного документооборота;
  5. Отсутствие автоматически формируемой отчетности об итогах закупок;
  6. Отсутствие конкуренции при определении поставщика в виде конкретного торга.

Эксперты в сфере закупок, озвучив все эти проблемы, единогласно приходят к выводу о том, что закупки малого объема необходимо централизовать или, как минимум, автоматизировать, потому что контроль, прозрачность, единство экономического пространства и иные принципы закупочного законодательства максимально достигаются посредствам применения современных IT-решений. Таким образом, намечается тренд на централизацию закупок малого объема. В чем же он выражается?

На уровне регионов и муниципалитетов активно внедряются автоматизированные системы внешнего заказа, которые ориентированы на централизацию всей закупочной деятельности (малой в том числе).

В качестве примера можно привести системы, применяющиеся в большинстве регионов РФ. Также активно развиваются электронные магазины для закупок в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Комплексные системы для централизации и автоматизации процесса закупок малого объема: единый агрегатор торговли (электронный магазин «березка»).

Решения, которые уже применяются:

  • Активная разработка и внедрение внешних систем размещения заказов на уровне конкретных регионов и муниципалитетов;
  • Развитие «электронных магазинов» для закупок малого объема в рамках 44-ФЗ И 223-ФЗ;
  • Комплексные решения для централизации и автоматизации ЗМО (Единый агрегатор торговли).

Любой комплексный проект, включающий централизацию и автоматизацию, предполагает определенные проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков, в т.ч. и при осуществлении закупок малого объема.

  • Административное давление на участников процесса;
  • Не всегда рыночные условия конкуренции между производителями;
  • Бюрократические нагромождения при централизации и автоматизации ЗМО.

Решения, позволяющие избежать вышеуказанных проблем, который на сегодняшний день активно применяются в сфере закупок малого объема:

  • Электронные магазины на базе ведущих ЭТП (ОТС-Маркет, РТС-Маркет, ГПБ, Росэльторг, Сбербанк -АСТ, Б2Б и др.) ;
  • Электронные магазины на базе применяемых ВСРЗ (Криста, Кейсистемс и др.);
  • Электронные магазины B2C (Яндекс Маркет, Маркет Плаза и др.).

Преимущества автоматизации и централизации малых закупок для заказчиков и поставщиков

Преимущества централизации и автоматизации закупок малого объема для заказчиков:

  • Снижение временных и финансовых затрат на осуществление ЗМО;
  • Работа по принципу «Единое окно»;
  • Широкий функционал в части администрирования процесса осуществления ЗМО;
  • Формальное соблюдение принципов законодательства о закупках;
  • Потенциальное расширение базы поставщиков.

Преимущества для поставщиков:

  • Открытость, прозрачность и конкурентность в ЗМО;
  • Витрина закупок и модуль по привлечению поставщиков;
  • ИТ сервисы для оптимизации закупок.

Минусы автоматизации и централизации малых закупок для заказчиков и поставщиков

  • 15-20% поставщиков, зарегистрированных в системах, - это посредники;
  • Невозможность продолжения сотрудничества с проверенными поставщиками;
  • Конкурентность в ЗМО приводит к увеличению количества жалоб.

Минусы для заказчиков применения систем автоматизации и централизации:

  • Удорожание закупки за счет комиссии оператора;
  • Исчезновение «устойчивых хозяйственных отношений» с заказчиком;
  • Обременение условиями регистрации и участия.

Выводы

Закупки малого объема составляют около 1/30 всех закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Суммы и количество таких закупок неизбежно приведут к увеличению администрирования и контроля. На данном этапе это применение систем централизации и автоматизации.

Трудности есть, но мы можем повлиять на развитие данных сервисов и сформировать для себя оптимальные условия работы.

Вопросы

1. ОТС-маркет - это конкурентная закупка или закупка у единственного поставщика? В электронном магазине ОТС-маркет есть опция дополнительного торга. Сама по себе закупка малого объема не конкурентна и может заключаться посредствам прямого договора. Однако это не очень выгодно и эффективно, а также трудозатратно. Поэтому применение подобных ОТС-маркет площадок является наиболее удобной, выгодной и актуальной системой закупок малого объема. 2. Один из критериев закупки малого объема - это сроки, отсюда и прямые договоры с единственным поставщиком, зачастую не с самой низкой ценой. Как вопрос со сроками будет решен при автоматизации? Не увеличатся ли сроки многократно? Все зависит от эффективности применяемого решения. Если сроки критичны, то понятие «срочная закупка» существует даже в электронных магазинах. В случае проблемы с количеством поданных заявок, включается модуль привлечения поставщиков и рассылка. Увеличение сроков как таковых не предполагается при применении систем автоматизации. Они рассчитаны на то, чтобы форсировать процесс осуществления закупки. При внедрении новых систем на первых этапах предусмотрен период пилотной эксплуатации, когда идет процесс формирования пула поставщиков, предусматривающий наличие тех или иных проблем со сроками и предложениями. Как только система набирает обороты, эти проблемы решаются. 3. Как быть школам при закупке учебников в количестве 4-5штук? Могут ли они миновать электронные магазины? Здесь идет речь о применении единого агрегатора электронной торговли. Необходимо дождаться публикации регламента в новой редакции, там будут даны конкретные разъяснения. 4. Поставщик утром не привез сырье, поэтому намечается срыв питания. В этот же день заключается договор с другим поставщиком, осуществившим доставку вовремя. Автоматизированные электронные закупки при подобной ситуации быстрее не будут… Устойчивые хозяйственные связи и пулы поставщиков, с которыми мы привыкли работать, диктуют как плюсы, так и минусы в реализации закупочной деятельности. Все зависит от того, как быстро и на сколько сложно происходит переходный период. 5. Есть ли инсайдерская информация по поводу принудительного перевода субъектов 23-ФЗ на проведение закупок малого объема через электронные сервисы (по аналогии с 44-ФЗ)? Если да, то каковы сроки? Пока нет новой информации. Есть два уклона: мнение со стороны законотворцев, что 223-ФЗ должен стать разделом 44-ФЗ, и мнение о том, что 223-ФЗ должен оставаться таким, какой он есть. Ни одно из этих мнений не возобладало. 6. Обязаны ли автономные организации осуществлять закупки с применением электронных магазинов? Никаких обязательств по применению электронных магазинов в законодательстве нет, однако есть местные распоряжения на уровне некоторых регионов. 7. ОТС-маркет: каковы сроки от принятия заказчиком решения о проведении закупки до заключения договора? При проведении закупки малого объема сроки устанавливаются заказчиком. Законодательного регулирования как такового нет на этот счет. Однако средние сроки составляют 3-5 рабочих дней. 8. Можно ли дробить закупку с одним предметом на два договора менее 100 тысяч рублей? ФАС очень ревностно относить к дроблению закупок, поэтому лучше этого не делать. 9. Можно ли просмотреть документы поставщиков в сервисе ОТС при закупках малого объема? Если есть требования в извещении о том, что поставщик должен прикрепить какие-либо документы, то просмотреть их можно. 10. Муниципальные учреждения, совершающие закупки по 223-ФЗ, должны ли переходить на закупки в малых объемах? Применение маркета конкретным заказчиком - это его личное решение. Маркет имеет ряд преимуществ для заказчика, соответственно его можно применять или не применять, если на уровне региона нет постановления о применении того или иного электронного магазина. 11. Получается, что в рамках автоматизации и централизации заключить договор в течение 1-3 дней станет проблематично? Это не проблематично, а зависит от рыночной конъюнктуры конкретного региона и пула поставщиков конкретного заказчика. 12. Что считается закупкой малого объема в рамках 223-ФЗ? В рамках 223-ФЗ закупка малого объема - это закупка до 100 тысяч рублей, если выручка организации менее миллиарда рублей, и до 500 тысяч рублей, если выручка более 5 миллиардов рублей. Они не публикуются в планах, извещения по ним не публикуются в ЕИС. 13. Если мы не можем знать заранее потребность в товарах, к примеру, на год и закупаемся ежемесячно, как только выявляется потребность, можно ли это считать дроблением? Если у вас есть документы, подтверждающие периодичность закупки, то это не дробление, а необходимость. 14. Если заказчик работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то закупки малого объема можно проводить и там, и там? Нет, заказчик, в первую очередь, работает по 44-ФЗ. Работа по 223-ФЗ в этом случае ведется по определенным законодательным основаниям.

Закупки малого объема - это на сумму до 100 тыс. руб., а в некоторых случаях - до 400 тыс. руб. Это быстрый и удобный вариант, так как вы можете заключить договор в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, и не тратить время на согласование закупки с контрольным органом, подготовку извещения или обоснование выбора способа закупки. Однако для этих закупок установлены предельные годовые объемы исходя из вашего СГОЗ. Важно учитывать при планировании закупки эти лимиты, так как если вы их превысите, вас оштрафуют за неправильный выбор способа определения поставщика.

Что понимается под закупками малого объема по Закону N 44-ФЗ

Закупки малого объема - это закупки у единственного поставщика по п. 4 (закупки до 100 тыс. руб.) и п. 5 (закупки до 400 тыс. руб.) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Заключить контракт до 400 тыс. руб. могут только образовательные организации и ряд других учреждений, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Для каждого из этих видов закупок установлен предельный годовой объем. Поэтому, если у вас есть иное основание для заключения контракта с единственным поставщиком, лучше использовать его.

Сохранилось ли понятие одноименных товаров в Законе N 44-ФЗ

Понятие одноименности было важным при размещении заказов по Закону N 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 г.

Товары, работы и услуги считались одноименными, если по коду ОКДП они относились к одной группе (ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Нужно было учитывать квартальные лимиты для закупок таких товаров в малом объеме у единственного поставщика. В Законе N 44-ФЗ этот термин и связанные с ним ограничения отсутствуют.

Как провести закупки до 100 тыс. руб.

Чтобы провести закупку до 100 тыс. руб., прежде всего нужно убедиться в том, что она целесообразна и возможна. Дело в том, что для таких закупок установлены предельные годовые объемы, поэтому всегда нужно взвешивать, действительно ли вы хотите заключить контракт с единственным поставщиком именно на этом основании.

Не забудьте внести данные о закупке в , если это необходимо.

Как определить, возможна ли закупка до 100 тыс. руб.

Чтобы определить, возможно ли провести закупку до 100 тыс. руб., вам необходимо:

  • определить СГОЗ;
  • рассчитать предельный годовой объем закупок до 100 тыс. руб.

Если СГОЗ составил менее 40 млн руб., предельный объем закупок - до 2 млн руб., если более 40 млн руб. - до 5% СГОЗ, но не более чем 50 млн руб.

Обратите внимание, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если вы проводите закупки для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, рассчитывайте лимиты отдельно для каждого госоргана;

  • сложить цены всех контрактов до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили в этом году или планируете обязательно заключить;
  • вычесть полученную сумму из предельного годового объема.

Если вы получили результат, который превышает цену планируемой закупки, вы можете ее провести. Если же нет - не можете, так как вы превысите предельный объем закупок.

Пример

Вы планируете закупить бумажные конверты формата А4 на сумму 90 тыс. руб. у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако при составлении плана-графика не учли эту закупку.

Вы определили, что ваш СГОЗ составляет 35 460 тыс. руб. (то есть менее 40 млн руб.). Значит, за год вы можете провести закупки до 100 тыс. руб. на общую сумму до 2 млн руб.

Далее вы берете все контракты до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили или планируете в этом году, и складываете их цены. Допустим, вы получили 1 млн 920 тыс. руб. Если вычесть эту сумму из 2 млн руб., мы получим 80 тыс. руб. Это сумма, на которую вы дополнительно можете заключить контракты до 100 тыс. руб. до конца года.

Мы видим, что цена планируемого контракта превышает наш остаточный лимит в 80 тыс. руб. В этой ситуации мы можем:

  • закупить конверты у ЕП на меньшую сумму;
  • выбрать конкурентный способ закупки;
  • снизить цену или изменить способ закупки иного товара, который вы изначально хотели закупить до 100 тыс. руб., а конверты А4 закупить у единственного поставщика на сумму 90 тыс. руб.

Обратите внимание, что вам нужно будет внести изменения в план-график: включить в него закупку конвертов и при необходимости скорректировать другие закупки.

Учтите, что вам может понадобиться внести изменения в план-график.

Закупки сверх указанных пределов повлекут штраф за неправильный выбор способа определения поставщика.

Как заключить контракт до 100 тыс. руб.

Для заключения контракта до 100 тыс. руб. вам не нужно у единственного поставщика. Также вы можете не включать в .

Вы заключаете контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В большинстве случаев это следующие варианты:

  • заключение договора .

Стороны составляют и подписывают документ, предусматривающий, какие товары, работы, услуги и на каких условиях будут поставляться, выполняться, оказываться (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

При этом некоторые требования ст. 34 Закона N 44-ФЗ к такому контракту заказчик вправе не применять (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ):

Условия об ответственности сторон контракта (ч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Типовые условия контрактов (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условия о порядке и сроках оплаты исполнения контракта и иные условия, предусмотренные в ч. 12, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Каких-либо специальных правил к названию этого документа нет: он может именоваться и как «контракт», и как «договор». Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2107;

  • оплата по счету или приобретение без договора .

При таком способе двусторонний документ («договор», «контракт») не оформляется. Контракт заключается непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ);

  • закупка за наличный расчет.

Закупки за наличный расчет возможны по Закону N 44-ФЗ. Они осуществляются сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства. Если закупка проводится у юрлица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. п. 2, 5, 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Двусторонний документ в данном случае также не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Сведения о закупках, совершенных без заключения госконтракта, внесите в реестр закупок малого объема.

Как провести закупки до 400 тыс. руб.

Закупки до 400 тыс. руб. может провести только определенная категория заказчиков: учреждения культуры, образовательные организации и другие учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом также важно учитывать предельный годовой объем закупок такого типа: он составляет до 50% СГОЗ, но не более 20 млн руб.

Имейте в виду, что все заказчики по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут заключать контракты как до 100 тыс. руб., так и до 400 тыс. руб., расчет предельных объемов по разным основаниям производят отдельно. Это значит, что такие заказчики могут провести малые закупки в большем объеме.

Пример

СГОЗ университета составляет 60 млн руб. Рассчитаем для него предельный объем закупок до 400 тыс. руб. 50% от 60 млн руб. - 30 млн руб. Это выше, чем 20 млн руб., поэтому университет может заключить контракты «до 400 тысяч» на общую сумму 20 млн руб.

Кроме того, университет может заключить контракты «до 100 тысяч» на общую сумму 3 млн руб. (5% от 60 млн руб.).

А вот заказчик-больница, который не относится к числу заказчиков по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при том же СГОЗ может заключить контракты «до 100 тысяч» только на сумму 3 млн руб.

Контракт до 400 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Порядок заключения имеет такие же особенности, что и заключение контракта до 100 тыс. руб.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 г. начал работать сайт единого агрегатора торговли - https://agregatoreat.ru/. Большинство федеральных госзаказчиков обязаны с 1 ноября 2018 г. проводить закупки малого объема с помощью этого сайта. Провести закупку вне агрегатора будет возможно, если нашли цену ниже. При этом информацию о такой закупе нужно будет разместить на этом сайте. Закупки с гостайной также можно проводить вне этого сайта. Остальные заказчики могут использовать сайт при желании (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

gastroguru © 2017