Выбор читателей
Популярные статьи
Рассмотрим в статье правила подготовки закупки малого объема, ответственность за нарушение лимита годового объема закупок, а также когда можно заключать прямые контракты, какие организации могут заключать прямые контракты на сумму до 400 тысяч рублей.
Контракты малого объема с единственным поставщиком удобно заключать, например, для приобретения курьерских услуг, бумаги и канцелярских товаров для офиса, и так далее.
Есть категория заказчиков, для которых лимит на закупки малого объема составляет не 100, а 400 тысяч рублей. К ним относятся государственные и муниципальные учреждения культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, образовательные учреждения, а также ряд других организаций:
Первым делом заказчику необходимо определиться с объектом закупки, стоимостью контракта и условиями, на которых он будет заключаться. Эти сведения передаются исполнителю, и, если его устраивают предложенные параметры, можно подписывать контракт. В документе необходимо отметить, что закупка осуществляется на основании пункта 4 ч.1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При заключении контракта на закупку малого объема заказчик не обязан размещать информацию о планируемой сделке в ЕИС. В то же время, он должен вести журнал регистрации подобных договоров, занося их в отдельный реестр, и хранить всю документацию по ним - в конце финансового года на основании этих сведений составляются отчеты и публикуются в ЕИС . В реестре нужно указать:
Заключать прямые контракты легко и удобно, однако при соблюдении одного важнейшего условия: нужно следить за тем, чтобы не превысить допустимого годового лимита. В противном случае нарушитель может быть привлечен к ответственности в соответствии с частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ - штраф составит 30 000 рублей.
Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.
Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.
Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.
Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.
Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.
В качестве основания — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год.
Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.
Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:
они не должны превышать 2 млн. руб. в год;
они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.
Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.
Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.
Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.
Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.
При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.
Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией.
Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.
Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).
Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.
А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.
Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.
Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.
Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.
Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.
Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.
При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.
При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.
С 1 июля 2018 года начнет работать электронный магазин, функционал которого будет заключаться в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса будут указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.
Единый агреготор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он будет взаимодействовать с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.
Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.
У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ
у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.
Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019
У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.
Обращаясь к статистике, будет очевидным тот факт, что малые закупки вовсе не малые. Если посмотреть на 223-ФЗ по годам, то:
2016 год
2017 год
Если посмотреть на 44-ФЗ по годам, то:
2016 год
2017 год
В среднем в России в год проходит около 1 200 000 закупок по прямым договорам в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ на сумму свыше 1 триллиона рублей.
На данные момент регуляция малых закупок не конкретна. По-прежнему очевидны следующие проблемы:
Эксперты в сфере закупок, озвучив все эти проблемы, единогласно приходят к выводу о том, что закупки малого объема необходимо централизовать или, как минимум, автоматизировать, потому что контроль, прозрачность, единство экономического пространства и иные принципы закупочного законодательства максимально достигаются посредствам применения современных IT-решений. Таким образом, намечается тренд на централизацию закупок малого объема. В чем же он выражается?
На уровне регионов и муниципалитетов активно внедряются автоматизированные системы внешнего заказа, которые ориентированы на централизацию всей закупочной деятельности (малой в том числе).
В качестве примера можно привести системы, применяющиеся в большинстве регионов РФ. Также активно развиваются электронные магазины для закупок в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Комплексные системы для централизации и автоматизации процесса закупок малого объема: единый агрегатор торговли (электронный магазин «березка»).
Решения, которые уже применяются:
Любой комплексный проект, включающий централизацию и автоматизацию, предполагает определенные проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков, в т.ч. и при осуществлении закупок малого объема.
Решения, позволяющие избежать вышеуказанных проблем, который на сегодняшний день активно применяются в сфере закупок малого объема:
Преимущества централизации и автоматизации закупок малого объема для заказчиков:
Преимущества для поставщиков:
Минусы для заказчиков применения систем автоматизации и централизации:
Закупки малого объема составляют около 1/30 всех закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Суммы и количество таких закупок неизбежно приведут к увеличению администрирования и контроля. На данном этапе это применение систем централизации и автоматизации.
Трудности есть, но мы можем повлиять на развитие данных сервисов и сформировать для себя оптимальные условия работы.
Закупки малого объема - это на сумму до 100 тыс. руб., а в некоторых случаях - до 400 тыс. руб. Это быстрый и удобный вариант, так как вы можете заключить договор в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, и не тратить время на согласование закупки с контрольным органом, подготовку извещения или обоснование выбора способа закупки. Однако для этих закупок установлены предельные годовые объемы исходя из вашего СГОЗ. Важно учитывать при планировании закупки эти лимиты, так как если вы их превысите, вас оштрафуют за неправильный выбор способа определения поставщика.
Закупки малого объема - это закупки у единственного поставщика по п. 4 (закупки до 100 тыс. руб.) и п. 5 (закупки до 400 тыс. руб.) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Заключить контракт до 400 тыс. руб. могут только образовательные организации и ряд других учреждений, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Для каждого из этих видов закупок установлен предельный годовой объем. Поэтому, если у вас есть иное основание для заключения контракта с единственным поставщиком, лучше использовать его.
Сохранилось ли понятие одноименных товаров в Законе N 44-ФЗ
Понятие одноименности было важным при размещении заказов по Закону N 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 г.
Товары, работы и услуги считались одноименными, если по коду ОКДП они относились к одной группе (ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Нужно было учитывать квартальные лимиты для закупок таких товаров в малом объеме у единственного поставщика. В Законе N 44-ФЗ этот термин и связанные с ним ограничения отсутствуют.
Чтобы провести закупку до 100 тыс. руб., прежде всего нужно убедиться в том, что она целесообразна и возможна. Дело в том, что для таких закупок установлены предельные годовые объемы, поэтому всегда нужно взвешивать, действительно ли вы хотите заключить контракт с единственным поставщиком именно на этом основании.
Не забудьте внести данные о закупке в , если это необходимо.
Как определить, возможна ли закупка до 100 тыс. руб.
Чтобы определить, возможно ли провести закупку до 100 тыс. руб., вам необходимо:
Если СГОЗ составил менее 40 млн руб., предельный объем закупок - до 2 млн руб., если более 40 млн руб. - до 5% СГОЗ, но не более чем 50 млн руб.
Обратите внимание, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если вы проводите закупки для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, рассчитывайте лимиты отдельно для каждого госоргана;
Если вы получили результат, который превышает цену планируемой закупки, вы можете ее провести. Если же нет - не можете, так как вы превысите предельный объем закупок.
Пример
Вы планируете закупить бумажные конверты формата А4 на сумму 90 тыс. руб. у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако при составлении плана-графика не учли эту закупку.
Вы определили, что ваш СГОЗ составляет 35 460 тыс. руб. (то есть менее 40 млн руб.). Значит, за год вы можете провести закупки до 100 тыс. руб. на общую сумму до 2 млн руб.
Далее вы берете все контракты до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили или планируете в этом году, и складываете их цены. Допустим, вы получили 1 млн 920 тыс. руб. Если вычесть эту сумму из 2 млн руб., мы получим 80 тыс. руб. Это сумма, на которую вы дополнительно можете заключить контракты до 100 тыс. руб. до конца года.
Мы видим, что цена планируемого контракта превышает наш остаточный лимит в 80 тыс. руб. В этой ситуации мы можем:
Обратите внимание, что вам нужно будет внести изменения в план-график: включить в него закупку конвертов и при необходимости скорректировать другие закупки.
Учтите, что вам может понадобиться внести изменения в план-график.
Закупки сверх указанных пределов повлекут штраф за неправильный выбор способа определения поставщика.
Как заключить контракт до 100 тыс. руб.
Для заключения контракта до 100 тыс. руб. вам не нужно у единственного поставщика. Также вы можете не включать в .
Вы заключаете контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
В большинстве случаев это следующие варианты:
Стороны составляют и подписывают документ, предусматривающий, какие товары, работы, услуги и на каких условиях будут поставляться, выполняться, оказываться (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
При этом некоторые требования ст. 34 Закона N 44-ФЗ к такому контракту заказчик вправе не применять (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ):
Условия об ответственности сторон контракта (ч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
Типовые условия контрактов (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
Условия о порядке и сроках оплаты исполнения контракта и иные условия, предусмотренные в ч. 12, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Каких-либо специальных правил к названию этого документа нет: он может именоваться и как «контракт», и как «договор». Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2107;
При таком способе двусторонний документ («договор», «контракт») не оформляется. Контракт заключается непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ);
Закупки за наличный расчет возможны по Закону N 44-ФЗ. Они осуществляются сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства. Если закупка проводится у юрлица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. п. 2, 5, 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).
Двусторонний документ в данном случае также не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Сведения о закупках, совершенных без заключения госконтракта, внесите в реестр закупок малого объема.
Закупки до 400 тыс. руб. может провести только определенная категория заказчиков: учреждения культуры, образовательные организации и другие учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом также важно учитывать предельный годовой объем закупок такого типа: он составляет до 50% СГОЗ, но не более 20 млн руб.
Имейте в виду, что все заказчики по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут заключать контракты как до 100 тыс. руб., так и до 400 тыс. руб., расчет предельных объемов по разным основаниям производят отдельно. Это значит, что такие заказчики могут провести малые закупки в большем объеме.
Пример
СГОЗ университета составляет 60 млн руб. Рассчитаем для него предельный объем закупок до 400 тыс. руб. 50% от 60 млн руб. - 30 млн руб. Это выше, чем 20 млн руб., поэтому университет может заключить контракты «до 400 тысяч» на общую сумму 20 млн руб.
Кроме того, университет может заключить контракты «до 100 тысяч» на общую сумму 3 млн руб. (5% от 60 млн руб.).
А вот заказчик-больница, который не относится к числу заказчиков по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при том же СГОЗ может заключить контракты «до 100 тысяч» только на сумму 3 млн руб.
Контракт до 400 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Порядок заключения имеет такие же особенности, что и заключение контракта до 100 тыс. руб.
Обратите внимание: с 1 июля 2018 г. начал работать сайт единого агрегатора торговли - https://agregatoreat.ru/. Большинство федеральных госзаказчиков обязаны с 1 ноября 2018 г. проводить закупки малого объема с помощью этого сайта. Провести закупку вне агрегатора будет возможно, если нашли цену ниже. При этом информацию о такой закупе нужно будет разместить на этом сайте. Закупки с гостайной также можно проводить вне этого сайта. Остальные заказчики могут использовать сайт при желании (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).
Статьи по теме: | |
Пегас туристик раннее бронирование на год
Согласие на обработку персональных данных Настоящим Я, являясь... Должностная инструкция PR-менеджера, должностные обязанности PR-менеджера, образец должностной инструкции PR-менеджера Pr менеджер в крупной компании
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен... Как делают упаковку тетра пак Что такое тетра пак
Все заводы Тетра Пак по всему миру сделаны, практически одинаково. То... |