Продвижение бренда города. Брендинг российских городов, такой отчаянный и такой мучительный

Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению этапов брендирования городов, обратим внимание на определение города.

Город представляет собой сложный организм, который может быть описан как:

  • * область, которая определяется четкими географическими границами, и наделена определенными природными характеристиками;
  • * среда, которая формируется человеком, который создает инфраструктуру, здания и корректирует расположение улиц, площадей, общественных и открытых пространств;
  • * сообщество людей с особыми социальными сетями и динамикой (общества);
  • * система экономической деятельности и отношений (экономика);
  • * природная среда, построенная обществом и экономикой, которая регулируется с помощью согласованного набора принципов и правил в результате взаимодействия между различными политическими силами (политика) .

Д. Визгалов считал брендинг города схожим не с постройкой дома, а с выращиванием растения. То есть это не что-то техническое, а работа с живым организмом. Для брендинга необходимо мягкое и поступательное планирование. Надо все время проверять, какие последствия вызвали сделанные шаги. Если что-то пошло не так, не бояться отступить назад, попробовать сделать то же самое по-другому. И только в случае успеха продвигаться дальше.

Для брендинга очень важно, как его воспринимают жители города. С другой стороны, каждый город имеет свой имидж, под которым часто понимается восприятие города извне. По мнению Визгалова, бренд города является удачным и эффективным, если его имидж максимально приближен к городской идентичности. «Внешние целевые аудитории получают наиболее правильное представление о городе только в том случае, когда их видение города совпадает с видением горожан» . Брендинг города - это процесс, который позволяет сблизить городскую идентичность и имидж города. Для этого сначала разрабатывается концепция бренда города. В основу которой закладывается: идея (тема) бренда города, ценности и дизайн бренда.

Ценности бренда города можно разделить на три категории - функциональные (качество и доступность услуг), социальные (популярность, комфортность проживания, стабильность и безопасность), и эмоциональные (удовольствие, уважение к местным традициям, естественность).

Дизайн бренда города - самая любимая отрасль городского брендинга, потому что сразу виден результат и его можно потрогать. Здесь возникает неоднозначная ситуация. С одной стороны, дизайн бренда города должен быть широко известен и доступен, а с другой стороны, необходимо охранять дизайн бренда от копирования.

Выбор целевой аудитории брендинга очень важен. Главная из них - сами жители города. Другие целевые аудитории, с помощью которых осуществляется продвижение интересов города, - инвесторы, туристы, потенциальные жители, сторонние группы влияния.

В городах, где удачно сформирован свой бренд, его идею чаще всего подсказывали сами жители. Поэтому для создания бренда города необходимо выявить творческих людей, необходимо наладить контакт с ними, их контакт между собой, мобилизовать их творческую энергию. Большая часть работы по поиску бренда заключается именно в обсуждении, выборе предложений, дискуссиях. По мнению Визгалова, обычно «только дизайн бренда требует профессионального подхода», а идеи исходят от творческих людей из целевой аудитории. Необходимо проводить собрания, обсуждения, круглые столы, чтобы понять, как выдвинутые идеи воспринимаются людьми и насколько власть и бизнес готовы эти идеи поддержать. Важно понять, какие управленческие и инвестиционные проекты возможны для реализации, также важна реакция жителей на выдвинутые идеи. В результате обсуждений должна быть выбрана идея концепции бренда.

Брендинг - это во многом политический процесс. В России особенно важна поддержка руководства города, потому что люди привыкли, что все серьезные решения принимаются при участии или хотя бы с ведома властей. Если мэр или кто-то из других значимых представителей городской администрации не проникся задачами брендинга, то кампания, вероятнее всего, скоро заглохнет.

После создания концепции бренда необходимо сформировать имидж этого бренда, продвинуть его для целевых аудиторий. Недостаточно объявить, что концепция создана, что город решил позиционировать себя, скажем, как гастрономическая столица региона. Город не станет гастрономической столицей только в результате этого заявления.

Для того чтобы заявленная идея бренда не стала пустым звуком, а действительно имела успех, трансформировавшись в состоявшийся проект, необходима работа с городским пространством: от оригинальной и удобной организации уличного движения, запоминающегося ландшафтного дизайна до внедрения дизайна в городскую среду. Необходимо целенаправленное информирование целевых аудиторий о том, что происходит в рамках развития бренда города. Основной задачей при этом является поиск информационных каналов прямого выхода на целевые аудитории. Необходимо стремиться также к тому, чтобы позитивная информация о бренде города распространялась сама собой - без участия организаторов. Например, о старте интересного проекта могут сообщить сторонние СМИ, гости города могут рассказать о городе что-то хорошее друзьям и знакомым, какая-то информация проникает и обсуждается в интернете.

Иногда запрос на создание городского бренда может исходить «снизу». В таком случае люди должны создать документ, который будет в себе содержать аргументированные причины для финансирования данной кампании со стороны власти. При брендировании необходимо учесть три важных компонента: нужен бюджет, который выделят власти, план-график - структурированная последовательность действий и лидер - один-единственный представитель, который будет готов отвечать на любые вопросы, связанные с проведением кампании и руководить процессом создания бренда. Василий Дубейковский (руководитель CityBranding - проекта по разработке городских брендов) считает, что «если за 14 месяцев город не успел разработать свой бренд - не пришел к финалу, который бы всех устроил, то продолжать бессмысленно - надо начинать всё сначала: это эмоциональный процесс, он делается на подъеме, здесь важно не перегореть» . Однако важно понимать, что бренд города придумывается и формируется не навсегда и может (а зачастую и должен) корректироваться по мере развития города.

Кто вы? В каком месте родились? Что связывает вас с этим местом? Особые воспоминания, неповторимая атмосфера, уникальные личности? Ответов на эти вопросы может быть столько же, сколько и людей в мире, однако велика вероятность того, что у жителей одной и той же территории ответы будут чаще совпадать, чем расходиться, и это неудивительно: у каждого из нас есть образ того места, в котором мы живём, и глубокое чувство принадлежности к этому пространству.

Как ни странно, первостепенные задачи территориального брендинга, бешено набирающего популярность в последние годы, сводятся как раз к тому, чтобы выявить этот образ и сделать из неких неявных представлений и подсознательных картинок местных жителей очень чёткую и понятную айдентику (визуальную идентификацию) территории, не лишённую смысла и актуальной идеи. В идеале брендинг российских городов должен отражать лучшие стороны местной жизни и быть воплощением идеи, способной объединить вокруг себя горожан.

Источник: Citybranding.ru.

За последние годы больше сотни российских населённых пунктов пытались обзавестись собственным брендом, но большинство этих попыток с треском провалились. Причина кроется как раз в том, что разработчики чаще всего игнорируют этот глубинный смысл брендирования и преследуют сиюминутные утилитарные цели: попросту создают бренд исключительно для привлечения инвесторов и туристов.

В итоге город получает визуальную идентификацию, далёкую от реальности и непонятную местным жителям, которая, конечно же, быстро уходит в никуда без их поддержки. Что, в общем-то, лишний раз доказывает, что искусственно созданная уникальность города, которая далека от ценностей и самоощущения горожан, подобна фантику без конфетки и поэтому нежизнеспособна.

Мы решили собрать небольшую коллекцию брендбуков, созданных за последние годы для российских городов и регионов (удачных и не очень), чтобы показать, как, с одной стороны, одна маленькая деталь может превратиться в целый концепт развития территории, и как, с другой стороны, оторванная от реальности идея способна заслонить собой настоящую идентичность горожан.

В конце концов, брендинг когда-нибудь дойдёт до каждого города, и только от нас будет зависеть, найдём мы его созвучным нашему восприятию территории и окружающих людей или нет, примем или отвергнем.

Бренд Краснокамска
Разработчик: Besapiens

Для маленького городка Краснокамска, окруженного лесами и производящего бумагу для всей страны, команда дизайнеров Besapiens предложила идею оригами как основу визуальной айдентики города. По словам разработчиков, Краснокамск словно чистый лист бумаги: на нём можно писать, что хочешь, но стоит только изменить точку зрения, проявляется скрытый потенциал молодого города. Получилось весьма симпатично.

Источник: Chushov.com.

Бренд Астраханcкой области

Разработчики айдентики Астраханской области взяли за основу символику, которая ассоциировалась бы с Волгой и Каспием. Сине-голубые волны, конечно, хорошо смотрятся на баночках с килькой, хотя при слове «Астрахань» в голове неизменно возникают исключительно моря арбузов.

Источник: News.unipack.ru.

Туристический бренд Саратова

Ключ в айдентике Саратова, разработанной студией Артемия Лебедева, как бы намекает нам на открытость и дружелюбность города. Лозунг «Люблю бывать в Саратове» уточняет: здесь есть, что посмотреть, открыть и полюбить. С одной стороны — гениально, с другой стороны — чрезмерно обобщено. Что-то мне подсказывает, что Саратов не из тех городов, о которых ничего другого и не скажешь.

Источник: Artlebedev.ru.

Бренд Вологодской области

Логотип Вологодской области выбирался всем миром в интернете. Большинство пользователей проголосовало за красную «кружевную» птицу на белом фоне, которая целиком и полностью позаимствована у заслуженной художницы России вологжанки Ангелиной Ракчеевой, которая в 1984 году создала рисунок «Вологда». Яркий пример того, как без участия именитых креаторов жители сами нашли тот символ, который отражал бы их представления о месте, в котором они живут. Когда стартовал конкурс, губернатор области отмечал, что бренд должен объединить «патриархальную Вологду, динамичный Череповец, города-музеи Тотьму, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг». Что-что, а патриархальность точно не утрачена. Такая вот она, «Душа Русского Севера».

Источник: Newsvo.ru.

Бренд города Добрянка
Разработчик: Citybranding

Фирменный стиль города Добрянка, которому, видимо, на роду было написано стать столицей доброты, разрабатывался с учётом многих параметров. На логотипе изображены символы идентичности Добрянки (ГРЭС, культура, приверженность традициям и др.). В цветах лого присутствуют оттенки герба города, жёлтый и голубой, при слиянии которых появляется зелёный, что, по замыслу разработчиков, неплохо коррелирует с идеей доброты.

Источник: Citybranding.ru.

Туристический бренд Санкт-Петербурга
Разработчик: Студия Артемия Лебедева

Туристический бренд культурной столицы состоит из набора знаков, рассказывающих про интересные, приятные и незабываемые для гостей стороны жизни Петербурга. По словам разработчиков, «каждый знак — ясный и выразительный символ», допускающий огромное количество комбинаций. Возможно, город на Неве вызывает у каждого из нас гораздо больше объёмных культурных ассоциаций, далёких от набора плоских значков. Но бренд разрабатывался не для внутренних целей, а для внешних, и, скорее всего, для туристов этого более чем достаточно.

Источник: Artlebedev.ru.

Бренд города Урюпинск

Урюпинск, поселившийся в анекдотах и ставший символом темноты и глухомани («Брошу всё и уеду в Урюпинск!»), решил разрабатывать бренд под лозунгом «Урюпинск — столица российской провинции». Тонко, умно, не без доли самоиронии.

Туристический бренд Москвы
Разработчик: Minale Tattersfield

«Бренд создан для позиционирования города за пределами страны и направлен исключительно на внешнюю аудиторию. В проведенной работе мы выступили в качестве подрядчиков» — говорят представители агентства Minale Tattersfield. Собственно, добавить нечего.

Источник: Sostav.ru.

До этого свою версию бренда города представила Студия Артемия Лебедева. По крайней мере, здесь без труда можно догадаться, что речь о Москве.

Источник: Artlebedev.ru.

Бренд города Клин

Главной темой города, в котором провёл свои последние годы Пётр Ильич Чайковский, стал звук. В логотипе присутствуют цвета герба города, а сам лого выглядит как звуковая диаграмма. Слоган соответствующий: «Так звучит Клин!».

Источник: Adindex.ru.

Туристический бренд Ижевска
Разработчик: Студия Артемия Лебедева

Так вышло, что опять не обошлось без Артемия Лебедева. Креаторы студии так комментируют разработанный для города фирменный стиль: «В логотипе объединились удмуртский солярный символ-оберег, в котором легко читается буква Ж, трафаретный шрифт, символизирующий заводские традиции, а самые внимательные найдут и рожок от автомата «Калашникова» — одного из самых известных в мире продуктов, выпускаемых ижевскими мастерами».

Источник: Artlebedev.ru.

Бренд Екатеринбурга
Разработчик: Студия Артемия Лебедева

Как отметили разработчики, «логотип выглядит современно, но при этом не теряет связь с историей». Зеленый как цвет главных уральских драгоценностей, изумруда и малахита, дорисовывает картину. Впрочем, известные креаторы из Екатеринбурга очень холодно приняли работу Студии Лебедева.

Источник: Artlebedev.ru.

Бренд города Стерлитамак
Разработчик: Живые города

Второй по величине город Башкирии Стерлитамак на первый взгляд не имеет особых отличительных черт. Однако разработчикам удалось углядеть уникальность города в магическом числе 3. Как оказалось, в Стерлитамаке всё присутствует в тройном количестве — три горы, три реки, три предприятия и района, три вуза, три торговых центра и даже на гербе города изображены три гуся. В качестве визуального воплощения трёхмерного города выбрали объёмный треугольник. Вот так безвестный городок получил новую жизнь, «жизнь в объёме».

Источник: Sostav.ru.

Бренд Республики Татарстан
Разработчик: Центр стратегических коммуникаций «Апостол»

Новый бренд республики «Наследие Татарстана» призван увеличить туристическую и инвестиционную привлекательность региона. В основу концепции бренда легли 10 качеств, формирующих татарстанский архетип: скорость, выносливость, упорство и целеустремленность, достоинство, пытливость, чутье, следование традициям, мастерство, единство. Каждое из этих качеств визуально представлено в виде элементов стиля (выносливость – борцы кэреш, скорость символизируют изображение лошади, а достоинство – крылатый барс и т.д.). Сложенные вместе, эти символы формируют стрелу, которая олицетворяет культурное богатство региона и его постоянное развитие и движение вперед.

Источник: Islam-portal.ru.

Бренд Тульской области
Разработчик: Денис Визгалов, РА «Город»

Проанализировав вещи и события, которыми славится регион (Ясная поляна, Лев Толстой, Куликово поле, тульское оружие, тульский самовар, тульский пряник, тульская гармонь, белевское кружево, филимоновская игрушка и др.), разработчики выделили идеи гениальности и простоты как основополагающие для Тульской области. Так появился лозунг: «Здесь всё гениально и просто». Жаль только, что реализация логотипа через включение в него QR-кодов не то чтобы не смогла выделить эту замечательную идею, а просто-напросто убила её.

Источник: Sostav.ru.

Туристический бренд Ярославля
Разработчик: Студия Артемия Лебедева

Стрелка, которую выбрали в качестве логотипа Ярославля, неслучайна: исторический центр города расположен на стрелке рек Волги и Которосли. Кроме того, рисунок стрелки выполнен так, что в ней легко читается буква Я. Лаконично и со вкусом. Жаль только, что оригинальность айдентики попала под сомнение . А как всё хорошо начиналось.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ технологии формирования имиджа городов Канады, с целью привлечения жителей, инвестиций и туристов. Исследование особенностей продвижения имиджа города Торонто на современном этапе. Характеристика влияния достопримечательностей на брэндинг города.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Суть, определение и примеры маркетинговых стратегий. Примеры стратегических направлений развития городов: Великого Устюга, Мышкина, Сочи. Проведение вводного семинара по маркетингу и брендингу города. Сегментирование рынка, определение целевой аудитории.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Определение основных понятий брендинга в современных условиях маркетинговых коммуникаций. Характеристика проекта по созданию мастерской красоты, процесс создания бренда и рекомендации по улучшению эффективности коммуникационной политики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Брендинг как вид маркетинговых коммуникаций, его взаимосвязь с неймингом. Основы создания бренда. Анализ характерных особенностей создания названий российских и зарубежных журналов с точки зрения брендинга. Понятие, сущность и классификация ко-брендинга.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2010

    Понятие и структура бренда, основные составляющие. Брендинг: сущность и стадии. Главная задача пиарщиков. Роль брендинга в концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций. Вид формулы концепции бренда. Задачи родственных и индивидуальных брендов.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2012

    Понятие бренда города и бренда дестинации. Стейкхолдеры бренда города, их роль в стратегии бренда города. Характеристика методов, оценивающих результативность бренда города. Кампании по продвижению г. Казань как бренда, исследование по развитию туризма.

    дипломная работа , добавлен 30.11.2016

    Исследование понятия и роли брендинга в продвижении товаров и услуг. Анализ концептуальных и методологических основ маркетинговых механизмов продвижения территории. Характеристика социально-экономических показателей для формирования имиджа города Уфы.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2013

    Территориальный брендинг: сущность, предпосылки, основные понятия. Создание платформы территориальных брендов российских регионов, разработка визуальной айдентики; стратегии позиционирования. Этапы формирования имиджа бренда и выбор каналов продвижения.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

В московском центре Digital October в рамках международного образовательного проекта Knowledge Stream состоялась лекция португальского специалиста по брендингу территорий Жозе Торреса. Специально для The Village Анна Гилёва поговорила с экспертом и приводит семь главных советов, которые необходимо держать в голове, создавая бренд города.

Жозе Торрес

эксперт по брендингу территорий

Возглавляет собственное агентство Bloom Consulting, которое разрабатывает брендинговые стратегии для городов, территорий и государств. Среди его клиентов - правительства Португалии, Латвии, Болгарии, Польши, компании IKEA и McDonalds. Один из последних кейсов - создание бренда ещё до постройки города - Fashion City в бразильской агломерации Белу-Оризонти.

Почему логотип - это не бренд

Меня страшно раздражает, когда люди полагают, что создание бренда города - это создание логотипа. Да я просто ненавижу логотипы! Надеюсь, что когда-нибудь их запретят разрабатывать. Все думают, что если нарисовали логотип, то можно уже ничего не делать. А какой логотип у Италии или Барселоны? У США какой логотип? Никто не знает. Логотип - это ещё не бренд. Бренд - это те ассоциации, которые возникают, когда я говорю о Москве или о Нью-Йорке. Поэтому я всегда призываю города и страны, с которыми работаю, отказываться от логотипа. Иногда они слушают, иногда нет.


Амстердам
Белград

Берлин

Гамбург

Копенгаген

Как найти целевую аудиторию

При разработке брендинговой стратегии города в первую очередь надо понять, кто ваша целевая аудитория. По большому счёту есть всего три вида аудитории: иностранные инвесторы, туристы и таланты. Либо вы продвигаете город как туристическое направление, либо как место, привлекательное для инвестиций, либо как площадку для реализации талантов. И именно по этим направлениям ведутся первоначальные исследования и опросы, которые помогают понять, как у вас обстоят дела на каждом из фронтов.

Что делать, если ничего нет

В качестве примера возьмём некий регион в Польше. Предположим, что этот регион ничем не знаменит, его никто не знает, он неинтересен с точки зрения финансирования, потому что у него нет выраженных преимуществ.

Но вот вы провели качественное исследование, поговорили с жителями, привлекли лидеров мнений, обозначили цели брендинга, спросили международного совета и всё осмыслили. Теперь нужно понять следующее: какие инвестиции вы хотите привлечь, для каких секторов экономики, как эти секторы воспринимаются и какую добавленную стоимость могут предложить.

Допустим, результаты исследования показали, что в этом регионе один из лучших медицинских университетов Польши. Даже если этому региону больше нечем похвастаться в международном масштабе, то и это уже серьёзный актив. Ещё предположим, исследование показало, что развивается здравоохранение и фармацевтика. Вот вам отличная база для брендинговой стратегии.


«Пушистый Иисус» фактически создал бренд испанского города Борха и привлёк тысячи туристов

Что такое маркетинг

Это не логотипы и рекламные объявления. Вы, например, можете потратить весь бюджет, чтобы пригласить определённых людей в вашу страну или город. Если мы будем продолжать историю с Польшей - вам нужно создать регион с самым продвинутым медицинским исследовательским центром в мире. Однако вы понимаете, что прямо сейчас не можете так позиционировать регион. И вот три вещи, с которых нужно начать:

Привлечь 50 самых именитых учёных работать в регионе

Привлекать 150 иностранных студентов в год учиться в местном университете

Привлечь одну большую медицинскую компанию инвестировать в регион

Как мы будем привлекать этих людей, если нас не воспринимают как мировых лидеров? Ищите то, что может заинтересовать их: стоимость и качество жизни, хорошая экология, инфраструктура для семейных и так далее. Маркетинговая стратегия должна быть направлена на то, чтобы сделать жизнь людей лёгкой и комфортной, когда они приедут и поселятся в вашем регионе. И если уж вам нужно потратить деньги, то, поверьте, лучший способ - обеспечить бесплатный авиабилет для них и их семей, что-то вроде консьерж-службы, чтобы помочь им освоиться на новом месте, и так далее.



Бренд Fashion City в Бразилии - город моды, созданный Жозе Торресом


Как работают стереотипы

Брендинг территорий - это не про реальность, это про предубеждения. Как вы думаете, где сотрудники более продуктивно работают, в Испании или в Финляндии? Подумайте хорошенько. Испания - это что-то солнечное, там футбол, бои быков и сиеста. С двух до четырёх дня пустые улицы и закрытые магазины. Вероятно, эти испанцы, подумаете вы, очень расслабленные ребята, наслаждаются жизнью, любят музыку и ужасно ленивы. Это означает, что страна, где есть сиеста, будет иметь трудности в привлечении инвестиций, вам будет сложно доказать потенциальным инвесторам, что вы готовы работать.

А что вы знаете про Финляндию? Холодно, сауна, Санта-Клаус. Если вы инвестор, что вы выберете? Большинство выберет Финляндию. А между тем индекс производительности в 2012 году в Испании составил 112 на человека, а в Финляндии - 104. Это небольшая, но значительная разница. И если вы как инвестор воспринимаете Финляндию как суперпродуктивную страну, то получается, что вы потеряете деньги.

Предубеждения - это решающий фактор. И если их не учитывать, то страна теряет кучу денег. Для брендинга не важно, откуда взялись предубеждения, но нужно с ними работать. Например, Испания должна правильно связать сиесту с тем, что испанцы при этом готовы много и эффективно трудиться. Про свою страну вы наверняка знаете кучу предубеждений, которые мало связаны с реальностью. И вам нужно придумать, как с ними работать.


Рейтинг Bloom Consulting: страны, привлекательные для инвесторов.
Рейтинг Bloom Consulting: страны, привлекательные для туристов.

Почему нельзя врать

Москве и другим городам не нужно быть идеальными для того, чтобы начать брендинг. Есть много городов, регионов, которым недостаёт инфраструктуры, политической стабильности и других важных вещей, главное - попытаться найти что-то позитивное. Вот мы работали с регионом на юго-западе Португалии, и там нет ничего. Чтобы попасть на пляж, нужно долго ехать. Не было никакого покрытия сотовой связью. Было много других проблем. Я даже не знал, с чего начать. Но мы поняли, что в этом месте особенное: приятно приехать на пляж, где нет никого, здорово быть на краю света. Знаете, есть туристы, которые любят пустые места, побыть в одиночестве, наедине с природой. То есть всё зависит от того, под каким углом вы посмотрите на проблему. Но никогда не давайте обещаний, которые не сможете исполнить. Никого не пытайтесь обмануть. Многие регионы так делают, но это не работает в долгосрочной перспективе.

Какие ставить цели

У брендинговой стратегии обязательно должны быть цели, причём измеримые. Это делает бренд более осязаемым, помогает мониторить результаты, оправдать дополнительные расходы, если вы не уложитесь в бюджет, и вообще держать проект в тонусе. Строго говоря, брендинг территорий проваливается не потому, что нет креативных идей, а потому, что нет внятной методологии, непонятно, как делится ответственность за реализацию и измеряется эффективность.

Допустим, вы мэр и решаете вложить миллион долларов в стратегию ребрендинга города. Приходит через год журналист и говорит: «Миллион евро вы потратили, а каковы же результаты? Вот люди голодают, люди нуждаются в образовании, есть пенсионеры, которые умирают на улицах. Зачем вы тратите этот миллион на что-то непонятное?» Вам необходимо будет показать людям результаты работы, то, что можно измерить. Конечно, не все изменения к лучшему происходят благодаря брендинговой стратегии, но вам нужно сосредоточиться на том, как намеченные вами цели повлияют на экономику или социальную жизнь, как они отразятся, например, на росте ВВП, инвестиций и налоговых поступлений в бюджет, диапазоне зарплат, количестве студентов и выпускников, нанятых в новые компании, и так далее.

gastroguru © 2017